В тюрьме покончил с собой неонацист Тесак

Sep 16, 2020 17:37



В среду, 16 сентября, в челябинском СИЗО нашли мертвым 36-летнего неонациста Максима Марцинкевича, известного как Тесак, и "прославившегося" антипедофильными рейдами и нападениями на выходцев из Средней Азии.

Он оставил предсмертную записку - хотя ранее он писал в соцсети, что никогда не покончит жизнь самоубийством и если умрет, то значит ему "помогли".

Разбирались, что произошло, за что сидел активист ультрарадикальных организаций, и чем он запомнился.
Что произошло
Тело Марцинкевича обнаружили в камере следственного изолятора №3, куда его поместили недавно, а после собирались отправить в Москву. Известно, что он находился в одиночной камере. По предварительным данным, чтобы покончить с жизнью, он воспользовался бритвой.


"Его тело обнаружили в одиночной камере в 09:17 утра по местному времени. Там же нашли одноразовую бритву. Что стало причиной гибели - порезы или удушение - предстоит определить следствию. Тесак скончался до приезда "скорой помощи" - пишет канал Mash.

Также издание сообщает, что незадолго до смерти Марцинкевича перевели в одиночную камеру, поэтому свидетелей рядом не оказалось, а видеонаблюдение в камере не ведется. Как он пронес в изолятор лезвие и шнурок, на котором повесился, предстоит выяснить.



Кроме того, Марцинкевич оставил предсмертную записку, в которой написал, что не хочет доставлять неприятностей администрации СИЗО-3 Челябинска. Он попросил передать своей гражданской супруге в Екатеринбург книгу "Протекционизм и коммунизм" Фредерика Бастиа и личный дневник. Записка заканчивается словами "Простите меня".



Телеканал "360" опубликовал мнение графолога, руководителя Центра изучения почерка Ларисы Дрыгваль. Она считает, что записку действительно написал Максим Марцинкевич, и по ней видно, что он очень нервничал. Эксперт сравнила предсмертную записку с образцами рукописей Тесака прошлых лет.

"Записка написана им самим, очень похож психомоторный стереотип письма во всех образцах почерка. Состояние, в котором написана записка, крайне нервозное, тревожное, внутренне зажатое. Пока сложно сказать причины его поступка и обстоятельства, при которых писалась записка, нужно проводить глубокое графологическое исследование" - сказала специалист по почерку.

Один из адвокатов Марцинкевича Алексей Михальчик сообщил изданию "Коммерсант", что версия о самоубийстве нуждается в проверке.

По его словам, из Тесака во время этапа в Красноярске поместили в так называемую пресс-хату и выбивали показания. Его заставили признаться в совершении тяжких преступлений, в том числе убийств.

Об этом же рассказала другой адвокат Тесака Валентина Трофимик. Как пишет телеграм-канал Mash, перед самоубийством у него требовали подписать явку с повинной по делу об убийстве времен 90-х годов. Марцинкевич считал, что уже не сможет выйти на свободу до конца жизни из-за возможной новой тяжкой статьи, и в последнее время находился в депрессии.

Ряд других адвокатов, защищавших Марцинкевича в разное время, усомнились в самоубийстве их подзащитного. В то же время один из юристов вспомнил, что Тесак уже вскрывал себе вены, но делал это в знак протеста.
Чем известен Тесак и за что он сел

Максим Марцинкевич родился в Челябинске 8 мая 1984 года. Окончил колледж архитектуры и строительных искусств, после чего два курса проучился в Московском государственном строительном университете. Начинал свою активность в бригаде скинхедов "Русская цель" Семена Токмакова по кличке Бус, после был членом Народной национальной партии Александра Иванова-Сухаревского.

Стал известен в качестве НС-скинхеда и лидера межрегионального отделения неонацистской молодежной организации "Формат 18" (в цифрах зашифрованы инициалы имени Адольфа Гитлера, - Ред.). По его личному признанию, перед тем, как всерьез увлечься нацистской идеологией, он был "обычным скином" и нападал на китайцев у общежития на Соколе.

Позже стал популярным как видеоблогер неонацистского толка по прозвищу Тесак, которое он получил из-за любви к холодному оружию.

С 2005 года размещал в сети видеоролики с избиением представителей нацменьшинств. Журналистам The New Times он пояснял свою деятельность "правом творческих людей дать кому-нибудь по морде".

По словам Марцинкевича, клипы были постановочными. На одном из них Тесак в компании соратников в белых балахонах Ку-клукс-клана инсценировали казнь таджикского наркоторговца. Таджика вешали, а потом рубили на части ("мясо" на кадрах оказалось говядиной) и сжигали на костре.

Cреди проектов Марцинкевича наибольшую известность получил "Оккупай-педофиляй" - антипедофильные рейды, где педофилов искали через соцсети с помощью "наживки" - вели интимную переписку от имени несовершеннолетних, чаще всего мальчиков. Но на встречи приходили соратники Тесака и вели "профилактические беседы" с избиениями и унижениями, записывая их на видео и выкладывая в интернет. Такие вылазки радикал называл "сафари" и даже брал плату за участие в них.

По словам Марцинкевича, идея пришла к нему после первой отсидки, когда он посмотрел программу на НТВ, где обсуждали самосуд над педофилами.

Кроме этого организовал похожее движение "Оккупай-наркофиляй", участники которого охотились на продавцов спайсов. Девять соучастников Марцинкевича из этого проекта получили сроки от 3 до 10 лет.
Дела против Марцинкевича

Марцинкевич был трижды осужден за экстремизм в 2007, 2009 и 2014 годах. По совокупности двух первых приговоров получил три с половиной года лишения свободы, по третьему - 2 года и 10 месяцев.

Первый приговор за "Возбуждение ненависти либо вражды" он получил в 2007 году после того, как вместе с группой бритоголовых товарищей из 10 -15 человек с применением фашистских лозунгов сорвали либеральный коллоквиум в московском клубе "Билингва", где проходили дебаты о демократии в РФ между журналистами Юлией Латыниной и Максимом Кононенко.

23-летний Тесак с компанией выкрикивали нацистское приветствие "Зиг Хайль" и вскидывали руки вверх. После этого Марцинкевич вступил в полемику с Латыниной и заявил о том, что "если человек не готов пожертвовать собой ради своей Родины, он не готов к политической деятельности". Тесак также пригрозил, что собирается и дальше убивать таджиков, негров и либералов, которые приезжают в Россию.

Заявление в прокуратуру на Марцинкевича тогда написал организатор этого мероприятия Алексей Навальный.

В 2009 году его осудили второй раз. Он попал в тюрьму на 3 года за видеоролик расистского содержания, который был квалифицирован судом как разжигание межнациональной розни. Воспоминания об этом периоде легли в основу его автобиографической книги "Реструкт", написанной уже после освобождения.

На свободе Марцинкевич не работал, вел видеоблог, жил за счет средств от людей, которые желали поучаствовать в "охоте на педофилов", получал деньги за участие в платных семинарах о жизни в тюрьме, где рассказывал, как воровать в магазинах.
В 2013 году Марцинкевича обвинили в третий раз все по той же статье - за публикацию скандальных видеороликов его приговорили к пяти годам колонии строгого режима (позже срок наказания снизили до 2 лет и 10 месяцев).

В этот период Марцинкевич не выражал суицидальных наклонностей и даже предупреждал, что его посадку заказали влиятельные люди.

"Ликвидировать человека в этой системе стоит недорого. Вспоминается, например, Максим Базылев, он же Адольф, "покончивший с собой" на Петровке. Поэтому сейчас я со всей официальностью заявляю, что моя борьба не закончена. Жизнь самоубийством я кончать не собираюсь ни в каком случае. Если вдруг на пересылке я вскрою вены или повешусь - значит мне помогли. Очень сильно. Сердечной недостаточности, ровно как и других заболеваний, у меня нет!".



В 2014 году движение "Оккупай педофиляй" объявило о самороспуске после возбуждения уголовных дел за побои, шантаж и вымогательство. Потерпевшими в период с апреля по июль 2013 года были признаны 11 человек. Они стали жертвами акций движения, методы которого в МВД назвали "жестокими, направленными на унижение человеческого достоинства и сопряженными с преступлениями против жизни и здоровья".

В итоге в 2015 году суд города Каменск-Уральский, где орудовало движение, признал девять его участников виновными в создании экстремистской организации, в грабеже, истязаниях, угрозе убийством и причинении вреда здоровью. Шестеро человек получили сроки от 3 до 6 лет лишения свободы, трое получили условные сроки.

В 2017 году Марцинкевича признали виновным в экстремизме, разбойных нападениях и хулиганстве.

В 2018 году он был приговорен к 10 годам колонии строгого режима за нападения на людей под предлогом борьбы с наркоторговлей. Отбывал наказание в Красноярском крае.
В 2019-м приговор пересмотрели. Вид исправительного учреждения изменили с колонии строгого режима на колонию общего режима. То есть за год до смерти Тесаку смягчили условия содержания.
Из статьи про Тесака и либерализм: Тесака:

В случае освобождения «Тесак» намерен сходу избавиться от российского гражданства: «Самое первое, что я сделаю, - уеду из России и откажусь от ее гражданства. Не хочу иметь ничего общего с этим государством и его политикой». Кажется, Марцинкевич подзабыл, как он просил власти РФ освободить его и выпустить в Украину, чтобы «уничтожить» враждебных Кремлю персонажей, вроде украинского политика Олега Ляшко и боевика ультранационалистического добровольческого полка «Азов» Романа Зухеля.

Эта реплика явно должна показать, что «Тесак» взялся за ум, превратившись из приверженца русского великодержавного национализма в «проукраинского» националиста - как это уже его соратники по правой российской сцене, переехавшие служить в тот же самый «Азов». Как следует из интервью, сегодня «Тесак» «всё глубже» изучает либертарианство - что, в частности, объясняет, откуда взялись его рассуждения про неэффективные советские моногорода. И не исключено, что в ближайшие пять-десять лет urbi et orbi будет явлен вместо неонациста «Тесака» положительный «либертарный националист Марцинкевич», - разумеется, глубоко чуждый различных ненужных крайностей.

Действительно, «Тесак» вовсе не глуп: «Социальная эволюция идет быстрее эволюции видов. А еще иногда слышу у молодых ведущих свои фразы - смотрели ролики, значит, недавно», - замечает он в общении с журналистом. Аналогию с эволюцией можно развить и дальше - ведь она может быть разной, и, в частности - конвергентной, когда различные виды из разных систематических групп схожим образом развиваются в сходной природной среде. И о такой «конвергентной эволюции» неонацистов и неолибералов можно теперь уверенно говорить на примере ультраправого Марцинкевича. Хотя на это же указывают примеры его единомышленников, вроде подружившегося с либеральной общественностью Дмитрия Цорионова «Энтео», апеллирующего к правозащитникам «политзаключенного» Дмитрия Демушкина, или недавно освободившегося Александра Белова-Поткина, который тоже дал интервью в духе «Тесака». А в Украине союз нацистов и либералов вообще является идеологической основой правого консенсуса образца 2014 года.

В межвоенный период невозможно было представить себе фашиста или «консервативного революционера», чьи рассуждения о «социальной мобильности» и «порочности патернализма» построены строго по либеральным шаблонам. В наши дни этой разницы просто нет - либеральную риторику про «ненужных» и «неэффективных» людей может спокойно воспроизводить самый заурядный фашист. Тем более, что она позволяет маскировать вполне расистские в своей сущности взгляды - вроде рассуждений о «ленивых эквадорцах».

Подобная «конвергенция» не случайна. Марцинкевич правильно выделяет ключевой вопрос современного мироустройства - «почему одни страны процветают, а другие нет». В наши дни в качестве господствующего социального строя окончательно утвердился капитализм - пускай и с элементами более архаичных общественных отношений, вплоть до классического рабства. Проблемы общества уже не спишешь на издержки «тоталитаризма», а на «международный терроризм» тоже нельзя повесить все постоянно возникающие в глобальном масштабе трудности. Именно поэтому риторика неолибералов все теснее сближается с риторикой неонацистов, и в неё постоянно просачиваются «ленивые эквадорцы» с неправильной трудовой этикой.

Завершая статью, остается процитировать финал «Скотофермы» Джорджа Оруэлла, который широко востребован в современном мире в амплуа «обличителя тоталитаризма»: «И тут до животных наконец дошло, что же сталось со свиными харями. Они переводили глаза со свиньи на человека, с человека на свинью и снова со свиньи на человека, но угадать, кто из них кто, было невозможно».

неонацизм, либерофашизм

Previous post Next post
Up