Сегодня у нас в проекте
20 век в цвете 1968 год в СССР. Это был очень яркий год в истории нашей страны, полный надежд, побед и свершений.
Советским людям было, чем гордиться.
На летних Олимпийский играх в октябре 68-го наша сборная уверенно заняла второе место, уступив лишь американцам (при этом опередив их по числу серебряных медалей).
Парадная форма советских спортсменов для летней Олимпиады в Мехико, Фотохроника ТАСС, 1968:
Трудно представить, чтобы советских атлетов послали выступать под нейтральным флагом, в виде ошмётков от сборной.
В 1968-м из французского Гренобля советские хоккеисты увезли всё золото, став победителями во всех номинациях - чемпионами Олимпиады, мира и Европы!
.
Тогда спорт был не только делом политического престижа и предметом национальной гордости, но и частью образа жизни советских людей. Всю страну охватила огромная сеть спортивных обществ, клубов и детско-юношеских спортивных школ, гда растили новую смену чемпионов.
Парад физкультурников в Москве, 12 июня 1968:
Чемпионат Прибалтики, 1968:
Параллельно физкультурно-спортивному движению в СССР быстрыми темпами развивалась система народного здравоохранения и санаторно-курортного обслуживания населения. с каждым годом в здравницы отправлялось всё больше и больше людей.
Номер люкс в одном из сочинских санаториев, РИА Новости, Денисенко, 1968:
Столовая в сочинском санатории, РИА Новости, Денисенко, 1968:
Для тех, кому на посчастливилось с путёвкой, курорт был на городском пляже.
Тогда в любом городе в хороших летний день там было такое же столпотворение, как на этом московском снимке фотографа Эрхарда Кранца:
Сейчас такое, конечно, сложно представить.
Как трудно представить, что 50 лет назад все спокойно пили из общих стаканов (фотограф Erhard Kranz):
А вот сами эти красные автоматы в 2010-е вернулись в Москву, как дань ностальгии и ретро-моде.
Не удивлюсь, если когда-нибудь увидим вновь и эти квасные бочки, без которых 50 лет назад не обходился ни один городской пейзаж в СССР (фотограф Erhard Kranz):
Группа студентов Металлургического института на пикнике в парке близ Москвы, фотограф Bill Eppridge, август 1968-го:
Вот так одевались в нашей стране полвека назад, фотограф Erhard Kranz:
К 1968 г. достигла своего расцвета высокая советская мода, покорившая даже пресыщенный Запад.
Весенние комбинированные костюмы из новых шерстяных тканей.1968 г. Фотохроника ТАСС П.Федотов:
Демонстрация пальто и вечернего платья.1968 г. Фотохроника ТАСС П.Федотов:
"Sputnik" показывает последний писк советской моды октября 1968 г.:
В 1968-м была снята культовая советская кинокомедия "Бриллиантовая рука". Фото со съёмочной площадки в Старом городе Баку:
Теперь это туристическая достопримечательность:
Премьера фильма состоялась 28 апреля 1969 года.
Режиссер Андрей Михалков-Кончаловский (в центре) с актерами Ириной Купченко (Лиза) и Леонидом Кулагиным (Лаврецкий) на съемках фильма «Дворянское гнездо». «Мосфильм». В.Уваров, РИА Новости, 1968:
Советский автопром в 68-м порадовал страну рядом новинок, но эти новинки, увы, не первой свежести. Именно в этой сфере уже тогда начали проявляться первые признаки будущего застоя и отставания.
В начале 1968 г. была собрана опытная партия в 32 экземпляра нового советского автомобиля среднего класса ГАЗ-24 "Волга", который должен был заменить морально устаревшую старую, 21-ю "Волгу".
Советский автомобиль ГАЗ-24 "Волга", выпускаемый с 1968 г. на Горьковском автомобильном заводе. Добровольский, РИА Новости:
На фото самая первая серийная версия машины, у которой боковые зеркала размешались на передних крыльях.
Увы, созданный по американской моде 1962 года дизайн к 1968-му уже начал стремительно устаревать, а поставить на большой конвейер новую "Волгу" удалось лишь в 1970 г.
Несмотря на неуклонный рост производства легковых автомобилей, они оставались предметом роскоши для советских граждан, вплоть до пуска на полную мощность ВАЗа. Гораздо более доступны населению были мотоциклы, выпускавшиеся в 1960-е сотнями тысяч. И их владельцев никому не приходило в голову называть "байкерами"))
Ижевский машиностроительный завод. Главный конвейер. Владимир Первенцев, РИА Новости, 1968:
Подавляющее большинство населения не имело вообще никакого индивидуального моторного транспорта и передвигалось исключительно на общественном транспорте.
В 1968 г. после 6-летних мытарств началось серийное производство автобуса ЛиАЗ-677 (1968-1994 гг.), ставшего одним из визуальных символов брежневской эпохи. Пассажиры дали ему ласковое прозвище "скотовоз".
Даже на профессиональном рекламном снимке того времени машина не выглядит шедевром дизайна:
С главного конвейера его сняли только в 1994 г., но на местных авторемонтных заводах его продолжали собирать вплоть до 2000-го!
Всего же с 1968 по 2000 год было выпущено около 200 тыс. машин, 7133 автобуса поставлено на экспорт в 16 стран мира: более массового автобуса, чем ЛиАЗ-677 у отечественного автопрома не было, и, наверное, не будет.
В некоторых областных городах России этот трудяга продержался до конца 2000-х (а в Арзамасе они до сих пор ходят).
См.
подробнее историю этого легендарного автобуса.
1968-й оказался весьма знаковым для истории отечественной гражданской авиации.
В 1968-м состоялся первый регулярный пассажирский рейс между СССР и США:
Конструкторское бюро Андрея Туполева выполняло задачу по разработке современного пассажирского самолёта, не уступающего по своим параметрам созданному в то время Боингу-727. Первый опытный экземпляр с бортовым номером СССР-85000 построен в 1966 году. Его и поднял в небо 3 ноября 1968 г. лётчик-испытатель Юрий Сухов. Самолёт имел возможность принять на борт до 164 человек. В те годы ни один лайнер не мог столь быстро набирать высоту и в то же время столь эффективно снижаться.
3 октября 1968 года состоялся первый полёт самолёта Ту-154:
Самый лучший подарок к Новому году - самолёт, ставший символом скорости и комфорта. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт был разработан в конструкторском бюро Туполева. Из особенностей нового лайнера отметим одну: снижение посадочной скорости на Ту-144 осуществлялось уникальным для гражданских самолётов способом - при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла.
Ту-144 перед первым полетом:
Первый 37-минутный полёт выполнил лётчик-испытатель Эдуард Елян. Машина показала себя «послушной и летучей».
Первый полет? 31 декабря 1968 года, фото Ю. Чуприков, ТАСС:
Лайнер мог взять на борт до 150 пассажиров. Советским конструкторам удалось обогнать авторов «Конкорда»: его первый полёт состоялся на два месяца позже. Производство Ту-144 было развёрнуто в Воронеже. Но пассажирские рейсы начнутся только с 1 ноября 1977 г. (маршрут Москва - Алма-Ата), чтобы навсегда завершиться уже 1 июня 1978 г. Символ советской технологической мощи оказался очень дорогой и недолговечной игрушкой...
Начиная с 1967 г. СССР вступил в череду больших юбилеев.
В 1968-м отметили полувековой юбилей Комсомола.
Праздничная демонстрация на Красной площади, архив РИА Новости:
Но самый главный юбилей СССР - столетие Ленина - был ещё в переди. К нему готовилась вся страна.
Строительство ленинского мемориала в Ульяновске, 1968:
Эта меастройка навсегда изменит облик исторического центра старого Симбирска.
Конечно, 1968-й состоял не только из торжеств и приятных событий.
27 марта 1968 г. Юрий Гагарин при невыясненных обстоятельствах в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области погиб первый космонавт планеты Юрий Гагарин.
Траурный митинг30 марта 1968 г. В.Мусаэльян, В.Севастьянов, ТАСС:
Во внешней политике СССР 1968 год стоял где-то посередине между "Холодной войной" (1946-1954) и "Разрядкой" 1970-х.
Во Вьетнеме фактически велась война "по доверенности" против Соединённых Штатов. За несколько лет советские зенитчики (при помощи вьетнамских товарищей) сбили несколько тысяч (!!!) америнских самолётов и вертолётов и это не приводило к каким-то фатальным последствиям. Кстати, никакое "искривление земной коры" работе советских зенитчников не мешало.
Плакат в Москве, 1 мая 1968 г.
21 августа 1968 г. советские войска при поддержкке других армий соцсодружества вошли в Чехословакию: