А в ЦРУ решили использовать киноленту «Иванна» в своей работе В 1960 году советский поэт Микола Бажан привез из Рима своему доброму приятелю, киевскому режиссеру Виктору Ивченко, вырезку из газеты, которая очень огорчила кинематографиста. В газете было опубликовано специальное послание папы Римского Иоанна XXIII по поводу фильма «Иванна», поставленного Ивченко на киностудии им. Довженко. Вскоре после того, как фильм появился в прокате в Польше, понтифик проклял его и его создателей, после чего «Иванну» запретили к показу во всех католических странах, а в Западной Украине верующим-униатам священники «настоятельно не рекомендовали» его смотреть.
Огорчение Виктора Ивченко было тем более сильным, что в 1959 году фильм получил Вторую премию на Всесоюзном кинофестивале в Киеве, а 20-летняя исполнительница главной роли Инна Бурдученко стала восходящей звездой кинематографа. Киноленту посмотрели более 30 миллионов человек.
Чем не угодила «Иванна» папе Римскому и другим католическим иерархам (особенно негодовал примас Польши, кардинал Стефан Вышинский)?
В сентябре 1955 года первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета министров СССР Никита Хрущев заявил французской правительственной делегации: «Мы продолжаем быть атеистами. И мы будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа…» В 1958 году в СССР началась кампания против религии. Хрущев, выступая по телевидению, пафосно заверил трудящихся: «Обещаю, что вскоре мы покажем последнего попа по телевизору!»
А в кино появились новые, актуальные (по мнению властей) темы и сюжеты: были сняты антиклерикальные ленты «Тучи над Борском», «Все остается людям», «Грешница», «Чудотворная». И в том числе - «Иванна».
Сюжетную основу фильма составила реальная история, описанная в повести Владимира Беляева «Побег из «Цитадели». Беляев стал сценаристом картины. Студентка второго курса Киевского театрального института имени И.К. Карпенко-Карого Инна Бурдученко сыграла в фильме девушку-галичанку, дочь униатского священника. События происходят в 1940 году. Главной героине - Иванне Ставничей, дочери архиерея, - окружение внушает ненависть к приходу Красной армии в Западную Украину. Иванна поступает в университет, но секретарь приемной комиссии, скрытый националист, заявляет девушке, что ее не приняли из-за «социального происхождения». Впрочем, потом ее вызывают на учебу, но ее жених, фанатичный католик, сжигает телеграмму. Подавленная несправедливостью, Иванна просит помощи у главы Украинской греко-католической церкви митрополита Андрея (Шептицкого), и тот советует девушке уйти в монастырь.
Начинается война, немцы входят во Львов. Под давлением своего жениха-богослова (и одновременно агента гестапо) Иванна поступает на работу в Украинский центральный комитет, но вскоре с ужасом понимает, что под этой вывеской скрывается организация предателей, которые сотрудничают с гитлеровскими оккупантами. Побывав в немецком концлагере, Иванна начинает помогать заключенным едой и медикаментами, а потом участвует в организации побега группы пленных. Жизнь отважной девушки оканчивается трагически - ее арестовывает гестапо. Иванну приговаривают к казни через повешение как сообщницу партизан и подпольщиков. Стоя перед виселицей, девушка сбрасывает с себя на землю нательный крестик - в этом эпизоде показано горькое разочарование девушки на пороге смерти в церкви, да, пожалуй, и в самой вере. Это финальная сцена фильма.
Так как главная героиня, по сути, отрекается от Бога, папа Римский Иоанн XXIII предал фильм анафеме. Так, во всяком случае, многие восприняли поступок понтифика. Хотя есть предположение о более сложных мотивах этого решения, но об этом скажем чуть позже.
Но фильм «Иванна» (и не просто как фильм, а как некий инструмент) заметили не только в Ватикане, но и в ЦРУ.
В 1946 году началось сотрудничество Управления стратегических служб (через год его переименуют в ЦРУ) с Украинской повстанческой армией, организацией украинских националистов, которых для простоты часто называют бандеровцами, а в литературе она известна по аббревиатуре ОУН-УПА (организация запрещена в РФ). К сотрудничеству вскоре подключились спецслужбы Великобритании. Начиная с 1948 года украинские националисты начали получать поддержку от ЦРУ и МИ-6 в рамках операции «Аэродинамик». Так была названа программа поддержки бандеровцев.
Рассекреченные документы из архива свидетельствуют о том, что с 1946 по 1953 год американская разведка ставила перед собой задачу «поддерживать активное вооруженное сопротивление на территории Советской Украины». Для этих целей в специальных школах обучались и затем через границу забрасывались агенты, которым предписывалось «поддерживать отношения с участниками антисоветского сопротивления», а заодно собирать разведывательную информацию о «политическом и военном положении внутри Украины, Польши и Чехословакии».
Со временем акценты сместились, так как ставка на эффективное вооруженное сопротивление на территории Советской Украины и Восточной Польши провалилась. Было решено перейти к поддержке политических движений и к нелетальным (то есть без убийств) тайным операциям, используя все доступные средства (подпольное радиовещание, печатные издания, персональные контакты и др.).
Операция «Аэродинамик», таким образом, превратилась в целенаправленную работу по формированию идеологических и мировоззренческих смыслов, внедрению в сознание населения УССР националистических, антисоюзных взглядов и установок. Такая работа шла через эфир радиостанций, путем доставки соответствующей литературы и через личные контакты. Например, агенты операции «Аэродинамик» присутствовали на Олимпиаде в Мельбурне в 1956 году, где они распространяли «подрывную» (по терминологии тех лет) литературу среди спортсменов и болельщиков из Советского Союза.
Участвовали в «Аэродинамике» и священники. В 1959 году один из лидеров ОУН-УПА, основатель и руководитель ее службы безопасности Микола Лебедь попросил подключиться к этой работе хорошо ему знакомого епископа в Ватикане Ивана Бучко, который охотно согласился, и его агенты при каждом удобном случае вели идеологическую обработку советских украинцев.
Вернемся к проклятой папой Римским киноленте «Иванна». Она попала в 1967 году в поле зрения службы SB-pision - подразделения ЦРУ, занимавшегося странами «советского блока», в том числе и в рамках операции «Аэродинамик». Исполняющий обязанности руководителя подразделения, имя которого в документе закрыто, проявил инициативу и предложил вышестоящему начальству показать этот фильм (далее цитата):
«…четырем тайным контактам из SB-pision. У задействованных тайных лиц есть приоритетный допуск. Все они осознают свою причастность к ЦРУ и занимаются антисоветской политической и пропагандистской деятельностью. Фильм «Иванна» - советская атака на униатскую церковь, предмет особого интереса тайных контактов. Убежден, что им обязательно нужно познакомиться с фильмом.
Планируется, что фильм будет показан в безопасной квартире где-нибудь в районе Вашингтоне. Вышеупомянутых четырех человек будет сопровождать персонал подразделения SB-pision, который и продемонстрирует фильм на 16-миллиметровой пленке с помощью проектора, имеющегося в распоряжении SB-pision».
Других рассекреченных документов об этом нет. Неизвестно, кем были те четверо, как они обошлись с тем, что увидели на экране. Но очевидно, что у них как минимум появился предмет для разговоров с теми, кого они идеологически обрабатывали или вербовали на территории «советского блока». И аргумент готов - вот, мол, в СССР снимают такое богохульное кино, что даже сам папа Римский проклял «Иванну».
В конце 1970-х и в 1980-е годы ежегодный бюджет операции Аэродинамик» доходил до 1 млн долл. В 1990 году операция была свернута. А в следующем году Украина вышла из состава СССР.
Незадолго до распада Советского Союза группа украинских граждан безуспешно просила папу Иоанна Павла II снять анафему с фильма «Иванна». Но ответа из Ватикана нет до сих пор. Проклятие понтификом «Иванны» так и висит над фильмом. Пожалуй, это единственное произведение советских кинематографистов, которое враждебная (в годы холодной войны) спецслужба использовала против СССР или по крайней мере намеревалась использовать в рамках подрывной пропагандистской программы «Аэродинамик». По принципу - бить врага его же оружием.
До сих непонятно, почему гнев понтифика вызвала именно «Иванна». Ведь, например, в те же хрущевские годы в СССР были сняты фильмы «Заговор обреченных» и «Овод» с ярко выраженной критикой Католической церкви. Возможно, папу Римского возмутило то, как был показан на экране предстоятель Украинской греко-католической церкви митрополит Андрей (Шептицкий). В фильме он - эдакий благообразный, солидный, седой, прикованный недугом к креслу старик - и при этом коварный, злой и безжалостный. Это был единственный реальный персонаж в фильме, роль которого исполнил Дмитрий Степовой, актер Полтавского драматического театра.
Митрополит Шептицкий - личность сложная, противоречивая, неоднозначная. Он вошел в историю не только тем, что поддерживал Гитлера, приветствовал победы германских нацистов и националистов-коллаборационистов на территории СССР, но и тем, что на каком-то этапе вошел в острый конфликт с бандеровцами, так как резко выступил против массового убийства поляков.
Не исключено, что польский кардинал Стефан Вышинский обратил внимание на то, как показан Шептицкий в советском фильме, и донес свое возмущение до Иоанна XXIII. Да ведь и скандал, собственно, начался в Польше, когда польский примас добился запрета фильма на территории страны. Это, кстати, уникальный случай в истории Ватикана - анафема фильму.