В 2023 году исполняется 400 лет со дня насильственной смерти униатского архиепископа Иосафата Кунцевича (1580 - 12 ноября 1623). И хотя до этой юбилейной даты еще два года, украинские и белорусские греко-католики уже начали подготовку к торжествам своего святого и «небесного патрона России и Польши», объявленного таковым римским папой Пием IX в 1867 г. с целью «досадить» России, в отместку за подавление польского восстания 1863 года, активно поддержанного католиками, и которое сегодня всячески пытаются представить как белорусское восстание против России во главе с еще одним «потенциальным святым», и тоже с очень мифологизированными обстоятельствами жизни, смерти и недавнего «обретения останков» - Константином Калиновским. И следует помнить - в 2023 году совпадут как раз два юбилея - 400 лет смерти Кунцевича и 180 лет Польскому восстанию 1863 года.
О деятельности и обстоятельствах гибели «душехвата» (так его называли современники) Иосафата Кунцевича, который, кроме обычных в Речи Посполитой убийств и пыток противников унии, еще и запрещал хоронить православных на христианских кладбищах и
приказывал разрывать могилы православных, выкапывать трупы, говорится во многих опубликованных на сайте «Западная Русь» материалах. Среди них отметим такие как :
После более-менее подробного знакомства с историей гибели Иосафата Кунцевича и обстоятельствах провозглашения его сначала Блаженным в 1641 г. папой Урбаном VIII, а в 1867 г. папой Пием IX святым и покровителем Руси, не покидает мысль, что к религии это все имеет очень отдаленное отношение, и больше напоминает детектив с двойным политическим дном.
До сих пор так и не понятно - каким образом, и спустя какое время, выловили из Двины обезображенный труп Кунцевича. Есть множество свидетельств, что за время «путешествий» по территории Белоруссии, Польши и далее до самого Рима, «нетленное тело» (как то должно быть у святого) все-таки подверглось значительным естественным изменениям. Но главное - так и нет веских доказательств, что «мощи» имеют отношение к самому Кунцевичу, как нет и убедительных свидетельств о чудесах, творимых этим униатским святым.
Однако, следует отметить «чудесное посмертное путешествие» предполагаемых останков Кунцевича.
С 1623 по 1655 год тело Иосафата Кунцевича находилось в захваченном униатами Софийском соборе Полоцка. В 1655 г. после занятия Полоцка русскими войсками, униатский архиепископ Антоний Селява увез тело Кунцевича в монастырь в Жировицах, и далее в Замосце. После возврата Полоцка Речи Посполитой, останки были привезены обратно. После того как Полоцк был занят Петром I, останки отвезены в принадлежавший Радзивиллам г. Белу (Бяла-Подляска), где в 1769 г. поставлены для общего поклонения в униатской церкви святой Варвары. в 1875 году после окончательной ликвидации Холмской униаткой епархии церковь святой Варвары была передана под юрисдикцию Русской православной церкви, а оставшиеся части тела Кунцевича были замурованы в церковном склепе. В 1915 году после отступления российских войск из Бяла-Подляски, немецкими оккупационными властями, храм был преобразован в протестантскую гарнизонную церковь. В 1916 году по просьбе австро-венгерской армии в храме провели раскопки, в ходе которых были найдены «мощи» Иосафата. В 1917 году по решению военного руководства австрийской армии «мощи» были вывезены в Вену. После занятия Вены советским войсками в 1945 году, останки Кунцевича были «эвакуированы» в Рим, и с 1946 года они находятся в базилике св. Петра в Риме.
Как раз к вопросу о состоянии «нетленного тела святого», предлагаем вниманию наших читателей записку врача И. Сикорского, о результатах его наблюдений за останками Иосафата Кунцевича, опубликованную в восьмом номере «Волынских Епархиальных Ведомостей» за 1871 год. Доктор Сикорский наблюдал останки Кунцевича еще в униатской церкви Св. Варвары в 1871 году, за три года до того, как церковь перешла к православным, а останки Кунцевича были захоронены в склепе.
Редакция «ЗР» ------------
Текст записки И. Сикорского «Реликвии Иосафата Кунцевича» редакция проекта «Западная Русь» подготовила в современной орфографии.
Оригинал, текста можно
открыть в формате PDF по ссылке..