«Волкодав» НКВД Нахман Душанский: советский ужас «лесных братьев»

Feb 17, 2020 07:43



Глухие леса, запугивание мирного населения, знание местности, избегание столкновений с крупными воинскими соединениями СССР - все эти факторы способствовали длительной и тяжелой борьбе советской власти с «лесными братьями». Тем не менее благодаря деятельности Нахмана Ноаховича Душанского повстанческое движение в Литве удалось разгромить. Именно его стараниями были пойманы главные бандиты, а сегодня «герои» Литвы Адольфас Раманаускас и Йонас Жемайтис. Неудивительно, что современные литовские власти возбудили против «волкодава» НКВД Душанского уголовное дело.

Ранние годы

Нахман Ноахович Душанский появился на свет в 1919 году в еврейской семье, которая вскоре после рождения ребенка переехала из Вильнюса в Шауляй. Детство его было тяжелым: полуслепой отец, работавший грузчиком, и многодетная семья.

Уже в 14 лет он вступил в подпольный комсомол Литвы и стал участвовать в борьбе за улучшение жизни рабочего класса. В возрасте 16 лет он за свою комсомольскую деятельность вместе с товарищами оказался в тюрьме.

«В 1938 году тюрьма получила такой "подарок", - вспоминает Нахман Душанский. - К нам посадили группу клайпедских национал-социалистов - немецких агентов из германской разведки, пойманных при попытке организации фашистского переворота в сопредельных с Мемелем районах… Их поместили в отдельные "немецкие камеры". Они периодически воровали продукты из наших тайников, за что мы их нещадно и с удовольствием били до крови. Немцы потом огрызались: "Вы слышите, какие песни наши пограничники поют? Скоро вас всех вырежем!" А рядом граница по Неману, слышно, как немцы поют - "Еврейская кровь течет из-под ножа"…»

В мае 1940 года перед вхождением Литвы в состав СССР Нахмана Душанского выпустили на свободу, а уже через три месяца после освобождения он начал служить в уездном отделе НКВД в Тельшае.

Великая Отечественная война

На фронте Нахман Душанский оказался с первого дня войны. В сражениях он с сослуживцами отступил в сторону Пскова.

Попытка вывезти семью из Шауляя не увенчалась успехом. В итоге войну, помимо Нахмана, пережил лишь один его брат; все остальные родственники были убиты литовскими националистами.

Во время знаменитого парада на Красной площади 7 ноября 1941 года Нахман Душанский обеспечивал безопасность высшего руководства страны. Впоследствии он вспоминал, что Сталин «изъявил желание, чтобы его и правительство охраняли "прибалтийские чекисты", как в свое время Ленина и Кремль охраняли надежные и преданные советской власти части латышских стрелков».

В 1942-1943 годах Нахман Душанский проходил обучение в школе НКВД, где познакомился с азами диверсионной деятельности. С лета 1943 года началась его служба в разведке: «Отделение под моим командованием из 12 человек (все офицеры из "литовской спецгруппы") взяло в плен 11 "языков"-офицеров, не потеряв в поисках в тылу врага ни одного человека. А ведь эти пленные офицеры почти все были "на заказ": сверху спускали "разнарядку", кто нужен, кого необходимо брать».

В 1944 году он принял участие в освобождение Вильнюса и Каунаса, где столкнулся со страшными следами террора евреев со стороны литовских националистов. После Каунаса Нахман Душанский вспоминал: «Я дал себе слово, что за свой народ, из которого в Литве уцелели единицы, я мстить не устану, пока каждый из палачей не будет лежать в могиле или гнить в колымских снегах…»

В поисках литовских коллаборационистов и «лесных братьев»

С лета 1944 года Нахман Душанский заступил на службу в отдел по борьбе с бандитизмом в Каунасском управлении госбезопасности, который впоследствии возглавил.

Перед Душанским и его коллегами стояла сложнейшая задача: поиск и поимка литовских коллаборационистов, служивших в полиции и принимавших непосредственное участие в убийствах мирных жителей.
Упорная розыскная деятельность принесла свои плоды. По словам литовского чекиста, «со временем мы имели поименный список на 8800 человек, непосредственно участвовавших в расстрелах, <…> всю документацию, позволявшую отследить по месяцам кровавый путь каждого полицейского карательного батальона, начиная со дня его формирования, и отдельно - полный список командного состава этих батальонов».


Нахман Душанский рядом с ликвидированным «лесным братом»Нахман Душанский рядом с ликвидированным «лесным братом»

Благодаря внедрению своего агента в каунасское националистическое подполье ему удалось вывести из леса 6 тысяч «лесных братьев». Агент сумел убедить руководителей «братства» в том, что лучших бойцов необходимо сохранить до момента нападения США на Советский Союз. Сразу же после легализации покинувшие лесную чащу литовские националисты были взяты под контроль органами безопасности.

Вследствие кропотливой и усердной работы Нахман Душанский смог поймать литовских националистов, убивших его сестру и брата.
В течение долгого времени эта банда «лесных братьев» пряталась в глухой пуще, но их выдал «связной», которого удалось задержать и расколоть. В результате вся банда была арестована и осуждена, а главарь приговорен к смертной казни.

Задержание главарей «лесных братьев» Адольфаса Раманаускаса и Йонаса Жемайтиса

Йонас Жемайтис - руководитель литовского антисоветского сопротивления. Долгое время ему удавалось успешно скрываться от регулярных облав, организованных советскими чекистами. Из Москвы в Вильнюс постоянно поступали депеши с требованием поймать главаря «лесных братьев». В итоге удача улыбнулась команде Нахмана Душанского, которому в 1952 году удалось завербовать одного из бойцов «лесного братства», знавшего точное расположение бункера Жемайтиса.


Йонас ЖемайтисЙонас Жемайтис
«Приказ был прямым: "Взять живым!", без оговорок и всяких "но", - вспоминает Нахман Душанский. - И поскольку мы приняли во внимание вероятность того, что Жемайтис при задержании может застрелиться, решено было использовать спецсредства: в бункер закинули "огурчик" - химическую гранату, - и задержание было проведено молниеносно. Я присутствовал на допросах. Когда на одном из допросов Жемайтис, припертый фактами и показаниями свидетелей, стал рассказывать, как он лично заталкивал в газовую камеру еврейских детей, прибывших транспортом в лагерь уничтожения из Шауляйского гетто, я спросил его: "Вы же были образованным и интеллигентным человеком, почему вы так ненавидели евреев?!", и он ответил мне: "А почему вы воевали за Сталина?!"».

После поимки Йонаса Жемайтиса лидером «лесных братьев» стал Адольфас Раманаускас. По признанию Нахмана Душанского, главарь «лесных братьев» до 1955 года являлся человеком-невидимкой.

Чекисты знали, что Раманаускас находится в Литве, но вот где именно?
Выйти на его след помогла информация о том, что на территорию Литвы на парашютах была заброшена диверсионная группа, прошедшая горнило английской разведшколы, на руках у которой имелась огромная сумма в долларах США. Была организована слежка за всеми известными «валютчиками». В конце концов Раманаускас, как и предполагалось, появился в Каунасе и был задержан оперативниками из команды Душанского на квартире одного из известных перекупщиков.


Адольфас Раманаускас
По мнению Нахмана Душанского, «руководители антисоветского сопротивления были лично смелыми людьми, фанатично верили в правоту своего дела и жизней своих не жалели, этого у них не отнимешь. Но дорога, по которой они шли к достижению своей цели, залита реками еврейской, литовской и русской крови, и закрыть на это глаза не получится...»

Обвинение

В середине 1990-х литовская прокуратура открыла уголовное дело против Нахмана Душанского, к тому времени эмигрировавшего в Израиль. Бывшего чекиста обвинили в пытках и убийствах «лесных братьев». В том числе «волкодаву» НКВД инкриминировали участие в расстреле литовских националистов, содержавшихся в советской тюрьме, в Райняйском лесу в ночь с 24 на 25 июня 1941 года.

Правда, литовская прокуратура не учла тот факт, что в момент расстрела националистов Нахмана Душанского в районе Райняйского леса не было.

Неудивительно, что Израиль не поверил в доводы литовской Фемиды и отказался выдавать Нахмана Душанского.

В 2008 году в Израиле закончился жизненный путь великого литовского чекиста.
Источник
.

литва, национализм, коллаборационизм

Previous post Next post
Up