4 мая (22 апреля) 2021 года исполнилось 140 лет со дня рождения главы Временного правительства России Александра Фёдоровича Керенского (1881-1970). По этому случаю, -
пишет maysuryan, - отражение юбиляра в зеркале советской карикатуры 1922-1969 годов.
Наверное, никого не удивит, что самая частая тема шаржей - переодевание Александра Фёдоровича в женское платье. Которого, замечу для буквоедов, никогда в истории не было (при бегстве из Гатчинского дворца он действительно переоделся - но матросом), однако миф о котором (подробнее о нём рассказано
здесь) преследовал Керенского всю жизнь, до самой гробовой доски. Причём его с удовольствием поддерживали и белогвардейцы, и в СССР.
Рисунок Кукрыниксов. 1957 год
Стихи Эмиля Кроткого:
А.Ф. Керенский
Фразёр. Ораторствовал всласть.
Актёр. Играл напропалую.
Хотел в историю попасть,
Попал в историю. В плохую!
Рисунок Юлия Ганфа из серии «Жалобщики». 1957
Василий Пшеничников. Плакат, 1927. Подпись: «БЕГСТВО КЕРЕНСКОГО ИЗ ГАТЧИНЫ. Керенский решил всеми силами подавить революцию. Последняя надежда оставалась у него на казаков. Но и казаки не поддержали Керенского. Член военно-революционного комитета тов. Дыбенко, приехавший в штаб Керенского, в Гатчину, созвал митинг, на котором решено было арестовать Керенского и отправить его в Петроград. За 10 минут до ареста, 14 ноября, около 3-х часов дня, Керенский, переодевшись женщиной и воспользовавшись волнением во дворце, бежал от возмущённых казаков и солдат».
Ещё одна тема, гораздо более редкая - другой популярный в дни революции миф, что Александр Фёдорович спит в Зимнем дворце на кровати последней царицы Александры Фёдоровны. Сам он это до конца жизни опровергал. У Владимира Маяковского в поэме «Хорошо» один из большевиков говорит:
Быть
Керенскому
биту и ободрану!
Уж мы
подымем
с царёвой кровати
эту
самую
Александру Фёдоровну.
Карикатуры на политическую деятельность Керенского в период Временного правительства. Так сказать, комментарии к его стремительному взлёту и скорому падению, нарисованные задним числом:
Кукрыниксы. Карикатура к цитате В.И. Ленина о А.Ф. Керенском. 1960
Кукрыниксы. Карикатура на Временное правительство
Карикатура Кукрыниксов. «Первым актом Временного правительства по Туркестану было постановление от 18 марта 1917 года об амнистии палачам киргизского восстания 1916 года».
Эту карикатуру начала 20-х годов мне довелось в 90-е годы обсуждать с её автором. :)
Борис Ефимов. «Наступление Керенского... на рабочих». 1922
Следующая подборка рисунков - это советские карикатуры на деятельность Керенского-эмигранта:
Борис Ефимов. «Хорошо сшитый френч... хорошо сшитый фрак». «Керенский слегка пополнел. Хорошо сидит на нём в талию сшитый костюм. Как всегда приветлива улыбка. (Из белогвардейской газеты «Сегодня»). 1922
Константин Ротов. Рисунок 1924 года
Рисунок Д. Мельникова. Керенский доживает свои «Дни». 1927
Рисунок Константина Елисеева. «Болтуны бело-парижские. Милюков и Чернов (Керенскому): - Нет уж, вы не отказывайтесь, Александр Фёдорович, без вас «Крокодил» специальный номер о болтовне никак не выпустит». 1932 год
Рисунок Юлия Ганфа. «Три сестры». «Керенский, Деникин, Милюков. - В Москву, в Москву, в Москву!». 1934 год
Рисунок А. Каневского. «Керенский предлагает свои услуги американской реакции. Надёжная поддержка. Керенский: - Российский капитализм я уже в своё время поддержал. Я могу так же поддержать и капитализм американский!». 1948 год
Карикатура Юлия Ганфа. 1949 год. «В американской ночлежке. - И так тесно живём, а тут придётся ещё потесниться: для Чан Кай-ши место требуется!». Среди «дежурств по ночлежке» обозначены «его величество король Михай», «его величество король Эммануил», «пан Миколайчик», Керенский, Миклош Хорти и Ференц Надь. Над входом объявление: «За несданные на хранение короны и др. вещи американская администрация не отвечает!».
Одна из последних прижизненных советских карикатур на А.Ф. Керенского. Рисунок Юлия Ганфа. 1969 год. «Нокаут навечно». Рефери отсчитывает годы со дня нокаута российского капитализма. Увы, нокаут оказался не вечным... (Керенский изображён в левой части рисунка).
А это, собственно говоря, не карикатуры, а живопись - но развивают всё тот же миф о женском платье.
Григорий Шегаль. «Бегство Керенского из Гатчины». 1938
Кукрыниксы. «Последний выход Керенского». 1957-1958