Куда исчез золотой запас Украинской Народной Республики?

Jul 20, 2020 00:45


Как известно, золотой запас - запас золота, находящийся в ведении центрального банка или министерства финансов страны, и являющийся частью золотовалютного резерва. Золотой резерв обеспечивает национальную валюту эквивалентной стоимостью, выраженной в золоте; является одновременно частью золотовалютного резерва, выполняя роль антикризисного резерва и стабилизации/корректировки курса национальной валюты. Кроме того, золото - средство оплаты; большие запасы золота означают бо́льшую экономическую независимость.


istpravda.ruДеньги есть всегда, меняются только карманы.

Гертруда Стайн

Представить себе Украину без грандиозного внешнего долга так же сложно, как мышке выбраться из мышеловки. Его размеры имеют точное выражение в евро, рублях и долларах США. Намного меньше ясности в вопросе задолженности зарубежных стран перед Украиной. Между тем Украина вправе предъявить претензии и на иное наследство - наследство Украинской Народной Республики. А оно исчисляется в 453 миллиона германских марок.

Однако откуда же взялся эти деньги и можно ли его вернуть в Киев? Провозгласив 22 января 1918 года полный государственный суверенитет Украины, Центральная Рада 9 февраля заключает мирный договор с Германией и другими странами Центральной коалиции и приглашает германо-австро-венгерские войска в качестве вспомогательной силы для отражения агрессии московского большевизма.

Через месяц отряды русской красной гвардии и их украинских ассистентов были изгнаны со всей территории страны и в Украине устанавливается относительное спокойствие и порядок. Киев и Берлин, окрыленные успехом, спешат завершить работу над первым двусторонним финансовым соглашением, которое должно упорядочить их экономическое сотрудничество. Таковое и подписывается 15 мая 1918 года.

Правда, республиканский режим в Украине к тому времени уже свергнут и провозглашена Украинская держава под булавой гетмана Павла Скоропадского. Впрочем, и Киев, и Берлин, и Вена признают международно-правовую преемственность нового режима в Украине и подтверждают незыблемость ранее принятых на себя обязательств и заключенных договоров.

По условиям финансового соглашения между Украиной и странами Центральной коалиции (Германия и Австро-Венгрия) Киев обязался предоставить Берлину и Вене заем в размере 400 миллионов карбованцев. О реальном наполнении этой суммы позволяет судить следующее: по закону УНР от 6 января 1918 года курс украинской валюты по отношению к русскому рублю устанавливался в соотношении 1:1.

Следует помнить, что к 1917 году царский рубль претерпел лишь незначительные инфляционные изменения в сопоставлении с довоенным временем. То есть украинский карбованец позиционировался как весьма солидная денежная единица.

Этот «заем» означал следующее: Украина передавала своим новым партнерам необходимые средства в национальной валюте для закупок ими продовольствия, гарантированных Центральной Радой по условиям Брест-Литовского мирного договора; цельные державы признавали украинскую денежную единицу, а ее конвертация в валюты стран Центральной коалиции создавали фундамент для построения национальной финансовой системы и вывода страны из зоны обращения российского рубля, находившегося к 1918 году в состоянии перманентного инфляционного обвала.
Таким образом, в результате виртуозной, хотя и не вполне бесспорной операции, Украина получала стабилизационный фонд под свою денежную единицу. Результат блестящий, особенно на фоне нынешних мучений с гривной.

Обменный курс между украинским карбованцем и валютами стран Центральной коалиции в результате жестких переговоров и принципиальной позиции украинской стороны устанавливался в весьма благоприятном для Киева соотношении: 1 австрийская крона = 1 украинская гривна, 0,665 германской марки = 1 украинская гривна.

Напомним, гривна была введена в обращение законом УНР от 1 марта 1918 года и приравнивалась к 0,5 украинского карбованца, который также оставался в обращении, или к 0,5 русского рубля.

Рассмотрим механизм и условия предоставления украинского займа. Половина суммы по условиям соглашения депонировалась в качестве украинских государственных авуаров в государственных банках Германии и Австро-Венгрии, вторая половина обращалась в 4,5% германские и австро-венгерские государственные ценные бумаги, депонированные также в германском Рейхсбанке в Берлине и Австро-Венгерском банке в Вене и Будапеште.

Таким образом, украинский карбованец привязывался к германской марке и австрийской кроне и получал настолько надежное валютное покрытие, что смог оставаться стабильным в течение всего существования гетманата.

Правда, германская сторона оставляла за собой право производить расчеты с Украиной и в русских рублях, поскольку желала реализовать рублевый эквивалент 1,5 миллиардам марок, выплаченный большевиками Берлину по условиям советско-германского финансового соглашения от 27 августа 1918 года. Характерно, что правительство Ленина с чисто большевистской непосредственностью покрыло эти расходы из государственного золотого запаса Румынии, переданного в свое время на хранение в Россию. Это, однако, не пошатнуло позиции карбованца в силу незначительности германской рублевой интервенции в Украине.

Между тем история украинских авуаров в Германии получила свое дальнейшее развитие во втором украино-германском финансовом соглашении, заключенном 10 сентября 1918 года. Его положения фиксировали принципы двустороннего экономического сотрудничества на 1919 год и предусматривали печатание в Германии украинских карбованцев в объеме 5,75 миллиарда, причем германская сторона обязывалась принять, т.е. выкупить 1,6 миллиарда карбованцев.

Поскольку в середине декабря 1918 года правительство гетмана было свергнуто, сумма выкупленной Германией украинской валюты вряд ли достигла значительной величины. Ее эквивалент в германских марках, как и ранее, депонировался в германском Рейхсбанке. В его архивах сохранился документ, суммирующий украинские авуары в Рейхсбанке по состоянию на 14 января 1919 года:

2 065 000 марок - 4,5% активы;

3 340 000 - двухгодичные 4,5% ценные бумаги;

239 802 000 - 3,5% активы;

187 200 000 - двухгодичные 3,5% ценные бумаги;

20 067 000 - 3,5% активы;

5 000 - счет барона фон Штайнгайля, украинского посланника в Берлине;

466 000 - счет кредитной канцелярии Министерства финансов Украины.
ИТОГО: 452 945 000 германских марок.

Рейхсбанк округлил эту сумму до 453 миллионов марок. Именно она и составляет практически государственный долг Германии Украине.

После падения гетманата в результате восстания, возглавленного Директорией УНР, в Украине началась полоса длительной политической дестабилизации, характеризуемая вооруженной борьбой нескольких политических сил и отсутствием единой государственной власти. Признав правительство Директории и преемственность новой государственной власти в Украине, Германия, тем не менее, всячески оттягивала удовлетворение прав Украины на ее авуары в Рейхсбанке.

В качестве контрпретензии германское правительство пыталось навязать Украине счет за использование ее войск в 1918 году при отражении большевистской агрессии. Однако никаких документов, подтверждающих признание правительством УНР или Украинской державы обязательств такого рода, никогда не существовало.

А только они могли бы придать вес германским аргументам. Когда в начале 1919 года Берлин все-таки решился заморозить украинские активы, больше всего в берлинском министерстве иностранных дел опасались того, что представители Директории обжалуют действия германского правительства в судебном порядке, ибо в этом случае и нормы международного права, и положения германского законодательства однозначно были на стороне Украины.



Украинская держава

Однако дипломатическая неопытность Директории и соображения политического порядка не позволили Украине воспользоваться этой возможностью. В дальнейшем германское правительство мотивировало свой отказ от взятых на себя ранее обязательств отсутствием единой государственной власти и конкуренцией нескольких одновременно существующих в Украине правительств.

Причем с марта 1919 года претензии на украинские авуары в Рейхсбанке предъявило и советское правительство Х.Раковского. Контакты между Берлином и Харьковом по этому вопросу длились три года, вплоть до конференции в Рапалло, т.е. до момента подписания советско-германского рамочного договора, зафиксировавшего отказ от взаимных претензий.

Правительство советской Украины, признанной к тому времени Берлином в качестве субъекта международного права, настаивало в ходе переговоров на своих претензиях, однако, не получив поддержки со стороны РСФСР, не смогло добиться своего. Единственное, чего достиг Раковский, - это вынесение проблемы украинских активов за скобки Рапалльского документа. Таким образом, проблема осталась открытой. Закрыло ее лишь смещение Раковского и вступление УССР в СССР в декабре 1922 года.

Но если советская Украина, как видим, еще кое-как пыталась добиться возвращения внешнего долга, то украинская политическая эмиграция, уходя «за кордон», попросту потащила с собой отдельный внушительный «чемодан с деньгами», сразу же давая понять, что делиться  ни с кем им не намерена.
Отсюда, резонные вопросы: кто или что являлся (являлось) источниками финансирования украинских беженцев и на что, собственно, были потрачены деньги, если они были потрачены?

франция, германия, история украины, оккупация, россия, гражданская война, директория, унр

Previous post Next post
Up