Федеральное агентство новостей отрицательно относится к любым видам экстремистской идеологии и деятельности, не занимается поддержкой физических лиц и организаций, руководствующихся подобными принципами, а также не пропагандирует культ насилия, жестокость, сексуальные девиации и употребление наркотических веществ. Примеры контента, содержащего признаки экстремизма и описание экстремистской идеологии приводятся исключительно в ознакомительных целях.
20 ноября сотрудники ФСБ
предотвратили теракт в школе №101 в Казани. Вооруженное нападение готовил ученик, состоящий на учете в психоневрологическом диспансере. Он планировал расстрелять одноклассников и учителей из пневматической винтовки, которую перед этим пытался переделать в боевое оружие. За неделю до этого правоохранительные органы
задержали первокурсника пермского колледжа: подросток намеревался дождаться совершеннолетия, купить оружие и лишить жизни преподавателей.
В обоих случаях молодые люди вдохновлялись резонансными расстрелами в учебных заведениях, в особенности - трагедией в американской школе «Колумбайн». «Стрелки» состояли в тематических сообществах, восхваляющих вооруженные нападения на учебные заведения, а также являлись поклонниками наиболее известных преступников. И это лишь очередное, но далеко не последнее проявление очень крупной проблемы, с которой Россия и другие страны регулярно сталкиваются в последние несколько лет.
Накануне публикации статьи произошло еще одно трагическое событие: в американском Мичигане 15-летний подросток
застрелил трех одноклассников и ранил еще восьмерых.
В рамках спецпроекта «Антитеррор» редакция Telegram-канала
«Рыбарь» рассказывает о деструктивной субкультуре нового типа - «колумбайнерах» - и объясняет, почему ее представителей можно считать организованным международным движением и угрозой национальной безопасности.
Содержимое:
1. «Колумбайн»: начало 2. Первые ростки зла 3. Конвейер смерти 4. Благодатная почва 5. Псевдохаотичное явление 6. Сети влияния 7. Совпадения неслучайны 8. Терроризм нового типа 9. Предупрежден - вооружен Неофициальной датой зарождения субкультуры школьных стрелков принято считать 20 апреля 1999 года, когда произошел теракт в американской школе «Колумбайн» (округ Джефферсон, штат Колорадо). Двое старшеклассников Эрик Харрис и Дилан Клиболд расстреляли 12 учеников и одного учителя. Еще 23 человека получили ранения различной степени тяжести. Гораздо больше людей должны были погибнуть от самодельных бомб, которые в нужный момент не сработали. Харрис и Клиболд покончили с собой прямо в школе, оставив после себя дневники и манифест.
Случившееся потрясло США и привело к ужесточению контроля за оборотом оружия и повышению мер безопасности в американских школах. Но главным следствием трагедии стало ее превращение в культовое событие, чему активно способствовали средства массовой информации. Произошедшее в «Колумбайне» было далеко не первым массовым убийством в американских образовательных учреждениях, но никогда ранее издания не освещали школьную стрельбу настолько широко. На месте событий работали тысячи репортеров - причем первые съемочные группы прибыли туда практически одновременно с полицией.
Впоследствии журналисты детально рассказывали о ходе судебного процесса, личностях и биографиях убийц. В открытом доступе оказались дневник Харриса с человеконенавистническими идеями и мотивами преступления, а также записи процесса бойни в школе с камер видеонаблюдения. У Дилана Клиболда и Эрика Харриса появились многочисленные подражатели - некоторые впоследствии осуществили похожие теракты в учебных заведениях. Слово «колумбайн» стало нарицательным, а школьных стрелков даже за пределами США начали называть «колумбайнерами».
Спустя полтора десятилетия после трагедии в Америки «веяние» добралось и до России.
Хотя «Колумбайн» пришелся на конец 90-х годов прошлого века, в России до явления «стрельбы в школах» долгое время никому не было дела. Конечно, информационное пространство периодически сотрясали новости об очередном трагическом инциденте на Западе, но массового интереса к тематике - тем более, у молодежи, - не было.
На рубеже 2011-2012 годов в социальной сети «ВКонтакте» появились первые сообщества, посвященные трагедии в «Колумбайне». Однако на тот момент это были, скорее, кружки по интересам: хоть подписчики и смаковали детали «чернушной темы», попытки оправдания расстрела встречались очень редко. Численность каждого такого сообщества варьировалась от двух-трех десятков до пары сотен человек.
Отправной точкой роста движения «колумбайнеров» в России стали события 3 февраля 2014 года.
Полностью