Корень всех бед - церковный раскол (интервью митрополита Запорожского Луки грузинским СМИ)

Nov 27, 2024 06:45



Корень всех бед - церковный раскол (интервью митрополита Запорожского Луки грузинским СМИ)

Владыко, для Украинской Православной Церкви настали непростые времена. Во всем православном мире на сегодняшний день именно она преследуется напрямую силой государственной машины. Скажите, пожалуйста, первопричиной этого является начало войны или есть более глубинные причины?

- Корень всех бед - церковный раскол. Мы страдаем от него уже несколько десятилетий. Сначала наши храмы захватывались силами «Киевского патриархата», который возглавлял имевший хорошие связи с высшим руководством страны Филарет Денисенко. Теперь это делают сторонники так называемой «Православной церкви Украины», созданной в 2018 году при прямом участии экс-президента Петра Порошенко и Константинопольского патриархата.

Война лишь обострила соответствующие процессы. Ведь фактически масштабное давление на нашу Церковь идет уже 10 лет. И я бы даже сказал, что главным фактором, который по итогам привел к прямым гонениям на УПЦ, стало неправомерное вмешательство Фанара в украинские церковные дела.

Без легализации украинских раскольников противники канонической Церкви мало что могли реально сделать. А теперь на всех уровнях «ПЦУ» продвигают как единственную структуру, которая должна окормлять украинских православных. Нас попросту хотят скопом туда загнать. При этом не оставляя возможности даже уйти в подполье. Например, во Львове местные жители и радикалы, при поддержке СМИ и Львовского городского совета, отслеживают места, в которых верующие Украинской Православной Церкви могли бы собираться на молитву, ввиду отсутствия у них храмового помещения для совершения полноценных Богослужений. Более того, активисты препятствуют изгнанным из храмов местным общинам УПЦ арендовать помещения и приспособлять их под временные храмы.

И это лишь малая толика нарушений прав верующих нашей Церкви. Нарушений, ответственность за которые несет не столько «ПЦУ», сколько Константинопольский патриархат.

2. Скажите, пожалуйста, насколько едина УПЦ в этой ситуации? Нет ли разброса мнений среди духовенства? Отвернулись ли прихожане от нее?

- На так называемый «объединительный собор» в 2018 году, по итогам которого была создана «ПЦУ», пришло всего два епископа Украинской Православной Церкви. Два из более, чем сотни иерархов! Из более чем двенадцати тысяч священников лишь только чуть больше ста из них перешло в новую структуру. Думаю, что эти цифры говорят сами за себя.

В нашей Церкви нет повсеместной поддержки идеи слияния с организацией, легализованной Фанаром. Понятно, что существуют случаи перехода наших священников в «ПЦУ» в силу страха за свое будущее или желания сохранить имеющиеся блага. Однако это мизерная часть от числа тех, кто продолжает нести свое служение в нашей Церкви!

В основном мы теряем храмы из-за силовых захватов или фальсификаций с уставными документами общин по принципу рейдерских захватов. Однако наши противники, в основном, празднуют пиррову победу. Ведь захватив стены, они не могут захватить человеческие души. Изгнанные из своих храмов наши священники и верующие продолжают хранить верность канонам. А у рейдеров на «службах» попросту пусто! И поэтому многие отобранные храмы так и стоят закрытыми, либо используются в качестве кинотеатров или концертных залов. У «ПЦУ», по их же сообщениям, нет ни «священников», ни «паствы», чтобы заполнить храмы.

Аналогично и с монашествующими. Яркий пример - Киево-Печерская Лавра. Из нескольких сотен монахов только один согласился перейти в «ПЦУ» и «опекать» в качестве «епископа» отобранные у УПЦ объекты обители. Так вот на его «службах» в Лавре часто не набирается даже 20 человек! В то время как оставшиеся у нашей Церкви храмы из комплекса обители постоянно наполнены людьми. И это является хорошей иллюстрацией к Вашему вопросу о том, отвернулись ли от УПЦ ее прихожане.

3. Насколько широк охват православных верующих в Украине? Много ли практикующих православных, регулярно посещающих храмы?

- Наша Церковь - это Церковь всей Украины. Ведь наши епархии представлены на всей территории страны. Что же касается практикующих православных, то, конечно, хотелось бы, чтобы на постоянной основе в храмы ходило бы 20-30 процентов населения Украины. Чем больше людей, тем сильнее молитва, тем больше покаяния. А это очень важно. Особенно сейчас, когда мы переживаем очень непростые времена.

4. УПЦ сохранила евхаристическую связь с РПЦ, но есть ли коммуникация между иерархами с обеих сторон в нынешней ситуации?

- Коммуникация с нашей стороны не возможна, так как это чревато уголовным преследованием.

5. Немало Ваших духовных братьев, иерархов УПЦ, было арестовано. Насколько справедливо идет процесс расследования и суд?

- Хотел бы уточнить, что некоторые находятся под разными мерами пресечения, от ночного домашнего ареста до заключения под стражу. Этим оказывается прямое давление на епископат Церкви. Самый вопиющий случай - это ситуация с митрополитом Арсением Святогорским,  наместником Святогорской Лавры.

Иерарх находится уже почти 7 месяцев в тюрьме без приговора, что идет вразрез с законом.

Причем на каждое судебное заседание его перевозили около 16 часов от тюрьмы до суда и обратно в нечеловеческих условиях - без воды и пищи, летом это происходило при адской жаре, в тесной закрытой кабине, в наручниках, по территории, где ведутся активные боевые действия. Отдельно обратите внимание на размеры камеры для транспортировки - 50 х 70 х 150 см. Лишь только недавно ему разрешили участвовать по видеосвязи.

Некоторые заседания суда проходили каждый день, что, как он сам говорит, у него почти не было возможности спать, что является абсолютным психическим и физическим мучением. Митрополит вообще находился в общей камере с людьми, которые подозреваются в уголовных преступлениях.

На примере Украины реализовывается стратегия Ватикана и Фанара по объединению православных и католиков (интервью митрополита Запорожского Луки грузинским СМИ, часть третья)

6. После принятия закона №8371 можно ли утверждать, что не только УПЦ, но и Православие в целом, как конфессия, оказалось под запретом?

- Я бы даже усилил акцент - не под запретом, а под угрозой уничтожения.

Это предполагается сделать по простой схеме - разгромить УПЦ, влить ее остатки в «ПЦУ», а затем объединить эту структуру с Украинской греко-католической церковью.

Фактически сейчас на примере Украины реализовывается стратегия Ватикана и Фанара по объединению православных и католиков, которая впоследствии может быть применена на более широком уровне. Ее первоначальная цель - сформировать новую унию на базе «ПЦУ» и УГКЦ.

Если данная задача будет выполнена, то Константинопольский Патриархат и Ватикан станут использовать «украинский прецедент» в качестве доказательства того, что воссоединение православных и католиков без изменения догматов их учений является достижимым и реальным.

7. Каково отношение к происходящему со стороны других конфессий и вероисповеданий?

- К сожалению, какой-то более или менее серьезной поддержки внутри Украины наша Церковь, мягко говоря, не получает. Наоборот - Всеукраинский Совет церквей и религиозных организаций (в который входят представители РКЦ, протестантских, мусульманских и иудейских структур, УГКЦ и т.д.) поддержал законопроект, направленный на запрет УПЦ.

Почему так получилось? Наверное, каждый преследует свой интерес. Кто-то хочет сохранить хорошие отношения с властью, кто-то плотно связан с внешними силами, которые пролоббировали создание проекта «ПЦУ», кто-то желает просто поглотить УПЦ, а кто-то - создать условия для дальнейшего окатоличивания Украины.

8. Насколько для Вас опасно отвечать на наши вопросы?

- Все в руках Божьих. Мне в любой момент могут инкриминировать что угодно. По принципу «а теперь докажи, что ты не верблюд».

9. Чувствуете ли Вы поддержку православных из других стран, в том числе из Грузии? Что скажете, уважаемый Владыко, православным верующим Грузии и всего мира, в том числе и России?

- К счастью, у нас есть много братьев и сестер из других Поместных Церквей, которые искренне переживают и молятся за нас. Мы очень благодарны священноначалию, духовенству и пастве многих Православных Церквей за оказанную поддержку - как словом, так и делом.

Мне очень близка Грузия. Я безмерно уважаю Патриарха Илию, с которым я лично знаком, он является для меня бесспорным духовным авторитетом. В своё время я был наместником Глинской пустыни, где начинали свой духовный путь очень почитаемые в Грузии. При моём наместничестве Украинской Православной Церкви были прославленны: митрополит Зиновий Тетрицкаройский, схиархимандрит Серафим (Романцов); их духовные чада схиархимандриты Филарет и Вениамин посещали нашу обитель. Мне дорого общение с рядом иерархов Грузинской Церкви, в котором я неоднократно черпал силы и энергию для своего служения.

Поэтому я хотел бы пожелать всем православным Грузии и других православных стран хранить мир с Богом, не отпадать от Него и усиленно призывать Его милость, быть верным чадом Матери-Церкви. Тем самым мы обеспечим мир и благополучие для наших народов. Ведь, как сказал святитель Николай Сербский, война человека против человека является следствием войны человека против Бога. Так давайте всегда воевать с грехом, а не с Господом!

Источник (перевод - команда Правблог)

грузия, репрессии, лука, православие

Previous post Next post
Up