Мелетия (Метаксакиса), отца календарной реформы в Православной Церкви, вероятно, можно назвать самой необычной и яркой фигурой из числа занимавших когда-либо Константинопольский престол… Мелетий был избран Патриархом Константинополя 25 ноября 1921 года, прибыв в оккупированный Антантой Константинополь накануне своего избрания на английском военном корабле под византийским флагом.
Избрание его, составленным специально для этой цели Священным Синодом Константинопольской Церкви, было настолько спорным, что на собрании епископата Константинопольской Церкви в Фессалониках будет объявлено, что «избрание Мeлетия совершено противно святым канонам». Перевыборы поддержат Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский Патриархи.
До своего восхождения на Константинопольской престол Мелетий успевает получить образование и священный сан в Иерусалимской Церкви, откуда в 1908 году Патриарх Дамиан изгоняет его за "деятельность против Святого Гроба". Бежав на Кипр, он становится митрополитом на Китийской кафедре. В 1912 году выдвигает свою кандидатуру на пост Константинопольского Патриарха, но Священный Синод отказывает ему в праве участия в выборах, так как «с канонической точки зрения» он «не может быть зарегистрирован как кандидат на патриарший престол в Константинополе». После этого пытается занять пост Предстоятеля Церкви Кипра, но снова терпит неудачу. Именно на Кипре Мелетий вступает в английскую масонскую ложу. И это связывает его новыми узами с его родственником - новым премьер-министром Греции Венизелосом, при помощи которого он становится главой Элладской Церкви в 1918 году. Перебравшись в Афины он взялся за расширение церковной юрисдикции. Так 4 августа 1918 года Синод ЭПЦ принимает решение об организации епархии в США, на территории Североамериканской митрополии РПЦ.
В 1920 году, когда Венизелос теряет пост премьера, решением властей Греции и Синода ЭПЦ «за неканонические деяния» Мелетий лишается должности митрополита Афинского и отправляется в заключение в монастырь на один из греческих островов. Но в начале 1921 года он бежит из заключения в Америку, где представляет себя именно митрополитом Афинским, не признавая своей отставки. Он начинает формирование Греческой Архиепископии Северной и Южной Америки при финансовой поддержке бывшего греческого премьера Венизелоса и его друзей.
В США Мелетий приступает к реализации своего экуменического плана объединения с англиканами. Переговоры с представителями Англиканской церкви Мелетий начал еще будучи на афинской кафедре. Но в Америке он переходит к сослужению с ними. Как сообщает греческий посол в США: Мелетий "в облачении принял участие в англиканском богослужении, кланялся с англиканцами на молитве, целовал их престол, проповедовал и позднее благословил присутствовавших!" Священный Синод ЭПЦ после этого сообщения создает спецкомиссию для расследования канонических преступлений Мелетия.
По итогам расследования, 29 декабря 1921 года Священный Синод Элладской Православной Церкви принимает решение об извержении из священного сана Мелетия за нарушения многих канонов и учинение раскола. Но к этому времени бывший митрополит уже успевает занять должность Патриарха Константинополя.
Восемь месяцев «первую по чести» кафедру православных патриархов занимал низвергнутый из сана бывший епископ. Спустя восемь месяцев, под сильным давлением, Элладская Церковь была вынуждена отозвать свое постановление о лишении Мелетия сана. Произошло это 24 сентября 1922 года.
За неполные два года пребывания на Константинопольском престоле Мелетий успел предпринять ряд очень ярких шагов: оправдывая ожидания своих английских покровителей, он переподчиняет себе Греческую Архиепископию в Америке, отобрав ее у Элладской Церкви, заявляет претензию на всю православную диаспору и на главенство среди Православных Церквей, организовывает четыре вторжения на территорию Русской Церкви, одно на территорию Сербской Церкви, признает действительность хиротоний англикан, начинает активную подготовку унии с ними.
Ради предстоящей унии Мелетий начинает ряд реформ во Вселенской Церкви:
В 1923 году на т.н. «Всеправославном конгрессе» Патриарх Мелетий собирает всего 10 (!) участников, из которых до конца в нем усидели 9. От Константинопольской Церкви сам Патриарх, 1 митрополит и 1 мирянин. 1 митрополит от Церкви Кипра. 1 митрополит от Сербской Церкви и один мирянин. От Элладской Церкви 1 митрополит, от Румынской Церкви 1 архимандрит. РПЦ не прислала своих представителей и на мероприятие были приглашены представители РПЦЗ архиепископ Александр (Немоловский) и архиепископ Анастасий (Грибановский), который покинул конгресс. В итоге документы конгресса были приняты 6-тью епископами, 1-ним архимандритом и 2-мя мирянами. Отказались от участия Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская и Русская Церкви. Из-за отсутствия признания не были приглашены представители Болгарской и Грузинской Церквей. Таким образом епископами были представлены лишь четыре Церкви, три из которых представляли не архиерейские делегации, а лишь по одному епископу. Собором данное собрание признано не было, более того - на него и не претендовало.
Зато, несмотря на узкое представительство православных епископов, в работе «Конгресса» принял участие англиканский епископ Чарльз Гор, занявший место справа от Мелетия…
С 10 мая по 8 июня 1923 года "Всеправославный конгресс", изначально поданный Мелетием как "Комиссия", вопреки постановлениям соборов 1583, 1587 и 1593 годов принял решение о введении в Правослвной Церкви новоюлианского календаря Православной Церкви. Также были приняты другие решения, призванные сблизить Православную Церковь с англиканами: о возможности браков священников и диаконов после хиротонии, о допустимости повторного брака для клириков.
Разделения и расколы всколыхнули православный мир в связи с реформами Мелетия, особенно в отношении календарной реформы. Она вызвала расколы.
Ни одна из Поместных Православных Церквей не приняла решений конгресса касательно брака духовных лиц после рукоположения, их второбрачия и принятия мирской одежды из-за вопиющих противоречий этих решений с церковным Преданием и канонами. Новый календарь, и то за исключением Пасхалии, сразу ввели только три Поместные Православные Церкви: Константинопольская, Элладская и Румынская. В остальных этого не произошло из-за опасения дальнейших волнений и расколов, а также благодаря сильному отпору многих иерархов. Так, Иерусалимский патриарх заявил, что новый календарь неприемлем для его Церкви ввиду опасности прозелетизма и распространения унии на Святой Земле.
Самая серьёзная оппозиция исходила со стороны Александрийской Церкви, чей патриарх Фотий I, после
договора с патриархами Антиохийским Григорием IV, Иерусалимским Дамианом и архиепископом Кипрским Кириллом III, созвал Поместный собор постановивший что нет абсолютно никакой необходимости в перемене календаря. Собор выразил большое сожаление, что этот вопрос вообще оказался на повестке дня, констатировав при этом, что изменение календаря представляет опасность для единства Православия не только в Греции, но во всем мире.
Патриарх Тихон, будучи введённым в заблуждение о якобы всеправославном характере Конгресса, попытался ввести календарную реформу в Русской Церкви, но разобравшись в реальной ситуации и столкнувшись с неприятием клира и прихожан, пересмотрел свое решение.
Александрийская Церковь приняла реформу после того, как будучи изгнанным из Константинополя, Мелетий при поддержке англичан перебрался в Египет и там стал Александрийским Патриархом. В течение нескольких десятилетий календарь был постепенно введен в большинстве Православных Церквей, став памятником забытых уже планов Мелетия по унии с англиканами, которая так и не была допущена Господом.
Смена календаря вызвала расколы в Греции и Болгарии, некоторые из которых не залечены до сих пор.
Сам вопрос календаря признается в Церкви второстепенным и все Поместные Православные Церкви сохраняют свое календарное единство в главном - совместно празднуя Пасху Христову.
Источник