достаточно было громко ударить по столу Меня попросили прокомментировать
интервью М.С. Солонина "Новым известиям". Все интервью я комментировать
не буду, только один, но очень показательный пассаж.
Предварительное замечание: есть историки, которые работают с документами, а есть историки, которые работают с
массовым бессознательным. К сожалению, в сегодняшней России гораздо популярнее вторые, причем это касается
как сталинистов (в большей степени), так и антисталинистов (в несколько меньшей степени).
М.С. Солонин как раз яркий пример историков второго типа, он не знает немецкого языка, что, разумеется,
весьма ограничивает его возможности по работе с источниками, зато он знает, какие тезисы понравятся его аудитории.
И вот в интервью читаем:
"Фашистская Германия с самого начала была крайне агрессивным государством. Безусловно, она была нацелена на войну, на агрессию, на захват. Однако же, как говорится, «бодливой корове Бог рогов не даёт». Германия была связана по рукам и ногам ограничениями Версальского договора, который запрещал ей иметь военную авиацию, артиллерию крупных калибров (максимум 105-мм), накладывал жесткие ограничения на количество пушек, количество снарядов, на численность вооружённых сил (максимум 10 дивизий). Для сравнения: у Сталина на начало второй мировой войны было 150 дивизий, а у французов - 80. Поэтому только в 1935 году, после того как нацисты, захватившие власть, заявили, что они больше не считают себя связанными условиями Версальского договора, началось строительство германских Вооруженных сил.
[...] к концу 30-х годов по количеству дивизий Красная армия превосходила любую европейскую армию, а по числу танков и самолётов она превосходила армии Англии, Франции и Германии вместе взятые. Гитлер как ни старался, но догнать Сталина в столь короткий срок не смог.
Наряду с количеством, не забудем и про качество. На момент начала Второй мировой войны больше половины танкового парка вермахта составляли легкие танкетки с пулеметным вооружением [...]
Обладая такой подавляющей военной мощью, Сталин мог даже и не вступать в войну - достаточно было громко ударить по столу, и Гитлер не посмел бы напасть на Польшу."
К сожалению, интервьюируемый живет в имажинарном мире Великого Сталина, которого Все Боятся, и не имеет совершенно никакого представления об устройстве нацистского государства и его расовой доктрине или, возможно, считает, что это доктрина была искусственным образованием типа сталинской конституции. Нет, немцы действительно смотрели на восток сверху вниз и количество танков тут было совершенно второстепенным, тем более что военная разведка немцев в отношении СССР была очень поверхностной и недостаточной.
Как можно прочитать в крайне познавательной книге (историка, работающего с документами) Р.-Д. Мюллера "Враг стоит на востоке" вермахт уже 1938-39 гг. считал войну с СССР возможной и выполнимой задачей. Согласно генштабовскому анализу возможного нападения СССР от ноября 1939 года: "Красная армия отважится выступить против Германии только в случае тяжелого поражения вермахта на других фронтах. Для этого она располагала примерно 80 дивизиями и ввиду плохой оперативной подготовки командования была в состоянии осуществить лишь несложную операцию."
Далее Мюллер пишет: "Поскольку эффективность Красной армии расценивалась как крайне низкая, то не было никаких сомнений в том, что Германия в случае необходимости сможет ответить на эту чисто гипотетическую опасность собственными ограниченными военными силами...
Представление о Красной армии с началом [Второй мировой] войны нисколько не изменилось, а напротив, благодаря встрече с советскими войсками в Восточной Польше и по результатам войны с Финляндией была подтверждена прежняя оценка: неподготовленный командный состав, «слегка прикрытое азиатское поведение», простой солдат - непритязательный и тугой на ум. В данном случае интересно не столько предположение, что речь идет о традиционном чванстве офицеров германского Генерального штаба, которое привело к опасной недооценке Красной армии, сколько то, что немецким ответственным офицерам в качестве трофеев достались документы Генштаба польской армии, и в них была найдена аналогичная оценка, которую использовали в подтверждение немецкой. Независимо от моральной оценки противника на Восточной кампании, например, фатальным образом сказался тот факт, что от германских разведслужб ускользнуло наличие у Красной армии танка Т-34."
Далее в интервью М.С. Солонин и вовсе приводит в качестве аргумента давно разоблаченную фальшивку о "
речи Сталина от 19.08.1939" (автором которой предположительно является женевский эмигрант Харитон Шавишвили или близкие ему круги), но давайте опустим над этим занавес милосердия..