Самое главное и яркое впечатление от проявлений фанатичного «украинства» начала ХХ века -театральность. Такая оценка есть во множестве воспоминаний. Но всем запомнились слова М. С. Булгакова, назвавшего эти события в «Белой гвардии» глупой и пошлой опереткой. «Гетман Украины» П.П. Скоропадский пишет о современниках: «Всё поколения нынешних украинских деятелей воспитаны на театре, откуда произошли любовь ко всякой театральности и увлечение не столько сущностью дела, сколько его внешней формой. Например, много украинцев действительно считало, что с объявлением в Центральной Раде самостоятельной Украины Украинское государство является свершившимся фактом. Для них украинская вывеска была уже чем-то, что они считали незыблемым». Затем добавляет: «Даже в кругах университета Св. Владимира была такая мысль,что теперь следует подтянуться, поскольку все то украинство, которое раньше было, - это была оперетка, а теперь оно идет вглубь».
В. Г. Короленко, живший в Полтаве, в своих дневниках раскрывал это историческое явление: «20 марта (2 апр[еля]) происходил банкет,данный украинским штабом немецкому. Некоторые шуты явились на банкет с обритыми головами и «оселедцами» (как на картине Репина). Когда-то так брили головы запорожцы, что и понятно: жили в куренях-землянках, заводились вши, а женщин не было: поискать в голове некому. Это понятно. Но теперешние тщедушные «пiдпанки», наряженные, как на маскарад, и с бритыми головами - производят курьёзное впечатление, а их «оселедцы» с хор казались какими-то летучими мышами, севшими на головы. Несколько земских служащих, особенно девиц, забравшихся на хоры, не могли удержать улыбку, и за это были удалены с хор. Газета напечатала, что банкет происходил при закрытых дверях, и это правдивое хроникальное сообщение страшно разъярило «комендатуру».