Пушкин в форме вермахта

Mar 28, 2021 07:00



Георгий Зотов о том, что случится с бывшими союзными республиками, когда у политиков и населения России закончится ностальгия по СССР. …

В детстве мне нравились грузинские легенды и сказки. Это была жуть (впрочем, как и русские сказки, с медведем на липовой ноге) - типа, турки взяли в плен братьев, одного сварили, других заставили есть, и спрашивали - вкусно ли? Фильмы ужасов отдыхают. Я обожал грузинское кино - а кто его не любил? «Мимино», «Не горюй!», позже - «Покаяние». Грузинское вино (не в детстве) - это вообще песня, с которой начинались алкогольные приключения всей страны. Помните «Алазанскую долину» из горлА в подъезде? Я так отлично помню. Я учил стихи украинского поэта Шевченко, хохотал над мультами «Арменфильма» («оставайся, мальчик, с нами - будешь нашим королём»), грустил на драме «Ташкент - город хлебный», задумывался над книгами белорусского писателя Василя Быкова, и пересматривал азербайджанскую ленту «Не бойся - я с тобой». Но то я.

И мои дети, и дети моих знакомых в большинстве своём не в курсе, что это такое. Им пытались показать фильмы, предлагали читать книги - не, пофиг. Какой Шевченко, какой «Мимино», какой «Добрый Ээх». «Мы мечтаем избавиться от наследия СССР», - часто объясняли мне в бывших советских республиках. Ребята, вы скоро от него избавитесь, в ближайшем будущем. Но гарантирую - это будущее вам не понравится.

Сейчас у власти в России политики, в массе своей заставшие Советский Союз. У них, знаете ли, ностальгия.Неясно, почему. Может, они одноклассницу после молдавского портвейна за круглые радости пощупали, или красиво читали стихи, или наслаждались Парижем в «Трёх мушкетёрах» - каковой на самом деле Львов. Но факт, что такое имеется. Когда надо кому-то из бывших списать долги, поставить современное оружие в кредит, закупить у него сметану и чурчхелу, политики охотно соглашаются. Ну как можно иначе. Мы же все свои. Росли в одном государстве. Нам было всё равно - белорусы там, казахи, узбеки, русские - мы хором считались советские люди. Плов, солянка, вареники, лобио и долма были популярны в СССР всюду, их готовили хозяйки, никогда не бывшие в Узбекистане, Грузии или Армении. Грузинскому кино умилялась вся страна от Камчатки до Риги, а актёр и певец Вахтанг Кикабидзе являлся любимцем и предметом ночных грёз советских женщин. И едва возникает вопрос насчёт кредитов, поставок, и всяких других приятных ништяков, российскому правительству стрёмно отказывать. Ну, это как с родного ж брата брать деньги. В одном доме росли, в одном дворе играли, чего уж там.

Меж тем, сам Кикабидзе в интервью часто говорит, как он с трудом терпел ужасный СССР, и накрыл стол друзьям в день его распада. Зато теперь в России основная грузинская культура - это хинкали в дешёвых закусочных, про новые кинофильмы или музыку из Грузии больше никто не знает. Про «Витязя в тигровой шкуре» я и упоминать не буду - не все взрослые поймут, о чём я. Раймонда Паулса с набором мелодий для Пугачёвой забыли не только в РФ, но, похоже, и в самой Латвии. Духи «Дзинтарс» тоже существуют сугубо на ретроностальгии: их дарит дедушка бабушке, умиляясь воспоминаниям о первом поцелуе. Во Львове улица Лермонтова переименована в улицу убитого сепаратиста Дудаева, улица Тургенева - в улицу Героев УПА* (запрещённая экстремистская организация в России), улица Пушкина стала носить имя генерала Чупрынки - псевдоним компанифюрера гитлеровской вспомогательной полиции («шуцманшафта») Романа Шухевича. Слабоваты оказались русские писатели-классики супротив суверенного патриотизма и желания досадить имперской России. Хотя в Москве набережная Тараса Шевченко не переименована в проспект Захарченко, но стихи этого прекрасного украинского поэта в современной России постигло забвение. Молодёжь и вовсе сочтёт «Шевченко» названием вареничной.

По нервным сообщениям грузинских виноделов, продажи вин производства Грузии в России неуклонно падают. Ну, так ещё бы. Из числа совершеннолетних детей моих друзей «киндзмараули» или «цинандали» никто не пьёт: они посмеиваются над странными привычками родителей. Зачем грузинское? Оно дорогое, к тому же - есть отличное новозеландское, юаровское, французское, итальянское, чилийское. Российское вино даже появилось неплохое, чем я сам удивлён. Я высокого мнения о качестве вина из Грузии - поскольку я тоже родом из СССР. Но стоит настоящая «хванчкара» дофигища, логичнее за такое бабло калифорнийский «зинфандель» или сицилийское «неро д`авола» взять. Схожая история с армянским коньяком - его берут меньше. Дело в том, что в России в продаже появились свои нормальные коньяки - скажем, Кизлярского завода. У кого мало денег - купит их, у кого много - «метаксу» или французскую марку. Рижские шпроты по большей части людям давно по барабану - я не встречал тех, кто по ним страдает. Белорусскую продукцию легко заменить, этого вообще не заметят. Забыв культуру союзных республик, новое поколение игнорирует прочие знаковые вещи времён СССР. Это их родители давились в очереди за дефицитом, доставали через знакомых, дарили на день рождения и в праздники. А детям и внукам на ценности советского времени плевать.

В государствах, возникших на месте СССР, к общему культурному наследию относятся в основном презрительно: поэтому-то Пушкина и заменил на уличной табличке полицай в форме вермахта. Прошлое усиленно стирают, уничтожают, закрашивают - не понимая, что это имеет зеркальный эффект и в России: у нас уже дети грузинские сказки не прочтут. Вскоре не узнают и Кикабидзе с Мкртчяном, чьи портреты красуются на барах и винных магазинах Тбилиси с незабвенной фразой: «Ларису Ивановну хочу!». Канут в лету кинохиты союзных республик, и на цитаты оттуда в России станут с недоумением переспрашивать - чо? Новое поколение российских политиков, каким бы оно ни было, не будет культурно и ментально связано с СССР, с иллюзиями о братстве и дружбе советских народов. Вот тогда на место романтики и фразы «ну мы же свои» придёт прагматика.

В чудном новом мире исчезнут скидки на газ и нефть, за образец выдачи кредита возьмут Китай - если не платишь долг, отдавай нам свои фабрики, заводы, ГЭС. Введут визовый режим, и гастарбайтеры так легко не приедут. Товары экс-республик пропадут с прилавков - ностальгии-то больше нет. Россия перестанет быть приятелем, у которого можно срочно перехватить косарь до получки, и потом забыть его отдать. К этой реальности, дорогие соседи, мы обязательно придём. Окаянный «совок» и его идеи о дружбе народов окончательно испарятся в воздухе, и превратятся в сказочные легенды.

Но отчего-то мне кажется, что ностальгия по СССР в этом случае начнётся уже у вас.

* 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии» (ОУН-УПА). Её деятельность на территории России запрещена

без комментариев

Previous post Next post
Up