Про взрыв на установке деэтанизации конденсата на Сургутском ЗСК

Aug 08, 2021 07:40



Либеральная часть моей ленты полыхает похлестче «полностью сгоревших» якутских лесов, которые горят каждый год со времен динозавров, - пишет Алексей Анпилогов.

Ох-ах, на Ямале у «Газпрома» взорвался газоконденсатный завод, Россия и Белоруссия остались без газа, Европа в очередной раз убедилась в ненадежности РФ как поставщика, и, сверкая пятками, бежит за американским СПГ.

«Последствия всего этого катастрофические: возможно, что остановится большинство технологических установок Сургутского завода стабилизации конденсата. Более того, может остановиться практически весь газоперерабатывающий комплекс Западной Сибири. Все газовые промыслы Уренгойского НГКМ, Ямбургского месторождения, Медвежьего и других аварийно остановлены. Фактически добыча газа, газового конденсата и частично нефти в восточной части ЯНАО полностью остановлена». (ЭТА ЦИТАТА - ЛОЖЬ)

Поясняю для незнающих и интересующихся. У «Газпрома» действительно произошел взрыв на установке деэтанизации конденсата первой очереди на Сургутском ЗСК (заводе по стабилизации конденсата). Завод самый мощный в России, перерабатывает 12 млн тонн конденсата в год, но отнюдь не единственный - в стране еще около десятка предприятий помельче, а Пуровский ЗПК (завод по переработке конденсата) имеет почти что такую же мощность, что и Сургутский.

Что такое газовый конденсат и деэтанизация?

И газ, и нефть идут из-под земли вместе с промежуточной фракцией - газовым конденсатом. Это и не нефть, и не газ, а нечто «посредине», начиная от этана, через пропан-бутан - к пентанам и гексанам.

Вначале, на самих многочисленных газовых месторождениях, стоят заводы по предварительной очистке природного газа, которые чистят метан от воды и прочих откровенно вредных примесей, например, сероводорода, который бы сожрал любой газопровод «в ноль» за несколько лет.


При этом процессе сырой газ из скважин сепарируется от воды, охлаждаясь с 0ºС до минус 30-40ºС за счет резкого адиабатического снижения давления. При таком снижении температуры из газа вместе с водой выпадает газовый конденсат, который прямо на промысле направляется на установку деэтанизации конденсата. Там из конденсата отдувают остатки газообразных метана и этана.

Процесс разделения газа (метана и этана) и жидкостей (пропана-бутана и выше), понятное дело, неполный - и поэтому дальше за работу берутся всякие ЗСК и ЗПК. На них газовый конденсат направляется на установки стабилизации газового конденсата, где из него методом ректификации выделяют отдельные фракции легких углеводородов.

Обратный процесс идет на нефтяных промыслах. В товарной нефти содержание растворённых газов не должно превышать 1-2%, поэтому нефть прогоняют на промыслах через многоступенчатые сепараторы, где от нефти отделяется вода и попутный нефтяной газ, содержащий газоконденсат. Такой нефтяной газ тоже передают на ЗСК и ЗПК, чтобы не жечь в факелах на месторождениях (в США, кстати, жгут, это специфика сланцевой добычи, где каждая скважина дает минимум нефти).

Из описания этой схемы уже наглядно видно, что ни о какой «полной остановке» добычи нефти и газа речь не идет. Промыслы целы, первичную сепарацию газоконденсата они сделают.

Проблема состоит в том, что в товарном метане после промыслов остается много этана и немало пропана и бутана. Все это газы (с поправкой на давление и температуру) и разделить их на самих промыслах достаточно трудно. Этан - это ценное химическое сырье, например, для производства полиэтилена и массы других полимеров, пропан и бутан - хороший заменитель бензина. Их-то и добывала взорвавшаяся установка по деэтанизации конденсата на Сургутском ЗСК.

Что делать в ситуации, если такая установка вышла из строя? Скорее всего - терять ЧАСТЬ товарного конденсата. Потребители начнут получать немного более «жирный» газ, с повышенным содержанием так называемого ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов, пропан и бутан), который иначе бы продали дороже на заправках. И этана, который бы взяли химики, тоже заплатив «Газпрому» подороже.

Так что, на деле никакой «России без газа» не предвидится, хотя «Газпром» начнет терять миллионы ежедневно, не имея возможности отделить от метана остаточный этан и ШФЛУ.

Но ситуация со взрывом на Сургутском ЗСК состоит еще и в другом. Европе сейчас только проблем с добычей на Ямале не хватает для «флэш рояля» на газовом рынке. Цена газа перевалила за 500 долларов, сезон летней закачки газовых хранилищ уже фактически провален. Если бы для европейцев можно было придумать лучший мотиватор для снятия ограничений с СП-1 и СП-2 - то вот он. Причем Рафик («Газпром») тут «вообще неуиноватый», он сам пострадал!

экология, европа, россия, газ

Previous post Next post
Up