О националистическом подполье Буковины
даже в современной Украине информации на порядок меньше, чем о таком же подполье в других регионах. Причин этому много, и среди них не только доминирование там «мельниковщины», которую нынешние свидомые чтят меньше «бандеровщины». Дело в том, что нет никаких особых «достижений» в деле сопротивления Советам при существующей лояльности к румынской оккупации. Опять же отсюда «взошёл на кровавый пьедестал» Буковинский курень, вспоминать который невыгодно с точки зрения навязываемого образа «добрых нацистов».
ОУН* появилась на Буковине в 30-е годы в условиях активного национального движения украинцев. К примеру, член ОУН Юрий Сербинюк возглавлял секретариат Украинской национальной партии в Румынии и даже был депутатом румынского парламента. Бывший петлюровец, начальник разведки УНР Дмитрий Геродот руководил ОУН в самом Бухаресте.
Отношение к СССР местных националистов было крайне негативным, отчего после присоединения Буковины в 1940 году самыми агрессивными были именно украинские буковинцы. Дело доходило до боёв вдоль новой границы. Как результат - репрессии НКВД и арест местного проводника ОУН Виктора Кулишира.
Мельниковская фракция ОУН изначально была прогерманской и потому после вторжения Гитлера вооружённые отряды ОУН устраивали диверсии и стреляли в спину отступающим частям РККА.
Но вопреки ожиданиям украинствующих, сюда прибыли румыны. После торжественной встречи «вызволителей» те устроили еврейские погромы и издали приказ об оккупационном режиме на Буковине. Началась неразбериха, ибо украинство жаждало автономии, демонстрировало абсолютную лояльность немцам и даже создало в Вижнице Украинскую национальную Раду, где, как обычно, на одно кресло было пять гетманов.
Но в планах Берлина ОУН отводилась роль шестёрок, а у шестёрок автономий не бывает. Антонеску был важнее, и потому Гитлер предоставил румынам не только Буковину, но и Транснистрию. Немцы «разделяли и властвовали», украинство возмущалось, а сигуранца начала прессовать наиболее активных националистов.
Буковинские мельниковцы ОУН неоднократно обращались в Берлин с намёками на расширение их прав и даже приняли решение о создании в помощь немцам боевых структур во главе с Петром Войновским, младшим офицером румынской армии. Так возник Буковинский курень, фактически подчинявшийся немцам и отправившийся походной группой на Восток с главной целью - пропаганды «мельниковского национализма». С пропагандистами шли палачи. Поход сопровождался жесточайшими еврейскими погромами, удивившими даже немцев.
Достигнув столицы УССР, именно буковинцы водрузили на колокольне Софии Киевской жёлто-голубой прапор, а курень обрёл мрачную славу, устраивая массовые расстрелы в Бабьем Яре, а после расформирования и вхождения большинства его членов в украинскую вспомогательную полицию и батальоны шуцманшафта уничтожая белорусские сёла, среди которых была и Хатынь.
Буковинский курень марширует по Киеву
Первоначально буковинские оуновцы чувствовали себя комфортно. Немцы даже согласились назначить бургомистром Николаева Ореста Масикевича, которого в ноябре 1941-го Альфред Розенберг в спецприказе отметил как «самого молодого и самого перспективного бургомистра рейхскомиссариата "Украина"».
Бургомистр Николаева Орест Масикевич
Но симпатии немцев таяли по мере самостийных аппетитов оуновцев, которых решили изолировать до поры до времени в спецлагере, где «VIP-узники», включая Бандеру и Мельника (жившего в Берлине), комфортно провели время, совершенствуя свою теоретическую и практическую ненависть.
Гонения коснулись и буковинской ОУН, актив которой к зиме 1942 года был разогнан, а 24 декабря комендант Николаева бригаденфюрер СС Фриц Титман подписал приказ об аресте Масикевича и других руководителей.
В это же время происходил перелом ситуации внутри ОУН, где с 1943 года «огнём и мечом» укрепляли свою доминанту уже бандеровцы, создавшие УПА* и разворачивающие сопротивление наступающей Красной армии.
Однако создать структуру округа УПА-Юг в бандеровском штабе не смогли, как не удалось им укрепить влияние на Буковине, где в 1943 году появилась БУСА (Буковинская Украинская Самооборонная Армия), конфликтующая как с румынами и немцами, так и с советскими и румынскими партизанами.
Создатели БУСА и Буковинского куреня Василий Шумка и Пётр Войновский
Возглавил БУСА Васыль Шумка Луговой, имевший свои автономные отношения с абвером. Но в 1944 году Шумка, не желающий повторить судьбу Сциборского или Бульбы-Боровца, стал наводить мосты с УПА и действовать совместно с планами главного штаба.
В 1945 году, когда в Черновцах расположился штаб нового Прикарпатского военного округа, внутренние войска и опергруппы НКВД начали активные операции по ликвидации националистов.
18 февраля 1945 года опергруппа НКВД лейтенанта Ведерникова окружила схрон в с. Купка Глыбоцкого района и уничтожила группу бандитов во главе с Григорием Паламарюком Зелёным, дерзким руководителем кровавых налётов, славившимся своими «акциями возмездия».
В 1946 году проводником ОУН-УПА на Буковине стал «лыцарь Серебрянного креста» Васыль Савчак Сталь, его застрелили во время зачистки Шешорских лесов. После смерти Савчака бандеровцы распространили легенду, что его труп специально на самолёте отвезли в Киев для показа «большому начальству».
Большой удачей оперативников НКВД стал случайный арест проводника ОУН на Буковине Артемизии Галицкой Мотра, этот арест стал началом знаменитой оперативной игры.
Фанатичная националистка Артемизия при задержании пыталась застрелиться. Её ранение послужило поводом к подставной игре под руководством подполковника Беленко. Под видом боевиков УПА чекисты «выкрали» пленницу из больницы, расположив её на конспиративной квартире, и разыграли (с проверками) её встречу с «работниками центрального провода ОУН».
Артемизия Галицкая Мотря
В итоге Артемизия-Мотря разговорилась. Как докладывал в Москву нарком внутренних дел УССР В. Рясной, по наводке Галицкой было арестовано и ликвидировано до двух сотен руководителей бандеровского подполья.
Крайне ценной оказалась информация о переговорах, которые ОУН в марте 1944 года вело с румынской верхушкой в Кишинёве, Черновцах и Яссах, как рассказала сама Галицкая, которая лично добилась освобождения всех арестованных румынами оуновцев из Ясской тюрьмы.
Во главе переговоров сначала был Орест Масикевич, а после - известный бандеровский униат Иван Гриньох. С румынской стороны на переговорах присутствовал глава МИД Михай Антонеску - брат великого «кондукэтора».
Информацию Галицкой подтвердил и один из членов провода ОУН в Транснистрии Шимон Турчанинович.
Подписать некий большой договор бандеровцам и людям Антонеску не удалось - территориальные претензии националистов Бухарест слышать не желал, тем не менее УПА против румын практически не вела боевых действий, а часть членов ОУН осела в Бухаресте для продолжения сопротивления. Один из участников переговоров военный референт ОУН в Транснистрии Мефодий Павлишин (Денис Вредный) стал сотрудничать с румынской разведшколой. После ареста в конце 1944 года он дал много показаний. Его коллега Тимофей Семчишин, также входивший в группу переговорщиков и сотрудничавший с румынской разведкой, после ареста был расстрелян.
Информация о переговорах оказалась полезной для разведки и внешнеполитического ведомства СССР, особенно в условиях переворота и восстановления на троне короля Михая Первого.
Большая часть бойцов БУСА и их командир Луговой остались недовольны переговорами и группа раскололась. Большая часть вошла в Украинскую национальную армию Павла Шандрука, все они были перебиты в боях за Берлин, другая часть пошла в бандеровские отряды УПА. Кстати, самого командира БУСА Васыля Шумку за излишнюю самостоятельность убили хлопцы из Службы безопасности ОУН (СБ) в ноябре 1944-го.
Бандеровцы тоже рассчитывали на поддержку румын, но не властей. Для этого летом 1949 года по приказу Шухевича был проведен пропагандистский «рейд в Румынию» для поиска союзников в борьбе с коммунистами. Перейдя с боем границу, бандеровцы под командованием референта СБ Дмытра Билинчука Тучу месяц передвигались по территории Румынии, проводя митинги, раздавая листовки и газеты, призывая подняться на борьбу с большевизмом.
Билинчук был противником опытным, безжалостным и коварным. Его сдали свои в 1952 году, а в апреле 1953 года «Тучу» расстреляли в Лукьяновской тюрьме. Вместе с ним ликвидировали известного своей дерзкой засадой в Яремче, где погибло почти 50 солдат и сотрудников МГБ, Матвея Юлиана Недобитого, последнего проводника ОУН на Буковине.
Добитый МГБ Матвей Юлиан Недобитый
На заглавном фото. Буковинские националисты во время румынского рейда 1949 года