Известная российская исследовательница Елена Юрьевна Зубкова писала:
«Лесные братья» сделали ставку не на противодействие армейским силам, борьба с которыми приводила к невосполнимым потерям и практически была безрезультатной, а на террор - с целью дестабилизировать советскую власть изнутри. На деле же получилось так, что жертвами этой тактики стал не режим, а люди, в большинстве, как свидетельствует статистика, даже не партийные и советские активисты.
В направленности партизанских акций заключается принципиальное отличие движения сопротивления в Прибалтике и на Западной Украине.
Как показал в своем исследовании Арвидас Анушаускас, бандеровцы на Украине (Украинская повстанческая армия*) направляли свои главные усилия на борьбу с войсковыми подразделениями НКВД, тогда как в Литве основным объектом партизанских атак становились гражданские лица.
Потери бандеровцев в 1946 г. были в четыре раза больше, чем в Литве, а потери среди личного состава внутренних войск на Украине в два раза превышали литовские.
По данным МГБ СССР, в 1946 г. на Западной Украине было убито 6566 бандеровцев и 1175 человек гражданского населения. В Литве партизанские потери за тот же период составили 1548 человека, тогда как обычных граждан было убито 2262 человека.
Несмотря на всю жестокость борьбы, потери среди гражданского населения на Украине были в 5,5 раза меньше, чем потери среди бандеровцев. В Литве, напротив, жертвы среди «мирных» жителей в 1,5 раза превышали партизанские потери. Кроме того, общее количество жертв среди гражданского населения в Литве было больше, чем на Западной Украине.
По характеру потерь можно судить о характере и методе ведения партизанской войны. Очевидно, что в то время, как на Украине бандеровцы продолжали вести боевые операции, их братья по оружию в Литве сделали ставку на террор как главный метод борьбы».
Источник: Зубкова Е. Прибалтика и Кремль - М: РОССПЭН, 2008.
Click to view
.