О борьбе крестьян с воровством хлеба

Nov 26, 2019 00:05



Как сами крестьяне боролись с воровством.
Буква закона «о трех колосках» была ох как строга, хотя я уже приводил примеры, что правоприменение была вполне разумным. Но как сами-то крестьяне боролись с воровством в собственных амбарах?







«Правда» от 20 марта 1925 г.
via
ihistorian

А вот "Директивное письмо Днепропетровского обкома КП (б) У райкомам партии, райисполкомам,    начальникам политотдела МТС, совхозов, партячейки "О необходимости повести решительную борьбу с нарушениями законности", в котором призывали повести непримиримую борьбу с фактами нарушения законности и издевательствами местного руководства над колхозниками, совершавшими мелкие правонарушения (это к вопросу наказания по "закону о трех колосках")

"

I
ЦК ВКП(б) и СНК СССР в мае месяце этого года обратились ко всем парторганизациям, ко всем органам советской власти со специальной директивой по вопросам ревзаконности, о необходимости особо четкого осуществления ее и развертывании особо жесткой борьбы со всеми нарушениями и нарушителями.
Обком КП (б) У и облисполком неоднократно в самой категорической форме обязывали партийные и советские организации развернуть решительную борьбу за дело проведения революционной законности.
Несмотря на все эти указания и директивы, во многих случаях на местах имеют место совершенно нетерпимые факты нарушения ревзаконности, исключительно безобразные явления, переходящие всякие границы.
За последнее время вскрыт ряд таких фактов нарушения ревзаконности, издевательств над колхозниками, отдельные гнойники (Ново-Московский, Пятихатский район - село Желтое).
Вы все знакомы с последним решением обкома КП(б)У по Н.-Московскому делу, суть которого сводится к тому, что в селе Афанасьевна имели место из ряда вон выходящие факты. Местная сельская власть в лице группы преступников, из которых часть пролезла в партию - братьев Пигур Ивана и Гаврила (первый из них председатель сельсовета, кандидат партии, второй - секретарь комсомольской ячейки, член правления колхоза), Семеняки Якова (завхоз коммуны "Дружба", бывший председатель коммуны, кандидат партии), Половинки Порфирия (член правления коммуны, член партии), Козыря Никифора (кандидат партии, зам. председателя сельсовета), Ляпатуры (комсомолец) на протяжении длительного времени занимались издевательством, избиением колхозников, приведших в ряде случаев избиваемых к смерти.
Наиболее характерным для действий этой озверевшей банды является истязание 14-летнего мальчика, сироты, который 5 лет работал в коммуне. Истязали его за то, что во время уборочной кампании, работая на поле, будучи голодным и опухшим, он съел полфунта хлеба в доме председателя коммуны. Ребенка избивали, подвешивали за шею веревкой, привязывали к балке, затягивали горло, требуя у него признания.
Дело по селу Афанасьевка слушает сессия Верховного Суда УССР. Дело это слушалось несколько дней тому назад в ЦКК КП(б)У. За это дело ЦКК КП(б)У исключила из партии бывшего секретаря РПК Зайченко, бывшего председателя райисполкома Комарницкого, начальника райотдела ГПУ, председателя райКК, прокурора, начальника милиции и др.
Преступления в с. Афанасьевка имели место уже после двукратного суждения об этом вопросе обкома, после того, как обком КП(б)У еще в начале июня вынес специальное развернутое решение по Н.-Московскому району по аналогичному делу.
Не менее тяжелый случай имел место в Пятихатском районе в коммунах "Шлях до комуни" и "Нова спілка" Желтянского сельсовета. Выявлен ряд случаев самосуда и расправы над колхозниками и бедняками и над отдельными единоличниками на почве совершения ими незначительных краж продуктов и вещей.
В июне месяце председатель колхоза "Шлях до комуни" Петренко, член партии, вместе с группой таких же как он преступников убили колхозника Ковбасу за кражу колхозных продуктов, которого после убийства бросили в колодезь. Труп был обнаружен только в октябре. В тот же период избили единоличника Коваленко, которого предварительно пытали на раскаленной плите.
Самое характерное, что этот единоличник, которого потом отпустили, ныне работает на одном из рудников в Кривом Роге и до сих пор никому не рассказал об этом, боясь жестокой расправы со стороны этих бандитов.
Еще более зверский факт имел место в колхозе "Нова Спілка". В этом колхозе озверелая банда из председателя колхоза с партбилетом в кармане, полевода, счетовода и ветсанитара били колхозников по лицу кирпичами, прищемляли пальцы дверьми и применяли ряд других видов издевательства.
Колхозники были настолько запуганы, что родные избиваемых и убиваемых, боясь мести со стороны этих бандитов, не заявляли об этом вышестоящим органам, не пускали своих же близких в дом.
Исключительно возмутительный случай в этом же колхозе имел место в период косовицы. Полевод собрал бригаду и предложил коллективно избить двух колхозниц за то, что они взяли по горсти обмолоченной ржи для приварка на обед. Когда колхозники отказались это делать, полевод в присутствии всей бригады предложил колхозницам лечь; когда они отказались - он повалил их сам на землю, оголил и стал сечь кнутом, а потом лозой. Всех избиваемых полевод предупредил, что если они кому-нибудь пожалуются, то будут немедленно убиты.
Уже в процессе следствия по делу этой банды было выявлено убийство детьми председателя колхоза и остальных правленцев 11-тилетней дочери колхозницы-беднячки.
Несколько дней тому назад органами ГПУ обнаружено безобразнейшее нарушение революционной законности, производство незаконных арестов, избиение колхозников в колхозе "Пятилетка" Копанского сельсовета Н.-Николаевского района. В этом колхозе зав. молочной фермой, зоотехник и ветеринар за малейшее нарушение труддисциплины, за несвоевременный выход на работу подвергали аресту колхозниц, малолетних детей, бросали их в темный сарай, после чего под охраной вооруженных колхозников направляли на работу.
Извращения штрафной политики, имеющие место во многих колхозах, в ряде случаев носят исключительно преступный характер. Зачастую, вместо того, чтобы использовать штраф как меру общественного воздействия против лодырей, симулянтов, прогульщиков, в целях повышения трудовой дисциплины, имеет место голое администрирование, дикий произвол, сведение личных счетов.
В Чубаревском районе имел место случай, когда правление колхоза и бригадир на глазах у сельской власти, партячейки, комсомола довели до самоубийства комсомолку-ударницу, которая покончила с собой вследствие безобразного голого администрирования по отношению к ней, в результате систематических, в большинстве случаев необоснованных, штрафований этой комсомолки.

II
Можно привести еще несколько таких случаев. Как правило, эти преступники, зачастую с партбилетом в кармане, довольно долго орудовали и делали свои гнусные дела, не только занимаясь систематическими избиениями, но и систематически обирая колхозы, производили крупные растраты, незаконно отбирали имущество у граждан и присваивали его себе. В ряде случаев отобрание имущества, по представлению этих бандитов, утверждалось райисполкомами и, как правило, райисполкомы не проверяли правильность отобрания имущества и куда оно девалось после отобрания.
В процессе следствия по всем этим случаям, как правило, выясняется, что вся эта публика является выходцами из кулацкого лагеря, в большинстве связанная с контрреволюционными элементами.
Обком и облисполком отмечают, что, к сожалению, все эти факты происходили зачастую под носом у наших районных руководителей. Все это делалось (избивали и даже убивали людей среди бела дня) очень часто на глазах у всего населения, которое почти не реагировало. Большинство этих фактов обнаружилось совершенно случайно в процессе следствия по другим менее важным делам, из отдельных писем в областные организации и т. д.
О чем свидетельствуют эти приведенные факты? О том, что многие местные органы власти, партийные организации недостаточно связаны с колхозной массой, не знают фактического положения вещей в каждом селе, в каждом колхозе, не знают состава своих кадров, не получают своевременной сигнализации о безобразиях, допускаемых в отдельных местах, зачастую не принимают никаких профилактических мер к предотвращению подобных безобразий, не поставлена на должную высоту массово-политическая работа, не использованы все рычаги для укрепления связи с массой.
Эти факты гнусного, дикого произвола, извращений и искривлений ревзаконности, штрафной политики, незаконных арестов, еще более многочисленные факты уголовных преступлений - воровства и краж говорят о том, что органы следствия и дознания, призванные охранять революционный порядок и права колхозников, работают очень плохо, во многих случаях засорены чуждым элементом и действуют на руку классовому врагу.
Эти факты свидетельствуют о том, что в ряде сел и колхозов до сих пор еще сохранились отдельные кулацкие гнезда, которые творят свое гнусное дело, часто на протяжении длительного периода времени безнаказанно, иногда под носом у районных партийных и советских руководящих органов, у милиции, прокуратуры и суда, которые не умеют, вследствие классовой слепоты и притупления классовой бдительности в отдельных своих звеньях, распознать врага и своевременно уничтожить его.
Обком и облисполком решительно требуют на фактах этих вскрытых гнойников особенно крепко развернуть борьбу за социалистическую законность, повести широкую массово-разъяснительную работу среди колхозников, чтобы последние быстро и полно начали реагировать на всякое малейшее нарушение революционной законности, взяться за детальнейшую проверку сельских кадров, чтобы каленым железом выжечь чуждый кулацкий контрреволюционный элемент, проявить максимум внимания и классового чутья к нуждам и повседневным интересам колхозников и колхозниц.
Конкретно необходимо быстро и решительно провести следующие мероприятия:
а) тщательно проверить все подозрительные по нарушению революционной законности села и колхозы, чтобы заблаговременно предупредить возможность возникновения безобразных явлений, выявлять всякие нарушения революционной законности с тем, чтобы быстро и немедленно их ликвидировать;

б) особенно четко и правильно проводить директивы ЦК ВКП(б) и СНК ССР от 8-го мая о ревзаконности. Проверка выполнения этой директивы выявила, что местные органы власти к проведению решений подошли формально, так как районное руководство не учло всей политической важности и серьезности этого мероприятия.
Судебные органы, органы прокуратуры не добились должного сдвига в проведении этого решения. За всякий пустяшный проступок, где можно обойтись общественным порицанием, в отдельных случаях присуждали на 2-3-5 лет. Были случаи, когда за кражу нескольких колосков бедняков судили по закону от 7 августа 1932 г., т. е. приговаривали к 10 годам лишения свободы. На практике имеют место случаи, когда суд решает в отношении кулака и бедняка, совершенно забывая о необходимости максимально усилить репрессии по отношению к контрреволюционным, кулацким, вредительским, антисоветским, петлюровско-махновским элементам.
в) категорически воспретить производить аресты кем бы то ни было, кроме органов и лиц, которым это право предоставлено по закону и по директиве ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8-го мая (прокуратура, ГПУ, милиция).

г) Секретари РПК, начальники политотделов, председатели РИК обязаны уделить большое внимание вопросам ревзаконности. Вменить в обязанность председателей райисполкомов принимать регулярно и заслушать жалобы колхозников и единоличников; принимать заявления от колхозников и единоличников как в райисполкомах, так и непосредственно в сельсоветах.
К сожалению, в большинстве случаев председатели райисполкомов, приезжая в село или колхоз, либо совершенно не заходят в сельсовет, либо если заходят, то никогда почти не спрашивают приходящих в сельсоветы граждан, не принимают от них жалоб, не интересуются их нуждами.
д) Председатели РИК должны регулярно посещать арестные помещения, проверять на месте непосредственно за что люди сидят, и при выявлении малейших ненормальностей в этом деле принимать необходимые меры к их устранению.

е) ГПК, РНК, политотделы должны немедленно заняться за быстрое упорядочение политики штрафов в колхозах ликвидировать всякие малейшие искривления и попытки использовать штрафную политику в контрреволюционных интересах.
Надо исправить все случаи неправильного наложения штрафов трудоднями.
Путем широко развернутой массовой работы необходимо внедрить в каждом колхозе, что штрафовать надо только лодыря, прогульщика и симулянта, ни в коем случае не злоупотребляя этим рычагом, применяя его только тогда, когда требуется изложить взыскание за действительное нарушение трудовой дисциплины, и в размерах, установленных законом.
ж) Втянуть и вовлечь в активную борьбу за революционную законность всю партийную организацию - каждого члена партии, каждого комсомольца, каждого пионера с тем, чтобы вокруг этого дела создать такую обстановку, при которой колхозник, не пугаясь, не боясь, смело и немедленно реагировал бы на все безобразные нарушения и искривления социалистической законности.
Обком и облисполком предлагают обсудить настоящее письмо на бюро РПК (одновременно заслушав отчетные доклады о состоянии ревзаконности по району) на всех партийных ячейках, на совещаниях работников политотделов для того, чтобы наметить конкретные мероприятия по каждому колхозу, по каждому селу и району в целом в деле развертывания решительной борьбы за социалистическую законность, решительную борьбу со всякими нарушениями и искривлениями ее.

Секретарь обкома КП(б)У К. Григорьев

Председатель облисполкома И. Гаврилов"

Голод 1932-1933 років на Україні: очима істориків, мовою документів /
Кер. кол. упоряд. р. Я. Пиріг. - К.: Політвидав України, 1990. - 605 с.

Вот, я ранее публиковала, тоже вырезки из украинских газет, т.е. читали и писали в т.ч. и колхозники открыто, как про воровство, так и про "черные доски":


"Охрану урожая доверили вору"



"Все силы на борьбу с врагами колхоза,
которые уничтожают колхозное имущество и
прячут и перепрятывают хлеб в земле".

ВОТ ИНТЕРЕСНОЕ


"ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ НА КОЛХОЗНЫЕ ПОЛЯ
Кто лучше и больше работает, - тому лучший обед, завтрак, ужин, и больше муки.
Нет куркульской уравниловке в общественном питании!"

село, голод, архивная полка

Previous post Next post
Up