Когда Гитлер напал на СССР, это вызвало в Испании небывалый ажиотаж среди местных националистов. Уже 22 июня 1941 г. испанский министр иностранных дел Серрано Суньер сообщил послу Германии в Мадриде, что Испания приветствует нападение на СССР и готова оказать помощь добровольцами. По всей Испании были открыты десятки вербовочных пунктов, в которые устремились тысячи волонтеров. Количество желающих бороться с большевиками превысило ожидаемое в 40(!) раз. Большую часть добровольцев составляли ветераны Гражданской войны, фалангисты, которые прибывали на призывные пункты в своей традиционной униформе - синих рубашках и красных беретах. У германских нацистов рубашки были коричневые, у итальянских фашистов - черные, а у испанских - синие. Отсюда и название «Голубая дивизия».
Уже 13 июля 1941 года первый эшелон с испанскими добровольцами отправился в Германию, где они были собраны в Баварии в учебном лагере. Там им выдали стандартную полевую форму вермахта. Вскоре испанцев отправили
под Ленинград.
Одновременно в дивизии воевало около 20 тысяч солдат и офицеров. А за всю войну в боевых действиях на советско-германском фронте в составе «Голубой дивизии» приняло участие более 50 тысяч человек (по некоторым данным, до 70 тысяч). Что на самом деле значительно превышает размеры типичной дивизии того времени и приближает ее к размерам армии. Но испанская историография настаивает на «дивизии», старательно принижая численность оккупантов.
Костяк «Голубой дивизии» составили фалангисты и кадровые военные франкистской армии, прошедшие через
гражданскую войну в Испании. Это были идейные фашисты, имевшие опыт ведения боевых действий, они участвовали в карательных операциях против «красных» у себя на родине.
В октябре 1941 года «Голубая дивизия» прибыла в Новгород, где приняла активное участие в наступательной операции. Как свидетельствуют советские историки, испанские добровольцы
отличались бесчинствами по отношению к местному населению и зверскими пытками, применяемыми к пленным. Например, в ходе освобождения от оккупантов села Дубровка Новгородской области красноармейцы обнаружили трупы зверски замученных испанской «Голубой дивизией» русских солдат: «Оба трупа скальпированы, <…> лицевые кости у одного из трупов раздроблены, ногти на пальцах рук сорваны, кисти рук закопчены и имеют следы ожогов. У каждого трупа выколото по одному глазу и отрезаны уши. Все эти зверства произведены головорезами испанской «Голубой дивизии», - передавала с фронта газета «Известия».
В январе 1943 года Красная армия предприняла решительное наступление и в результате ожесточенных боев сумела взять 18 января Шлиссельбург и полностью очистить от фашистов весь южный берег Ладожского озера. Узкий коридор, шириной всего в несколько километров,
восстановил связь Ленинграда со страной. В рамках этой операции Красной армией было предпринята попытка оттеснить немцев от города на южном направлении и снять блокаду, что, однако, не принесло большого успеха. Блокада Ленинграда продолжалась до 27 января 1944 года. Однако именно в той операции 10 февраля 1943 года под Красным Бором советские войска разгромили испанскую «Голубую дивизию». Хотя теперь испанские СМИ и оценивают это сражение чуть ли не как «победу» испанцев.
По свидетельству одного из военнопленных, испанцы под Красным Бором «понесли колоссальные потери, были уничтожены целые батальоны». По словам командира «Голубой дивизии» Эстебана-Инфантеса, под Красным Бором попало в плен 80% от всех военнопленных испанцев за всё время пребывания дивизии на Восточном фронте.
В 1943 году, после разгрома «Голубой дивизии» Красной армией и отзыва ее остатков на родину, вермахт включил тех из них, кто решил остаться в немецкой армии, в Немецкий иностранный легион. В его составе были созданы две испанские добровольческие роты СС: 101-я и 102-я.
Испанские добровольцы продолжали воевать в рядах вермахта до последнего дня: в
окруженном Берлине до капитуляции сражалось около 7 тысяч испанцев.
Однако важно еще и другое. Как считают историки, именно «Голубая дивизия», оказав ожесточенное сопротивление в Красноборском районе, тем самым замедлила продвижение Красной армии на север, к Ленинграду, и усугубила положение блокадного города.
Так что испанские вояки, которых испанская газета назвала «храбрыми и бесстрашными воинами», несут полную ответственность за блокаду и чудовищную
трагедию Ленинграда наравне с гитлеровцами. И потому описывать после этого их «героические подвиги» в России - настоящее кощунство, глумление над памятью сотен тысяч погибших от голода и бомбежек ленинградцев. В самой Испании неоднозначно оценили публикацию, отметив, что «Голубая дивизия» продлила трагическую блокаду, которая унесла бессчетное число жизней мирных ленинградцев.
Click to view
Источник