На этот сложный вопрос невозможно ответить однозначно. Женское правление зафиксировано в письменных источниках в Чехии, Польше и на Руси. Видимо эта проблема может состоять из двух составляющих - религиозных особенностей свойственных славянским племенам в раннем средневековье и этнического влияния кочевых народов (преимущественно тюркоязычных) на становление ранней славянской государственности. Как я
писал ранее, верховным божеством славян изначально была Богиня Мать -
ранний культ Перуна, пришедший к славянам с севера Балкан, был несомненно связан именно с культом Богини Матери. Естественно, верховное женское божество было характерно не только для славянского язычества, как известно северные германцы также поклонялись своей главной богине - Нерте.
Возможно этот женский культ в славянских протогосударственных образованиях совместился с очень высоким положением
женщин у тюркской элиты, составлявшей аристократический слой у ранних славян и подвергшийся впоследствии славянизации.
Первая правительница чехов - княжна Либуше. Фрагмент картины В. К. Мазека (1893)
Наибольшие масштабы славянский матриархат получил в чешских хрониках. Козьма Пражский в старейшей "Чешской хронике" описывает раннюю историю Чехии как настоящее "женское царство". Чешскому патриарху Кроку, одноименному с польским Краком, наследуют одни женщины - сестры Кази, Тэтка и Либуше. У поляков в "Хронике Великой Польши" мужские наследники существовали, но все сгинули, осталась только одна Ванда - следующая правительница. Возможно польская Ванда совмещала в себе черты всех трех чешских наследниц Крака. Этимология имени Ванда может указывать на названия племен вендов и вандалов. Т.е. это женский эпонимный персонаж славянских племен. В современном кинематографе идею "Матери Вендолов" интересно воплотил Майкл Крайтон в
фильме "13 воин". Мать вендолов, кадр из фильма "13 воин"
Козьма Пражский "Чешская хроника"
Среди таких людей выделился некий человек, по имени Крок, его именем назван град, заросший теперь уже деревьями и расположенный в лесу, что близ деревни Збечно. Соплеменники считали этого человека совершенным.
У этого столь многоопытного человека не было мужского потомства; но у него родились три дочери, которых природа щедро одарила мудростью не меньшей, чем обычно наделяет мужчин.
Старшая по рождению называлась Кази; в знании трав, в искусстве прорицания она не уступала Медее Колхидской, в искусстве же врачевания - Пеонию.
Жители, в память о своей госпоже (Кази), воздвигли весьма высокий могильный холм; его видно по сей день - на берегу реки Мжи, у дороги, которая ведет в область Бехин.
Старшая сестра - прорицательница Кази у Козьмы Пражского несомненно соответствует польской Ванде. В этих преданиях есть одинаковые сюжеты, связанные с погребальными курганами. О значении этих курганов я напишу как-нибудь позже.
Видимо, нужно думать, что Кази тоже эпонимный персонаж обозначающий хазар, казар. В его основе лежит тюркский корень qaz-/kaz- который мог обозначать кочевание, или по версии Луи Базена «угнетение», «притеснение». Этноним "хазары"/"казары" может быть родственен термину "казаки".
Курган Ванды под Краковым в Польше. Фото википедия.
Старшинство Кази видимо неслучайно. Оно может быть связанно с изначальным доминированием тюркской элиты среди славянских племен. В Аварском гос-ве тюркский женский титул Хатун, также как и Каган, подразумевал божественность происхождения - как и во всех остальных каганатах. Хорошо известны имена женщин правивших в тюркских государствах Кавказа - это Парсбит (буквально «леопардоликая»), Боарикс - царица гуннов Дагестана. Предполагается, что и правительница ранней Руси княгиня Ольга имела тюркское происхождение из
болгарского Плескова (Плиски). С началом христианизации женщины правительницы в Восточной Европе уже не появлялись.
Ян Длугош «Анналы, или хроники великих королей Польши»
Леху наследовала сестра Ванда, которая, отказавшись от брака с Ритогаром Алеманнским, после одержанной над ним победы бросилась в Вислу, посвятив себя богам, и была погребена в Могиле. От неё поляки стали называться вандалами.
Могиле её (Ванды) оказаны те же почести, что и отцовской: так, возведённый из массы земли высокий холм по сей день свидетельствует там о её могиле, отчего и месту было дано название Могила.
Имя второй сестры "Чешской хроники" Тэтки имеет славянскую этимологию - "тетка" (старшая в роде). К ее имени восходит название древнейшего замка Тетин в Чехии - оплота
сербов пришедших с Кавказа (а ранее видимо
из Монголии), из рода которых вышла св. Людмила жена чешского князя Борживоя I - первая христианская мученица Чехии. Интересно, что легендарная история чехов здесь полностью согласуется с датированной официальной. Ибо главные действующие лица начальной истории Чешского государства опять же женщины - княжна Людмила и ее противница княжна Драгомира из славянского племени лютичей. Мужские персонажи на фоне женских кажутся простыми статистами.
Реликварий св.Людмилы, 1360 год.
О муже Людмилы князе Борживое I практически ничего неизвестно - видимо он был ставленником Великой Моравии в Чехии. Его основная заслуга только в том, что он стал христианином и мужем первой святой покровительницы Чехии, бабки и воспитательницы св. Вацлава - главного патрона Чешского государства. Интересно, что образ св. Людмилы почти идентичен образу русской святой княгини Ольги.
Ольга, как и Людмила Чешская, была не только первой княжной христианкой, но и также воспитала великого внука -
кагана Владимира, крестителя Руси.
Козьма Пражский "Чешская хроника"
Достойна хвалы была Тэтка, рожденьем хотя и вторая,
Женщина тонкого вкуса, свободно, без мужа жила.
Тэтка выстроила град и назвала его своим именем - Тэтин. Град был сильно укреплен самой природой, будучи расположен на вершине крутой горы у реки Мжи. Тэтка научила глупый и невежественный народ поклоняться горным, лесным и водяным нимфам, наставляла его во всех суевериях и нечестивых обычаях.
Главным действующим лицом ранней чешской истории была младшая дочь Крака - прорицательница Либуше. Именно Либуше указала на своего будущего мужа пахаря Пржемысла, вышла за него замуж и стала прародительницей первой чешской династии Пржемысловичей. Этимология имени Либуше несомненно связанна со славянской основой - "любо, любить, любовь". Это настоящая богиня любви, славянский аналог греческой Афродиты и Богини Матери.
Либуше - символ Праги, скульптура на Карловой улице
Козьма Пражский "Чешская хроника"
Третья, по рождению самая младшая, но превосходившая всех мудростью, называлась Либуше; в те времена она также построила очень мощный град возле леса, который тянется до деревни Збечно, и назвала его по своему имени - Либушин. Среди женщин Либуше единственная была в своих решениях предусмотрительна, в речи - решительна, телом - целомудренна и нравом - скромна. При рассмотрении тяжб, возникавших в народе, она никого не обижала, со всеми была обходительной, и даже более, любезной
По тексту Козьмы Пражского Либуше передает свои символы власти "мои жезл, плащ и одежду, достойную князя" пахарю Пржемыслу и выходит за него замуж. Это несомненно описание "священного брака", когда легитимность правления достигалась посредством сексуальной связи правителя с верховным женским божеством. Следование за конем Либуше может указывать на тюркское влияние в предании о начале царствования Пржемысловичей. Хотя связь между Богиней и Всадником - это древнейший символизм, который восходит еще к образу
Фракийского всадника пришедшему из Малой Азии.
Козьма Пражский "Чешская хроника"
Возьмите мои жезл, плащ и одежду, достойную князя, и отправляйтесь по повелению как народа, так и моему и приведите его себе в князья, а мне в супруги. Имя же этому человеку Пржемысл
Идите спокойно, следуя за моим конем: он поведет вас но правильной дороге и приведет обратно, ибо уже не раз доводилось ему ступать по ней»
После этого пахарь, одев княжескую одежду и обувь, сел на горячего коня; однако, не забывая о своем происхождении, он взял с собой свои лапти, сплетенные из лыка, к велел сохранить их на будущее; и они хранятся в Вышеграде в королевских палатах до ныне и во веки.
Княжна Либуше и две ее сестры. Картина Альфонса Мухи.
История начала династии Пржемысловичей (и польских Пястов) до деталей совпадает с античными рассказами об основании царского рода Гордиев из Фригии, что в Малой Азии. Где пахарь Гордий был выбран царем Фригии по предсказанию гадалки, ставшей его женой. Пржемысл оставляет на память свои лапти, также как фригийский Гордий оставил в храме свою крестьянскую повозку.
Юстин. Эпитома Помпея Трога
Некий Гордий пахал в этих местах на нанятых быках, и вдруг вокруг него начали летать птицы разных пород. Он пошел посоветоваться по этому поводу с авгурами соседнего города, и вот в городских воротах его встретила девушка необычайной красоты. Он стал расспрашивать ее, с каким авгуром ему лучше посоветоваться; она же, узнав, о чем он хочет просить совета, будучи сама обучена родителями искусству гадания, ответила, что птицы предвещают ему царскую власть, обещав, что будет ему и женой и соучастницей его чаяний. Такое прекрасное предложение показалось ему первым счастливым шагом к царской власти. После [их] свадьбы между фригийцами началась смута. Когда они запросили оракул, когда кончатся распри, то получили ответ: при распрях нужен царь. Тогда вторично спросили, кого именно избрать царем, и получили повеление: поставить царем того, кого они на обратном пути встретят едущим на повозке в храм Юпитера. Им попался навстречу Гордий, и они его тотчас приветствовали как царя. В честь царской власти Гордий поставил в храме Юпитера ту повозку, на которой он ехал, когда ему было вручено царство.
Источник.