Познавательный документ НКВД УССР за 1937 год, где описывается борьба с религиозными организациями и сектами в Украинской ССР, а также описываются настроения в среде противников советской власти, с мечтаниями о том, что придут немцы и всех освободят, а также о том, что при Троцком и Зиновьеве на Украине жилось бы лучше.
Материалы НКВД УССР об организованной деятельности церковно-сектантской контрреволюции
25 апреля 1937 г.
Совершенно секретно
.
После утверждения Сталинской Конституции в стране оживилась деятельность духовенства, церковников и сектантов, направленная к поднятию религиозной активности населения, и в предстоящей избирательной кампании они, несомненно, попытаются добиться своих позиций в Советах.
Имеющиеся в стране 39 000 легальных зарегистрированных церковных организаций, составляющие около миллиона церковного актива, представляют готовые формирования для антисоветской деятельности, особенно во время избирательной кампании.
Всесоюзная перепись населения нам показала, что церковники-сектанты способны оказывать большое влияние на население. Во многих местах под влиянием к-p агитации попов, проповедников и проч. церковного элемента, значительная часть населения записывалась верующими.
В Черкасском районе Саратовской области в результате переписи оказалось около 80 % верующих, а в Баландинском районе той же области - 52,2 %. На Украине, в ряде районов, процент верующих также очень высок.
В Одесской области, почти во всех районах, отмечается резко нарастающая активность церковников и сектантов всемерно использующих, в своих к-p целях, Сталинскую Конституцию.
Уже имеются сигналы, что духовенство и церковный актив направляют свою деятельность на использование предстоящей избирательной кампании для проведения своих людей в Советы.
Организованная деятельность попов-церковников и сектантов направлена к подготовке открытых антисоветских выступлений религиозников с требованиями возвращения церквей и образования новых церковных и сектантских общин.
В этих целях церковный к-p актив под руководством попов и проповедников беспрепятственно собирает подписи и деньги среди колхозников, направляет своих ходоков целыми делегациями в центральные органы с ходатайством об открытии церквей. Духовенство стало совершать в массовом порядке религиозные обряды на дому у колхозников, обрабатывая их в антисоветском духе.
Огромное влияние оказывается также на школьников, и во многих районах попы подвергают крещению детей школьного возраста, прививая им дух фанатизма, уговаривая не вступать в комсомольско-пионерские и другие школьные организации, посещать церковь и т. д. В отдельных местах существуют подпольные кружки по обучению детей Закону Божьему (Берислав).
Особенно резкая активность отмечается со стороны духовенства и церковников в национальных немецких районах и колхозах.
Отсутствие антирелигиозной пропаганды при явно неудовлетворительной постановке политмассовой работы на селе, с одной стороны, и допускавшиеся во многих районах искривления и грубое администрирование при закрытии церквей, с другой стороны, создают благоприятную почву для подобной антисоветской деятельности к-p церковных элементов и приводят к нарастанию религиозности населения, образующих подпольные богослужения и религиозные общины.
Имеющиеся в районах области свыше ста закрытых церквей, не переоборудованных под культурные учреждения, служат центром притяжения церковных элементов, не оставляющих мечты снова вернуть их себе.
ФАКТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ С ТРЕБОВАНИЯМИ ВОЗВРАЩЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ
В СКАДОВСКОМ РАЙОНЕ - группа церковников под руководством псаломщиков ТИЩЕНКО и ТИВЕЦКОГО готовила антисоветское выступление религиозников с требованием возвращения церкви, закрытой в 1936 г. 14 марта 1937 г. группа женщин, 15 человек, явилась в милицию с требованием разрешить продолжать сбор подписей и денег.
В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ: поп ТРОИЦКИЙ беспрепятственно кочует по селам, подготавливая выступления верующих. Он организовал 40 человек религиозников, снял помещение под молитвенные собрания у колхозницы ДЕМЧЕНКО, потребовал от Райисполкома разрешение на открытие молитвенного дома. Это заявление, подписанное всеми церковниками, гласит: «ЗАЯВЛЯЕМ, ЧТО НИКАКИХ АНТИСОВЕТСКИХ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ ПРОВОДИТЬ НЕ БУДЕМ. МЫ ТОЛЬКО БУДЕМ МОЛИТЬСЯ О БЛАГОПОЛУЧНОМ СУЩЕСТВОВАНИИ НАШЕЙ РОДИНЫ». В другом селе, Дмитриев, того же района поп КУРБАТ проводит аналогичную антисоветскую деятельность, совершая религиозные обряды на дому у колхозников.
В ВИСКОВСКОМ РАЙОНЕ: поп СЕМЕНОВ, псаломщик ВИТ-ВИЦКИЙ, готовя верующих к открытым выступлениям, организовали на квартире у церковницы САНКО трехдневное моление, обрабатывая колхозников в антисоветском духе. Когда председатель Сельсовета предложил прекратить эти незаконные сборища, СЕМЕНОВ оказал сопротивление, заявив: «ТЕПЕРЬ МЫ ДЕЙСТВУЕМ ПО НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ, НИКОГО НЕ БОИМСЯ, НЕ НУЖНО НАМ НИКАКИХ РАЗРЕШЕНИЙ. ЕСЛИ ТЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЕШЬ, ТО ПОЧИТАЙ ЛУЧШЕ НОВУЮ КОНСТИТУЦИЮ».
Во ВЛАДИМИРСКОМ РАЙОНЕ: поп КУРИЛОВ и церковники ЧУДНОВЦЕВ, ПЯТАКОВ, ТИМОФЕЕВ и другие подстрекают верующих к антисоветскому выступлению с требованием возвращения церкви, рассылая своих агентов по селам. КУРИЛОВ подготовил несколько десятков заявлений, якобы от имени верующих, в которых пишет: «...ПРОШУ ПЯТИДЕСЯТКУ И СВЯЩЕННИКА САФОНОВСКОЙ ЦЕРКВИ СЧИТАТЬ МЕНЯ ВЕРУЮЩИМ. Я ПРИСОЕДИНЯЮ СВОЙ ГОЛОС К ТЕМ, КТО ДОБИВАЕТСЯ ОСТАВЛЕНИЯ НАШЕЙ ЦЕРКВИ».
Аналогичную антисоветскую агитацию в том же районе проводит поп МАРЧЕНКО, под руководством которого церковный актив собирает подписи и деньги на открытие церкви.
В ТРОИЦКОМ РАЙОНЕ: церковный актив (ВЕЖЕЛОВСКИЙ, НЕСТЕРЕНКО и др.), извращая Конституцию, ведут большую работу среди населения за открытие церквей. Они говорят:
«...МЫ ВСЕ-ТАКИ ПРАВЫ. СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ СТАНОВИТСЯ НА ПУТЬ ОТКРЫТИЯ ЦЕРКВЕЙ. ОНА ВСЕ-ТАКИ БОГА БОИТСЯ. САМ СТАЛИН ВИДИТ, ЧТО ЕСЛИ НЕ ЗАСТАВИТЬ КРЕСТЬЯНИНА БОГУ МОЛИТЬСЯ, ТО ХЛЕБА ВСЕ ВРЕМЯ НЕ БУДЕТ. КОНСТИТУЦИЯ ЗА НАС И ЖИЗНЬ БУДЕТ СВЕДЕНА К СТАРОМУ».
АНТИСОВЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКОВНИКОВ. НАПРАВЛЕННАЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
В БЕРИСЛАВСКОМ РАЙОНЕ немецкий пастор в с. Кострыве ЦИМЕРМАН устраивает собрания религиозников, добиваясь своего избрания в президиум Сельсовета. Цимерман говорит: «...МЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ СВОИХ ЛЮДЕЙ В СЕЛЬСОВЕТЕ, ТОГДА НАМ НЕЧЕГО БОЯТЬСЯ, ЧТО НАШУ КИРХУ ЗАКРОЮТ».
КОНТРРЕВОЛЮЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ НА МОЛОДЕЖЬ И ШКОЛЬНИКОВ
В ВОЗНЕСЕНСКОМ РАЙОНЕ: в ряде сел попы - ВЕНГЕРЕНКО, САНДУЛЕНКО и СУВОРЕВ подвергают массовому крещению детей школьного возраста, уговаривая их при этом регулярно посещать церковь, не вступать в пионерские организации и т. д. Эти попы при этом говорят: «...КРЕСТИТЕ СКОРЕЕ СВОИХ ДЕТЕЙ. С ПРИХОДОМ ГИТЛЕРА НА УКРАИНУ НЕКРЕЩЕННЫЕ ДЕТИ БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ».
Во ВЛАДИМИРСКОМ РАЙОНЕ: поп МАРЧЕНКО ходит по домам колхозников, подвергая крещению детей школьного возраста, обрабатывая их в религиозном антисоветском духе, подстрекая их к воспрепятствованию закрытия церкви.
В ЦЮРУПИНСКОМ РАЙОНЕ: группа сектантов евангелистов вовлекла в нелегальную секту 15 школьников. Эти сектанты говорят: «...НАДО ЗАБИРАТЬ ДЕТЕЙ ИЗ ШКОЛ. ИХ ТАМ РАЗВРАЩАЮТ, УЧАТ САТАНИНСКОМУ ДЕЛУ».
В ОЧАКОВСКОМ РАЙОНЕ: контрреволюционный актив сектантов также вовлекает молодежь в секту. В селе БЕЙКУШ сектант ИВАНОВ, устраивая моления у себя на дому, заставляет приводить своих детей.
В ХМЕЛЕВСКОМ РАЙОНЕ: группа попов путешествует по селям, устраивая моления на квартирах колхозников и подвергая крещению детей школьного возраста.
В БЕРИСЛАВСКОМ РАЙОНЕ немецкий пастор ЦИМЕРМАН организовал у себя на дому нелегальный кружок детей, обучая их Закону Божьему. В этот кружок он втянул пионеров ЛАНГАУЗЕРА, ГОФМАНА, КРАСМАНА и других. Дети обрабатываются ЦИМЕРМАНОМ в националистическом фашистском духе.
R КАХОВСКОМ и ІІЮРУПИНСКОМ РАЙОНАХ среди труд-поселенцев из Средней Азии мулла АИМБРАЛОВ производит обрезание детей. Установлено, что дети после этого заболевают от заражения крови, так как обрезание делается в антисанитарных условиях (рана присыпается землей и завязывается грязными тряпками).
ПРЯМАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА. ЦЕРКОВНИКОВ И СЕКТАНТОВ
В ЛЮБАТТТЕВСКОМ РАЙОНЕ вскрыта активно действовавшая контрреволюционная группа церковников, возглавляемая церковным старостой ГОРБАТЮКОМ Василием. Развивая свою деятельность, направленную к возвращению церквей и подготавливая антисоветские выступления верующих, эти церковники проводили такую контрреволюционную агитацию:
«...СКОРЕЕ БЫ ВОЙНА, ТОГДА НАШЛИ БЫ МЫ СВОИХ ЛЮДЕЙ И ПОКАЗАЛИ БЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И КОММУНИСТАМ, ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ...» (церковник Антонюк).
«...КИРОВА УБИЛИ, ОРДЖОНИКИДЗЕ УМЕР, А ЕСЛИ БЫ УБИЛИ САМОГО ГЛАВНОГО, НАМ ЖИЛОСЬ БЫ ЛУЧШЕ...» (церковник КОСАНОВСКИЙ).
«...ВАМ, КОЛХОЗНИКАМ, СКОРО БУДЕТ КОНЕЦ. ГЕРМАНИЯ КОНЧАЕТ РАЗБИВАТЬ ИСПАНИЮ, А ПОТОМ ВОЗЬМЕТСЯ ЗА ВАС - ГАДОВ. НЕМЦЫ ПОБЕДЯТ БОЛЬШЕВИКОВ ПОТОМУ, ЧТО ОНИ НАРОД СПРАВЕДЛИВЫЙ И МЫ ИХ ПОДДЕРЖИМ. ЛУЧШЕ ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ ХОЗЯЙСТВО, ЧЕМ РАБОТАТЬ ДАРОМ В КОЛХОЗЕ...» (церковник Грищенко).
В ВОЗНЕСЕНСКОМ РАЙОНЕ ликвидирована контрреволюционная церковная группа попов ВЕНГЕРЕНКО, САНДУЛЕНКО и СУВОРОВА. Проводя к/p агитацию на селе, они заявляли:
«...ФАШИСТЫ СКОРО ПОБЕДЯТ ИСПАНИЮ И ВОЗЬМУТСЯ ЗА СССР. МЫ СЕЙЧАС ВРЕМЕННО НАХОДИМСЯ ПОД ВЛАСТЬЮ БОЛЬШЕВИКОВ. ВОТ-ВОТ СКОРО ГЕРМАНИЯ ЗАБЕРЕТ УКРАИНУ. НАДО УСТРАИВАТЬ КРЕСТНЫЕ ХОДЫ И МОЛИТЬСЯ БОГУ».
В ГРОССУЛОВСКОМ РАЙОНЕ ликвидирована активная антисоветская группа церковников, действовавшая под руководством попа ГОРБОВА, готовившая антисоветские выступления религиозников. ГОРБОВ, проводя контрреволюционную агитацию, между прочим, высказывал свои симпатии троцкистам:
«...ЕСЛИ БЫ ТРОЦКИЙ, ЗИНОВЬЕВ И ДРУГИЕ БЫЛИ У ВЛАСТИ, НАРОДУ ЖИЛОСЬ БЫ ЛУЧШЕ. ВЕДЬ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ РАЗОРЯЕТ КРЕСТЬЯН И ЗАГОНЯЕТ ИХ В НУЖДУ...»
В ПЕРВОМАЙСКОМ РАЙОНЕ вскрыта контрреволюционная церковная организация, возглавляемая вернувшимся из ссылки епископом Варсанофием ЮРЧЕНКО. Участники организации устраивали нелегальные собрания, вовлекая верующих, всячески прививая им ненависть к Советской власти. Они заявляли:
«...ВСЯКОЕ ОБЩЕНИЕ С ОРГАНАМИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ - ЭТО ЕСТЬ ОБЩЕНИЕ С САТАНОЙ. НЕ ВСТУПАЙТЕ В КОЛХОЗЫ, НЕ РАБОТАЙТЕ НА СОВЕТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, ИСТИННО ПРАВОСЛАВНОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕЛЬЗЯ СОСТОЯТЬ В ПРОФСОЮЗЕ И БЫТЬ УДАРНИКОМ...»
В ХЕРСОНСКОМ РАЙОНЕ ликвидирована аналогичная контрреволюционная церковная организация «истинно православных». Арестовано 10 человек. Организация возглавлялась находящимися в ссылке епископами ТИТОВЫМ и СКАДОВСКИМ, с которыми систематически велась переписка антисоветского характера. К-p актив организации оказывал большое влияние на верующих и завербовал много лиц, особенно женщин.
В ЕЛИСАВЕТГРАДКОВСКОМ РАЙОНЕ вскрыта церковная группа, активно действовшая в ряде сел под руководством попов - ИВАНЧИ Федора, ЛИПСКОГО и церковника ПОВАЛИЯ, бывшего эсера. Проводя контрреволюционную агитацию на селе, эти элементы заявляли:
«...НАРОД ПРОПАДЕТ С ГОЛОДА. ЛЮДИ ЗАЖАТЫ В ТИСКИ, НЕТ ЖИЗНИ, НЕТ СВОБОДЫ, ЗАКРЫВАЮТСЯ ЦЕРКВИ. ЛЮДЕЙ ОБЛАГАЮТ НЕПОСИЛЬНЫМИ НАЛОГАМИ. В СТАРОЕ ВРЕМЯ ЛЮДЯМ ЖИЛОСЬ ГОРАЗДО ЛУЧШЕ...» (ИВАНЧА).
«...Я ВИЖУ, ЧТО СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ НАРОД. НАСЕЛЕНИЕ СТОНЕТ. КАЖДЫЙ БОРЕТСЯ НЕ ЗА ОБЩЕЕ ДЕЛО, ЗА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ. ПАРТИЯ ВСЕ БОЛЬШЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В КАСТУ...» (бывший эсер ПОВАЛИЙ).
В ЦЮРУПИНСКОМ РАЙОНЕ вскрыта контрреволюционная группа сектантов, проводившая антисоветскую агитацию среди колхозников. Контрреволюционное ядро - ЖАДАН, БЕЛЫЙ, ПОПОВА и другие заявляли:
«...ХОТЯ ИЗДАЛИ ДЕКРЕТ О ВЕЧНОМ ПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЛЕЙ, НО ВСЕ РАВНО КУЛАКАМ ЗЕМЛЮ ПРИДЕТСЯ ВЕРНУТЬ. СКОРО ПРИДЕТ КОНЕЦ, ОСТАЛОСЬ НЕДОЛГО ЖДАТЬ. СКОРО БУДЕМ ДЫШАТЬ СВОБОДНО. СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ЧТО НЕ ДЕЛАЕТ - ВСЕ ИДЕТ НА ПОГИБЕЛЬ. УПАЛИ КОРОНЫ. УПАДУТ СКОРО СЕРП И МОЛОТ».
В РАЗЛЕЛЬНЯНСКОМ РАЙОНЕ вскрыта группа изуверской секты «трясунов-пятидесятников», развившая большую активность на селе. Характерно отметить, что контрреволюционное ядро этой группы - бывшие кулаки АДЖИГИРЕЙ, СОЛТАНЕНКО и другие в своей контрреволюционной агитации прививают колхозникам ненависть к Советской власти, высказывая свои симпатии к троцкистам-диверсантам:
«...ЕСЛИ БЫ ТРОЦКИЙ БЫЛ У ВЛАСТИ, ВСЕМ НАМ ЖИЛОСЬ БЫ ЛЕГЧЕ. ВЕРУЮЩИХ НЕ ПРИТЕСНЯЛИ БЫ, ОТКРЫТО МОЖНО БЫЛО БЫ МОЛИТЬСЯ, КАК ЭТО БЫЛО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ. В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ПОЛОВИНА НАСЕЛЕНИЯ ПОДДЕРЖИВАЕТ ТРОЦКИСТОВ. СРЕДИ КОЛХОЗНИКОВ ТАКЖЕ ЕСТЬ МНОГО СТОРОННИКОВ ТРОЦКИСТОВ...»
В ЗНАМЕНСКОМ РАЙОНЕ вскрыта аналогичная контрреволюционная группа сектантов «трясунов», проводившая деятельность по развалу колхозов. Контрреволюционный актив - РАКУЛЕНКО, ФИЛОНЕНКО и другие, обрабатывая колхозников в антисоветском духе, заявляли:
«...НАСТАЛА ВЛАСТЬ АНТИХРИСТА, НО СКОРО ЕЙ БУДЕТ КОНЕЦ. ЭТОЙ ВЛАСТЬЮ РУКОВОДЯТ СЛЕПЫЕ, ОНА ДОЛЖНА ПАСТЬ. МЫ, ВЕРУЮЩИЕ, ЗАЩИЩАТЬ СССР НЕ БУДЕМ, КОГДА ПРИДУТ НЕМЦЫ...»
В НОВО-БУ ГСКОМ РАЙОНЕ ликвидирована группа сектантов, под названием «духовное братство» (КОВАЛЕНКО, ТАТАРЕНКО и другие), проводившая к-p агитацию против колхозников, вовлекая в секту колхозников:
«...НЕ ВЕРЬТЕ КОММУНИСТАМ, ОНИ ВАС ОБМАНЫВАЮТ. КОЛХОЗЫ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯН. СКОРО ЭТА ВЛАСТЬ ПАДЕТ...»
В САВРАНСКОМ РАЙОНЕ ликвидирована контрреволюционная группа сектантов «краснодраконовцев». Руководители этой группы - МОКРОГУЗ, ЗАДЕРЕЙ и другие, проводя активную контрреволюционную агитацию на селе, заявляли:
«...СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ - ЭТО ВЛАСТЬ ДРАКОНА. НЕ БЕРИТЕ СОВЕТСКИХ ПАСПОРТОВ, ЭТО ДРАКОНОВСКАЯ ПЕЧАТЬ. НЕ ДАВАЙТЕ СЕБЯ ПЕРЕПИСЫВАТЬ ВО ВРЕМЯ ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСКИ НАСЕЛЕНИЯ. ЭТО ЛОЖИТСЯ ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА. КОЛХОЗЫ - ЭТО ОЧАГ САТАНЫ...»
В ПЕСЧАНО-БРОЛСКОМ РАЙОНЕ вскрыта контрреволюционная группа сектантов-баптистов (ХМЕЛЬ, ШАВЕНКО, КУЗЬМЕНКО и другие). Проводя антисоветскую агитацию на селе, они распространяли провокационные слухи о предстоящей войне и падении Советской власти:
«...ВОЙНА В ИСПАНИИ - ЕСТЬ ОСВОБОЖДЕНИЕ ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ И ВСЕГО НАРОДА. ФАШИСТЫ ТОЛЬКО ХОТЯТ ХОРОШЕГО ДЛЯ ЛЮДЕЙ...»
КОНТРРЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА В НЕМЕЦКИХ КОЛОНИЯХ
Вскрыта и ликвидирована контрреволюционная фашистская организация, состоявшая преимущественно из церковников-немцев, возглавлявшаяся немецким ксендзом из села Велиларово. ЕЛАНЕПКОГО РАЙОНА - РОЛЬГЕЙЗЕРОМ Петром, 47-ми лет.
Эта контрреволюционная организация готовила антисоветские кадры из враждебно настроенного националистического элемента для вредительской подрывной деятельности во время войны. РОЛЬГЕЙЗЕР, через своих агентов-церковников ФЕТТА, ГРЕССА Якова, БЕРГЕРА, ШМАЛЬЦА и других, доказывал о предстоящем скором свержении Советской власти и приходе ГИТЛЕРА на Украину. Для распространения своего фашистского контрреволюционного влияния на украинские села, РОЛЬГЕЙЗЕР вступил в блок с попом ЛАСТОВЕЦКИМ Алексеем из ВОЗНЕСЕНСКОГО РАЙОНА, который проводил антисоветскую агитацию, снабжал РОЛЬГЕЙЗЕРА контрреволюционной клеветнической информацией о тяжелом положении в колхозах, о голоде и т. д.
В БЕРИСЛАВСКОМ РАЙОНЕ вскрыта контрреволюционная фашистская организация, возглавляемая немецким ксендзом из села Костики - ЦИМЕРМАНОМ Адамом, который распространял свое влияние в ряде других немецких колоний через контрреволюционный церковный актив - ТАУБЕРГЕРА, АЙЗВЕРТА, ЦЕНКЕРА, БЕБЕРА и других. ЦИМЕРМАН обрабатывал в религиозном к-р духе, доказывал о скором падении Советской власти, приходе ГИТЛЕРА на Украину.
ЦИМЕРМАН направлял провокационные клеветнические письма, якобы, от колхозников-немцев в Германию об их тяжелом материальном положении, о голоде и т. д.
ЦИМЕРМАН развил деятельность, добиваясь своего избрания в Сельсовет.
Он также вовлекал в церковную общину молодежь, обучая детей Закону Божьему.
По делу арестовано 7 человек.
В ЦЕБРИКОВСКОМ РАЙОНЕ вскрыта и ликвидирована контрреволюционная немецкая фашистская организация.
Наряду с диверсионно-вредительской деятельностью, участники организации, церковный староста - ТРЕСТЕР Вильгельм и церковники - БРАУМСБЕРГЕР и другие, на протяжении ряда лет, вели тайный учет движения населения (о смертности, рождаемости и т.д.) направляя в Германию провокационные сведения о большой смертности населения от голода, о бедственном положении немцев. живущих в СССР и т. д„ получая за эти шпионские материалы специальные вознаграждения.
ОГА СБУ. Ф. 16. Оп. 30. Д. 87. Л. 105-111. Типографский экземпляр
Источник
Надо понимать, что приход "немецких освободителей" подобных мечтателей в конечном итоге не обрадовал.