Как американские лётчики воевали на стороне Польши против Украины

Sep 10, 2024 06:17

А вы знаете, что сто лет назад американские самолёты уже побывали в небе Украины? Тогда офицеры армии США, под «крышей» «гуманитарных» миссий, в том числе и Красного Креста, воевали на стороне Польши не только против Красной Армии - под Житомиром и Бердичевом заокеанские пилоты на польской службе хладнокровно расстреливали из пулемётов с воздуха мирных жителей украинского Полесья, американская авиация подвергала жестокой бомбардировке жилые кварталы Радомышля, Казатина, Киева и Черкасс. А до этого американские «миссионеры» помогали Варшаве разгромить отряды Западно-Украинской Народной Республики, Не случайно во время польско-советской войны во Львове периодически пылали ангары и мастерские американской эскадрильи, поджигаемые местными рабочими. Да и в украинском небе американские пилоты не чувствовали себя безнаказанными - они несли тяжёлые потери.

Об этом, а также о том, как заокеанские пилоты, испытывая новую авиатехнику на полигоне «Украина», еле унесли ноги от наступавшей Первой Конной армии, зачем американскую авиаэскадрилью финансировали банкиры с Уолл-стрита и какие виды они имели на Правобережную Украину, почему подполковник армии США Фаунтлерой командовал всеми ВВС Польши во время войны с Украинской и Российской советскими республиками, к каким хитростям прибегали будённовцы, заманивая заокеанских пилотов в засаду и о многом другом из жизни американских воздушных наёмников 1919 - 1920 годов рассказывается в обширной статье украинского историка, профессора Р.Г. Симоненко «Американские лётчики на Украине», опубликованной в «Военно-историческом журнале» (№ 3, 1992 г.). Эта военно-историческая статья может заинтересовать не только тех, кто интересуется прошлым, но и людей, увлечённых литературой. Попавшего в плен к конармейцам-будённовцам одного из командиров американских пилотов-наёмников допрашивал военный корреспондент и писатель Исаак Бабель, впоследствии написавший об этом - вначале в дневниковых заметках, потом - в своей «Конармии».

«Военно-исторический журнал», № 3, 1992 г.
Р. Г. Симоненко, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом Института истории Украины.


В ИЗВЕСТНОМ произведении И.Э Бабеля «Конармия» есть такие строки: «В это время мы, четвёртый эскадрон, сидели в лесу. Там, в лесу, мы дождались неравного боя между Пашкой Труновым и майором американской службы Реджинальдом Фаунт-Ле-Ро (фамилия указана неточно - Р.С.). Майор и три его бомбомётчика выказали умение в этом бою. Они снизились на триста метров и расстреляли из пулемётов сначала Андрюшку, потом Трунова. Все ленты, выпущенные нашими, не причинили американцам вреда: аэропланы улетели в сторону, не заметив эскадрона, спрятанного в лесу». (Бабель И. Избранное. - Кемерово: Книжное изд-во, 1966. - С. 43).


Не художественный ли то вымысел в части, касающейся американских лётчиков, воюющих против конармейцев? Оказывается, нет. В воспоминаниях С.М. Будённого такой факт тоже встречается. Правда, здесь всего несколько строк, из которых следует, что бойцы 2-й бригады 6-й кавалерийской дивизии, сбив четыре аэроплана, захватили в плен «лётчика-американца». Не проливают света на интересующий нас вопрос и военно-исторические труды о польско-советской войне, где нет данных об американских лётчиках. Да и сама война после вышедшего почти одновременно с «Конармией» Бабеля (1925 г.) исследования Н.Е. Какурина и В.А. Меликова «Война с белополяками. 1920 г.» практически не исследовалась.

Обратимся к зарубежным источникам. В 1925 году в заокеанском журнале начали публиковаться очерки одного из американских лётчиков - К.М. Муррея «Эскадрилья Костюшко». Через семь лет они составили объёмистую книгу «Крылья над Польшей». Ещё через четыре с лишним десятилетия Роберт Ф. Каролевитц и Росс С. Фенн выпустили издание «Полёт орлов. История американской эскадрильи «Костюшко» в советско-польской войне 1919 - 1920 гг.». О лётчиках из-за океана свидетельствовали различные мемуаристы. Среди них польский генерал Я. Ромер - одна из ключевых фигур польской интервенции на Украине и Дж. П. Моффат - видный американский дипломат, начинавший в 1919 году карьеру секретарём посольства США в Варшаве. О лётчиках США писали и такие влиятельные печатные органы, как «Таймс» и «Нью-Йорк таймс». Отдельные материалы хранятся в отечественных и зарубежных архивах, хотя, признаюсь, обнаружить архивы «Эскадрильи Костюшко» в Центральном военном архиве Польши не удалось.

Отметим ещё, что в зарубежной исторической литературе не обойдено вниманием и художественное свидетельство И.Э. Бабеля - непосредственного очевидца военных акций американских лётчиков. Автор вышедшей в Англии серьёзной монографии «Белый орёл - Красная звезда. Польско-советская война» Норман Дэвис завершает раздел книги, который называется «Нашествие на Украину» свидетельством из рассказа «Эскадронный Трунов». Автор часто обращается к Бабелю и на других страницах своего труда.

ЧТО ЖЕ ПРИВЕЛО американских авиаторов из-за океана на украинскую землю? Как скрестились их пути с красными конниками?

Это произошло совсем не случайно. После Первой мировой войны на территории, граничившие с нашей страной или бывшие ранее её частью, направлялись различные заокеанские миссии. Последние зачастую были связаны с гуманитарными целями - продовольственной или медицинской помощью, но составлялись в значительной мере из военнослужащих. В самом начале 1919 года они появились и на объятых польско-украинским вооружённым конфликтом землях.

4 января 1919 года в Варшаву прибыла миссия гуверовской АРА (Аббревиатура означает «American Relief Administration» (Американская администрация помощи странам Центральной и Восточной Европы). Создана в 1919 г., возглавлялась будущим (1929 - 1933) президентом США Г. Гувером. Провозглашённая цель - оказание продовольственной, а также иной помощи разорённым Первой мировой войной странам. Однако деятельность АРА в 1919 - 1920 гг. не ограничивалась официальными рамками. Её представители зачастую вмешивались в социальные и национальные конфликты, происходившие в этой части континента). И сразу же после состоявшейся в тот же день аудиенции у Пилсудского определилось одно из главных направлений действий миссионеров. Им стали западноукраинские земли, где всё сильнее разгорался польско-украинский вооружённый конфликт. В начале февраля постоянное отделение миссии было создано во Львове. В марте его возглавил капитан авиации Мерион Купер. Сообщение со Львовом, где удалось удержаться полякам, поддерживалось войсками. Вот как вспоминал об этом сам Купер: «Железнодорожная линия и (другие) пути сообщения были отрезаны украинцами. Но я продолжал продвигаться вперёд, пробиваясь вместе с батальоном познанских поляков. Мы открыли движение и по железной дороге, и по другим путям после жестокого двухдневного сражения...». (Karolevitz R. F., Fenn R.S. Flight of Eagles. The Story of the American Kosciuszko Squadron in the Polish-Russian War 1919 - 1920. - Sioux Falls (South Dakota). Modern Press, 1974. - P. 14).

Сражения эти велись с отрядами Западно-Украинской народной республики (ЗУНР), которая действовала в лагере противников Советской власти на Украине, но и поляки, и воевавший на их стороне Купер изображали дело так, будто ведут борьбу с большевиками и посему нуждаются в безотлагательной всесторонней поддержке. Подобные утверждения содержатся в обеих американских книгах о будущей эскадрилье. «С востока, из Москвы, - пишет К. Муррей, - простиралась кроваво-красная рука терроризма и восстания», «на стенах Польши» (совсем как на стенах библейского Вавилона! - Р.С.) были начертаны «письмена подлинного большевизма». (Murray K.M. Wings over Poland. The Story of the 7-th (Kosciuszko) Squadron of the Polish Air Cervice. - New York - London: D. Appleton and Company. 1932. - P . 91; Grove W.R. War`s Aftermath. Polish Relief in 1919. - New York: House of Fuld Inc., 1940 - P. 35, 46, 53 - 55, 83 - 84, 118, 138, 143, 148). Автор и в ещё большей степени его будущие коллеги - Р. Каролевитц и Р. Фенн насквозь проникнуты откровенным недоброжелательством в отношении национально-освободительных устремлений западно-украинского населения, даже в той форме, в которой оно осуществлялось буржуазным правительством ЗУНР. Иностранные миссионеры словом и делом поддержали притязания Варшавы на западноукраинские земли.

РЕЧЬ ШЛА и о большем - об обеспечении дальнейшего развёртывания агрессии на Восток. Стремление непосредственно участвовать в ней и определило создание авиаэскадрильи. В мае 1919 года, когда переброшенная из Франции «армия Галлера» обеспечила захват всей Восточной Галиции и Волыни польскими войсками, М. Купер счёл свою снабженческую миссию выполненной. В рапорте командованию американских экспедиционных сил США в Европе он «просил назначения на должность в воздушных силах либо в пехоте в Архангельске, где наши войска воюют с врагом… Если не представляется возможным причислить меня к нашим собственным войскам, я прошу зачислить меня в любое из союзнических подразделений в Архангельске или в русскую либо польскую армии, сражающиеся против большевиков». (Karolevitz R. F., Fenn R.S. Op. cit. - P. 14 - 16).

Было признано целесообразным поручить Куперу задачи, связанные с созданием в Польше военной авиации, положение которой беспокоило и Варшаву, и Запад. За две недели до обращения Купера в обзоре состояния вооружённых сил Польши отмечалось: «Воздушный флот Польши находится в плачевном состоянии: например, в Ковеле из имеющихся 15 аппаратов вполне годным числится только один». (Центральный государственный архив Октябрьской революции (далее ЦГАОР) УССР, ф. 2, оп. 1, д. 291, л. 31). Куперу порекомендовали остаться во Львове.

После встречи с Пилсудским и основательного обсуждения в штабе польской авиации, испытывавшей острую нехватку собственных пилотов, был согласован план действий. «Он (Купер) должен отправиться в Париж и навербовать эскадрилью опытных пилотов… Купер был уверен, что ему удастся вернуться с готовой к ведению военных действий эскадрильей лётчиков, приобрётших боевой опыт во Франции и способных ликвидировать брешь, возникшую в связи с неминуемо медленным и дорогостоящим формированием боевой… части». (Murray K.M.  Op. cit. - P. 10). Двое суток Варшава оживлённо сносилась с Парижем по телеграфу. Одобрение американского командования было получено, и Купер прямым экспрессом отбыл в столицу Франции. Он принял активное участие в формировании будущей эскадрильи. Её командиром стал майор Фаунтлерой.

АВТОРЫ американских книг нарочито восторгаются счастливой случайностью, сведшей Купера и его будущего начальника. В действительности это была запланированная и давно готовящаяся встреча. Об этом газете «Нью-Йорк таймс» рассказал ещё в июне 1920 года посланник США в Польше Х. Гибсон. Там же были опубликованы и выдержки из писем Фаунтлероя. Оказывается, два лётчика встречались ещё до прибытия Купера в Польшу. Фаунтлерой «всеми силами стремился возглавить американскую эскадрилью, чтобы направиться в Архангельск, а если не удастся, сформировать эскадрилью американцев, чтобы присоединиться к полякам». (New York Times. - 1920 - 20.6, - № 22793 .- Section 8, p. 17. American Fliers in Poland). Ко времени новой встречи Фаунтлерой успел заключить контракт с польской военной миссией в Риме. Будучи руководителем инженерно-технической службы авиации США в Европе, он направился в Варшаву техническим советником тамошних военно-воздушных сил. Польше оказывалась ощутимая помощь, но американцы не забывали при этом и себя. Ведь речь шла о приобретении фронтового опыта, об испытаниях в боевой обстановке самолётов новейших марок, которые появились в различных странах лишь к окончанию мировой войны.

Диспозиция, однако, была изменена. Фаунтлерой вместе с Купером занялся комплектованием эскадрильи. Соответствующие полномочия были получены от недавнего знакомого Купера по Львову - главы польской военной миссии во Франции генерала Т. Розвадовского. 16 августа статус американских военных лётчиков на польской службе был согласован окончательно. Кроме названных лиц в выработке необходимого положения активное участие принял военный представитель США во Франции полковник Г. Хоулэнд.

Составленный ими документ хранится в рукописном фонде Львовской научной библиотеки АН УССР имени В. Стефаника. Он состоит из пяти пунктов. Во-первых, был определён офицерский состав эскадрильи. Фаунтлерой и Купер «уполномочивались зачислить одного (1) майора в качестве командира эскадрильи; двух (2) капитанов в качестве пилотов; одного (1) капитана, который ведал бы разведкой (офицер оперативного отдела штаба); шестерых (6) пилотов-лейтенантов; одного (1) лейтенанта в качестве пилота-разведчика». Второй пункт соглашения подчёркивал, что целью эскадрильи является исключительно ведение боевых операций на фронте; её пилоты «не должны использоваться как инструкторы для учебной работы и т.д.». Третий пункт предусматривал, что обслуживающий персонал («рядовой и сержантский состав») будут составлять польские механики. Формируемая эскадрилья рассматривалась лишь как часть «польско-американских сил», которые предполагалось создать. Четвёртый пункт гласил: «Эскадрилья будет включена в состав польско-американских (сил), когда те будут образованы». Эта же тема фигурировала и в последнем пункте. Приведём его полностью, поскольку он предварительно регулировал «заработки» американских пилотов, о чём много писали американская пресса тех дней и авторы отдельных изданий: «Пилоты эскадрильи будут оплачиваться согласно расценкам, существующим в польской армии, до создания польско-американского легиона, когда вознаграждение будет увеличено, чтобы соответствовать существующему в американской (армии). До этого разница между окладами, существующими в польской и американской армиях, должны быть определена и выплачиваться офицерам с того момента, как легион будет сформирован». Создать «польско-американский легион», так сказать, в чистом виде не удалось. Вопрос о перерасчёте решился после окончания военных действий. (Львовская научная библиотека АН УССР им. В. Стефаника; отдел рукописных фондов).

Первым был завербован лейтенант Крауфорд. Он только что вернулся из Латвии, где был членом гуверовской школы. В Риге и Митаве (Елгаве), рассказывал Крауфорд, он занимался тем же, чем и Купер во Львове. Практически одновременно в эскадрилью был определён друг Крауфорда лейтенант Шресбери. В поисках лётчиков Купер направился в Англию, где также располагались американские экспедиционные войска. Сложностей, которые пришлось преодолевать при комплектовании эскадрильи, было две. Во-первых, большинство переживших войну отнюдь не стремилось к добровольному её продолжению. С учётом массовых антивоенных настроений в США быстрыми темпами проходила демобилизация экспедиционных сил и возвращение их на родину. К середине июня 1919 года за океан из Европы отправилось уже более 1,3 млн. солдат и офицеров. Во-вторых, требования, предъявленные к отправлявшимся в Польшу, были достаточно высоки. Сравнительно долго проходили, например, поиски лётчика-наблюдателя - главного специалиста эскадрильи по бомбометанию. Им стал прибывший из-за Ла-Манша капитан Келли из знаменитой 96-й эскадрильи. «Нью-Йорк таймс» писала о нём как о «ведущем пилоте-наблюдателе американской армии» (New York Times. - 1920 - 20.6.).

В СЕРЕДИНЕ сентября формирование лётной воинской части было почти завершено. Недоставало ещё двух членов эскадрильи. Однако время торопило. Американские авиаторы побывали на приёме у находившегося тогда в Париже польского премьер-министра И. Падеревского, который впоследствии прославлял Фаунтлероя и его подчинённых. Состоялся и традиционный прощальный обед, на котором в числе других присутствовал начальник штаба экспедиционных сил США генерал Э. Бус. Была подкорректирована и схема переброски эскадрильи. Первоначально транспортировку брало на себя польское правительство. Однако американское командование предпочло не предавать широкой гласности посылку своих военных лётчиков на польско-советский фронт. Её организовывал полковник Хоулэнд.

Открытый переезд через Германию представлялся слишком рискованным. Переодетые в форму рядовых армии США лётчики проследовали в Кобленц в поезде американского Красного Креста, оттуда - до Варшавы с американской миссией по борьбе с тифом, которая пропускалась беспрепятственно и где о подлинном назначении мнимых рядовых знали лишь два высших члена медицинского корпуса США. Пропутешествовав неделю, лётчики 23 сентября 1919 года прибыли в Польшу, где уже находился командир эскадрильи Фаунтлерой, и расположились на столичном аэродроме Мокотов.

СТРАНИЦЫ КНИГИ Муррея, описывающие пребывание американских лётчиков в Варшаве, полны утверждений об угрозе большевизма. Но и сквозь привычные и стандартные идеологизирования пробивались подлинные детали частного времяпрепровождения американских лётчиков. Отдельные их впечатления вкраплены в текст. «Много можно сказать, - повествует автор ,- о медовом хмельном напитке, тёмном тяжёлом вине, производимом из натурального мёда, особенно если он выдерживался в течение столетий». И всё же, сожалели позднее Каролевитц и Фенн, «Варшава совсем не была похожа на Париж ранней осени 1919 г.». (Murray K.M.  Op. cit. - P. 22; Karolevitz R. F., Fenn R.S. Op. cit. - P. 33 ). Там было веселее и привольнее.

Пилотов эскадрильи 14 октября 1919 года принял в Бельведере Ю. Пилсудский. Хотя он заявил, что он-де кавалерист и авиация для него дело новое, уже 15-го утром американцам официально сообщили: они направляются во Львов, где как «эскадрилья имени Костюшко» будут действовать в составе 2-й авиагруппы польской армии. Это означало, что Пилсудский размещал американскую эскадрилью на главном направлении готовившегося «похода на Киев».

Прибыв утром 17 октября к месту назначения, американцы занялись подготовкой самолётов для будущих боевых действий. Приводились в порядок и переоснащались оставшиеся от германской и австро-венгерской авиации «альбатросы» и «фоккеры». На «Альбатросы Д-3» ставилось по два пулемёта, совершенствовались бомбометальные устройства. Однако главные расчёты были на военные самолёты союзных армий.

Фаунтлерой беспрерывно курсировал между Львовом и Варшавой, засыпая находившиеся в Варшаве военные и дипломатические миссии просьбами поскорее направить в распоряжение американских лётчиков новейшие типы военных летательных аппаратов. Эти просьбы быстро и с готовностью удовлетворялись. В эскадрилье появились французские «брегеты», итальянские «балилы», с избытком поставлялось вооружение, тщательно подбирались сорта бензина. Эскадрилья была разделена на два звена. Одним командовал капитан Корси, другим - Купер.

В конце ноября во Львов прибыл Пилсудский. Он проинспектировал готовившиеся к агрессии войска. Во время парада в честь Пилсудского в небе появилась американская военная эскадрилья. Здесь устроителей парада ожидал афронт - один из самолётов потерпел крушение, лётчик Э. Грейвз погиб. Впрочем, уже 30 ноября на его место прибыл лейтенант Рорисон.

ДАЛЕКО НЕ ВСЕ приветствовали новое антисоветское вооружённое выступление. Непрошеные «гости» Львова вскоре испытали на себе подлинное отношение как западноукраинских трудящихся, так и пролетариата Польши. Сгорел аэродромный ангар, где находились самолёты эскадрильи. Была удвоена охрана, предприняты жестокие репрессии против местного населения. Но и это не помогло. Вскоре сгорели авиаремонтные мастерские, склады вооружения и техники. Уничтоженное военное имущество, как утверждает «летописец» американской эскадрильи, оценивалось сотнями тысяч долларов. Тот же Муррей пытается уверить, будто происшедшее - дело «советских агентов, маскировавшихся под польских рабочих». В действительности здесь проявилась солидарность польского рабочего класса с трудящимися соседней страны.

Готовясь к военной кампании, польское командование стремилось сберечь американских лётчиков. Польские историки утверждали даже, что «эскадрилья должна была находиться в резерве до начала наступления на Киев». В конце 1919 - начале 1920 года польское правительство, не объявляя войны, фактически не прекращало военных действий против советских республик. Зимой и весной 1920 года они наиболее активно велись на Украине. И здесь деятельно использовались американские военные лётчики. Они попытались прежде всего создать передовую базу эскадрильи поближе к линии фронта. Поначалу такие расчёты были связаны с Каменец-Подольским. Он остался единственным городом к востоку от Збруча, где сосредоточились остатки сил разгромленной украинской буржуазно-националистической контрреволюции (её глава Петлюра с ближайшим окружением находился в Варшаве, опекаемый самим Пилсудским). Планы «зацепиться» за украинскую территорию разделялись всеми интервенционистскими державами. Купер доставил в Каменец-Подольский члена английской военной миссии в Польше майора Холмса. Пробыв здесь четыре дня, в декабре 1919 года американец и англичанин вернулись.

Более продолжительное время вопросами перебазирования эскадрильи занимались её пилоты - сначала в течение двух недель, включая рождественские праздники, - Крауфорд и Шресбери, а затем с 7 января 1920 года - Рорисон и Нобл. Результаты оказались крайне неутешительными. «Джентльмены удачи» сразу же обнаружили, пишет Муррей, что «население Каменца испытывало откровенно враждебное, пуская и сдерживаемое отношение к польским офицерам и солдатам, которые скрыто концентрировались здесь». Вскоре эти настроения начали перерастать в открытые выступления против петлюровских властей и их польских покровителей. Вернувшись во Львов, Рорисон и Нобл докладывали: «Каменец-Подольский, по существу, охвачен всеобщим восстанием. На улицах периодически вспыхивают перестрелки… создание аэродрома здесь исключено до тех пор, пока наземные войска не подавят выступления и не установят надёжный вооружённый контроль над городом». Несмотря на всё более активное откровенное вмешательство поляков, украинская буржуазно-националистическая контрреволюция оказалась слишком уж ненадёжным прикрытием для создания аванпоста американской агрессии. Аэродром было решено расположить вблизи ударной военной базы поляков, расположенной в Тернополе - на правом берегу реки Збруч в районе Гусятина.

С ТЕЧЕНИЕМ времени всё яснее выявлялись подлинные цели интервенционистских акций. В декабре 1919 года эскадрилью посетил прибывший из-за океана полковник Бенджамин Кастл. Этот «зарубежный представитель крупного нью-йоркского банковского дома… испытывал собственные серьёзные трудности в попытках наладить банковские дела в Восточной Польше». Главным врагом «нормальных» финансовых операций на западноукраинских землях провозглашалось «сильное советское влияние». Суть же дела состояла в том, что искателям приключений в украинском небе ещё раз недвусмысленно напомнили: за антисоветской агрессией стоят разбогатевшие в годы мировой войны финансисты. Они сумеют предоставить в распоряжение эскадрильи всё необходимое, а «джентльменов удачи» ожидает щедрое вознаграждение. Так вступал в действие главный источник того самого «перерасчёта», на который рассчитывали американские воздушные наёмники и который с лихвой компенсировал низкий курс и неустойчивость польской валюты.

Примерно в тот же период Фаунтлерой запросил помощи в США. «Мы нуждаемся в двенадцати пилотах-энтузиастах, хороших лётчиках, джентльменах (?)», - телеграфировали из Львова. Далее, сообщая об условиях оплаты за участие в воздушном разбое, Фаунтлерой разъяснял: «Предпочтительны пилоты-разведчики. Можем предложить лишь лейтенантские должности. Способен ли Американский клуб воздухоплавателей оказать помощь?» (Karolevitz R. F., Fenn R.S. Op. cit. - P. 179; Archiwum Actow Nowych (Warszawa) Ministerstwa Spraw Zagranicznych - Ambasada Washington - W. 30. t. 10 - 30. VII. 1920, 3. VIII. 1920.)

В самом деле, воздушная разведка приобретала особое значение в подготовке агрессии. Самолёты летали не только в направлении Киева, где планировалось нанесение главного удара, но и южнее. В одном из первых сообщений Ассошиэйтед Пресс о боевых действиях американской эскадрильи, напечатанных газетами США, рассказывалось об «успехе поляков на южном фронте, в Подолии», о «захвате поляками Бара к северо-востоку от Каменец-Подольского». Далее следовало: «Сегодняшнее (2 апреля 1920 г. - Р.С.) официальное коммюнике военного министерства (Польши) ссылается на активность американских авиаторов, которые наблюдали на подольском фронте интенсивную переброску свежих красных войск». Последние слова - в русле пропагандистской подготовки агрессии. Следующая фраза уже достаточно точно характеризовала смысл деятельности лётчиков США: «Ссылка в коммюнике на операции в воздухе имеет в виду, что в боях принимает участие эскадрилья имени Костюшко под командованием майора Цедрика Фаунтлероя. Эта эскадрилья состоит из американцев, которые воевали во Франции, а после войны стали солдатами удачи в Польше». (New York Times. - 1920. - 3.4. - №22715. - Section 1, p .4)

Активная воздушная разведка южного направления будущей агрессии и дальше, в сторону Одессы, представлялась особенно важной, ибо поляки, во-первых, опасались ударов с флангов и, во-вторых, рассчитывали, закрепившись на Днепре, повернуть на юг и встретиться в Причерноморье с десантом империалистических держав, а также белогвардейскими армиями Врангеля. Эти три группировки должны были составить мощный кулак всеобщего наступления на красную Москву.

БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ, которые ставились перед военными лётчиками из США, определялись начавшимся в начале марта 1920 года «выпрямлением» фронта, захватом удобных плацдармов для развёртывания «большой войны». Уже 5 марта польские агрессоры захватили важные железнодорожные станции Мозырь и Калинковичи в Белоруссии, разорвав коммуникации между Западным и Юго-Западным фронтами. В тот же день американские авиаторы подвергли бомбардировке советские части в районе города Бар. Сразу же активизировалась агрессия на Украине.

И в этих трудных условиях советская сторона не прекращала поисков мира. 6 марта народный комиссар по иностранным делам РСФСР Г.В. Чичерин направил ноту министру иностранных дел Польши. «Мы с сожалением должны констатировать, - говорилось в ней, - что Польское Правительство не только не решилось начать ещё предложенные нами мирные переговоры, но вопреки тому, на что мы были вправе рассчитывать, начало широкую военную оффензиву против украинской территории, создавая этими агрессивными действиями угрозу для независимой Украинской Республики. Российское и Украинское Правительства вынуждены, в результате этих наступательных действий, защищать украинскую территорию против этого ничем не оправданного нападения….» (Документы внешней политики СССР. - Т. 2. - М.: Госполитиздат, 1958 - С. 398).

11 марта 1920 года американские лётчики перебазировались поближе к фронту, в Микулинце (южнее Тернополя). В тот же день, как отмечают историки авиаэскадрильи США, в Варшаве возобновились официальные переговоры с представителями властей Украинской Народной Республики (УНР), потерпевшей поражение в борьбе с Советской властью на Украине. Те же авторы обращают внимание на мотивы, по которым Пилсудский привечал Петлюру, - «он испытывал отчаянную нужду заполучить хотя бы одного активного союзника для возобновляемой военной кампании». (Karolevitz R. F., Fenn R.S. Op. cit. - P. 84.)

Её главным объектом становилась Украина. Польское правительство активизировало курс на развёртывание антисоветской войны. В конце марта американская авиаэскадрилья, побывав в окрестностях Ровно, перебазировалась в Полонное, городок, расположенный в непосредственной близости от линии фронта. Сюда же прибывали и другие западные эмиссары. Один из руководителей миссии американского Красного Креста майор Холмс разъяснял «пребывавшим в неведении» авиаторам маршрут предстоящего наступления. После этого во время рекогносцировочного полёта над Житомиром и Бердичевом американские лётчики обстреливали места сосредоточения местных жителей, населённые пункты, где не было никаких военных объектов.

ЧЕРЕЗ ДВА ДНЯ после прибытия в Полонное американские воздушные наёмники получили задание нанести удар по штабу дивизии Красной Армии, который находился в районе железнодорожной станции Чуднов, и разрушить мост через реку Тетерев. Польские агрессоры ещё не успели приступить к широкомасштабным боевым действиям, а военные лётчики США начали уже активно действовать.

В налёте на Чуднов приняло участие пять лётчиков во главе с Фаунтлероем. «Один за другим, - захлёбываясь от восторга, торжествует Муррей, - самолёты с рёвом устремлялись вниз, сея смерть и разрушения». «Командование, - рассказывает он далее, - было в восторге от успеха атаки». (Murray K.M.  Op. cit. - P. 82).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ https://schreibikus73.livejournal.com/44020.html?newpost=1
.

галичина, история украины, история, польша, россия, сша, гражданская война

Previous post Next post
Up