Процесс, аналогичный нюрнбергскому, прошел и в Японии. На скамье подсудимых оказались 29 человек, в основном министры и военачальники. В России о Токийском процессе говорят редко, хотя СССР как страна-победительница тоже принимала в нем участие и имела в ;трибунале и судью, и обвинителя.
Алексей Дурново - об основных фигурантах военного суда для Дальнего Востока.
Токийский процесс
Процессуально Токио мало чем отличался от Нюрнберга. Японских военных и политиков также судили за массовые убийства, преступления против человечности и мира, нарушения международного законодательства и развязывание войны. Трибунал был собран по инициативе Дугласа Макартура, главнокомандующего союзными оккупационными войсками. По составу он был куда шире Нюрнбергского. Вместо четырех судий - сразу 11. В Трибунал ввели представителей Китая, Британской Индии, Австралии, Новой Зеландии, Нидерландов, Канады и Филиппин, то есть, всех, кого затронули военные действия Японии.
Смертная казнь
К высшей мере наказания суд в итоге приговорил семерых обвиняемых.
Кендзи Доихара. Генерал. Был шефом японской военной разведки и считался идеологом и организатором Японо-Китайской войны, которая началась еще в 1937 году. В последние дни Второй Мировой командовал обороной японских островов, а до этого руководил несколькими фронтами и инспекцией боевой подготовки. Являлся принципиальным противником безоговорочной капитуляции. Судя по всему, именно Доихара отговорили правительство от переговоров, после разрушительной бомбардировки Токио в марте 1945-го.
Сейсиро Итакаги. Генерал и министр армии. Смертного приговора для Итакаги железно требовал Китай. Дело в том, что на первых этапа Японо-Китайской войны он командовал печально известной в Поднебесной 5-й дивизией, которая сыграла ключевую роль в битвах за Пекин и Тайюань. Позже он был начальником штаба Экспедиционной армии (также печально известной), которая вела наступление от Шанхая вглубь Китая. Генерала, среди прочего, обвиняли в преступлениях против мирного населения на оккупированных территориях.
Хейтаро Кимура. Генерал. Кимуру обвиняли главным образом в планировании и видении преступной войны. С 1941-го он был заместителем министра армии и участвовал в подготовке всех ключевых военных операций Японии в Китае и Тихом океане. Войну он закончил на бирманском фронте. К слову, голландский и индийский судьи долго настаивали на оправдании Кимуры, основывая свои доводы на том, что понятие «планирование преступной войны» не вполне укладывается в юридические рамки.
Иванэ Мацуи. Генерал. Мацуи назывался главным виновником Нанкинской резни - одного из самых страшных эпизодов Второй мировой войны. Это был шестинедельный террор, устроенный японскими солдатами в занятом ими Нанкине - столице Китайской республики. Жертвами резни, по разным данным, стали от 40 до 300 тысяч гражданских лиц. Это без учета пострадавших, искалеченных и изнасилованных. Армией, взявшей Нанкин, командовал как раз Мацуи. Генерал, впрочем, отсутствовал в городе во время резни. По некоторым данным, он даже пытался ее остановить, но его ответная реакция свелась к уничтожению большого количество документов, связанных с организацией массовых убийств. Именно это уничтожение документов и стало основой обвинения. Мацуи приговорили к смертной казни.
Мацуи на параде в захваченном Нанкине
Акиро Муто. Генерал. Именно Муто стоял за инцидентом на мосту Марко Поло, входе которого произошла стычка между японскими и китайскими солдатами. На Токийском процессе было доказано, что стычка являлась провокацией, необходимой Империи для развязывания войны. Организатором инцидента был признан Муто, ибо именно он командовал разведкой Квантунской армии. Это было не единственное преступление, в котором обвиняли генерала. Именно по его приказу осуществляли убийства мирного населения на Филиппинах и Суматре, а также пытки военнопленных.
Хидэки Тодзио. Премьер-министр и министр армии. Главный обвиняемый на Токийском процессе. Как глава правительства был признан ответственным за все военные преступления, совершенные японской армии в период его руководства кабинетом министров. Ему инкриминировали развязывание войн против США, Китая, Франции и Нидерландов, а также в издании приказов о жестоком обращении с военнопленными. Японские генералы нередко пренебрегали положениями Женевской конвенции в отношении военнопленных, что было санкционировано Тодзио. Перед арестом бывший премьер-министр предпринял неудачную попытку самоубийства. Врачи долго лечили его, чтобы он смог предстать перед судом.
Тодизо - главный обвиняемый Токийского процесса
Коки Хирота. Дипломат. Министр иностранных дел. Премьер-министр. На Токийском процессе Хироту обвиняли в нарушении международных законов и планировании войны против Китая. Любопытно, что, будучи министром иностранных дел, он выступал против боевых действий и эскалации конфликта с Китаем. Но до этого, занимая пост премьер-министра, Хирота успел заключить стратегический союз с Германией и Италией. Выходило, что Японию во Вторую Мировую втянул именно Хирота.
Другие важные подсудимые
Фумимаро Коноэ. Премьер-министр. Родственник Императорской семьи и глава правительства на первых этапах войны. Существует мнение, что Япония могла бы выйти из пакта с Германией и Италией, если бы не жесткая позиция Коноэ. Больше того, именно он настаивал на усилении территориальной экспансии в Китае и максимально жесткой войне с США. В 1938-м подписал указ о мобилизации. Это был непросто массовый призыв гражданских лиц в армию, закон еще и лишал парламент контроля над правительством. После войны Коноэ, вероятно, рассчитывал на помилование как родственник императора. Но Макартур отказался признать его членом августейшей семьи. Бывший премьер-министр должен был стать главным фигурантом токийского процесса, но в ночь перед арестом Коноэ принял яд.
Сюмей Окава. Философ, политик и пропагандист. Окаву иногда называют японским Геббельсом. Он был идеологом японского милитаризма, а во время войны занимался пропагандой. На Токийском процессе его бы почти наверняка приговорили к смертной казни, но Окава начал подавать признаки острого психического расстройства. Существует версия, что это была продуманная инсценировка. Тем не менее экспертиза признала Окаву невменяемым, после чего он был исключен из списка обвиняемых. Остаток своей жизни он провел в различных клиниках.
Сюмей Окава
Осами Нагано. Маршал и адмирал. Обвинения, выдвинутые в адрес Нагано, были схожи с обвинениями, выдвинутыми на Нюрнбергском процессе против рейхсадмиралов Деница и Редера. Адмирал должен был нести ответственность за те случаи, когда японский флот атаковал и топил мирные, гражданские суда. Это был не единственный, но очень важный пункт обвинения. Нагано, впрочем, желал сотрудничать. Не исключено, что трибунал, в конце концов, приговорил бы его к пожизненному заключению или 20 годам тюрьмы, но адмирал не дожил до конца процесса. Он умер от сердечного приступа в январе 1947-го - за полтора года до вынесения приговора.
Кингоро Хасимото. Вице-президент парламента Японии. То, что этот человек оказался в списке подсудимых, у многих вызывало удивление. Он был политиком крайне правого толка. Требовал военной диктатуры одобрял милитаризм и поддерживал ведение войны по всем направлениям. Вот только одно дело - поддержка, а другое дело - решения, которых Хасимото не принимал. Он и вице-президентом парламента стал только в 1944-м году, когда война уже близилась к трагическому для Японии финалу.
Впрочем, Хасимото был убежденным антиамериканистом. Видимо, это и сыграло свою роль. Тем более, что известность ему принес инцидент, произошедший в декабре 1937 года. Тогда Хасимото, командовавший артиллерийским расчетом, приказал открыть огонь по американской канонерке, проходившей по реке Янцзы. Судно было потоплено. Вашингтон пригрозил Японии разрывом дипломатических отношений (государства еще не находились в состоянии войны), но Хасимото так и не понес никакого наказания. Токийский процесс едва сделал из него мученика. В итоге он был условно-досрочно освобожден из тюрьмы уже в 1954 году, хотя изначально его приговорили к пожизненному заключению.
.