Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский, временный член Священного Синода Русской Православной Церкви.
Сейчас все активно обсуждают темы Томоса, автокефалии, канонической территории, всюду используют и другие понятия канонического права, связанные с церковным самоуправлением.
При этом постоянно искажаются определения этих понятий, а также связанные с ними исторические факты. О чем-то специально замалчивают, чтобы представить историю взаимоотношений Константинополя, Киева и Москвы в выгодном для себя свете (заинтересованных политиков и раскольничьих организаций). Сейчас, когда в мире идут геополитические войны, оказывающие воздействие и на положение в нашей стране, которая из-за этого разрывается на части. Данная ситуация напоминает: когда идет битва, то на поле брани слетаются и сбегаются, все кто хочет чем-то с этого поживится. Константинопольский патриархат также решил «подзаработать» на ситуации, имеющей место в Украинской Православной Церкви на фоне политическом.
Константинопольский Патриарх перешел от слов к действиям, назначив в Украину двух своих экзархов - уполномоченных представителей, которые будут вести переговоры с Киевским патриархатом и УАПЦ. При этом никто из Стамбула не посоветовался с нашим Предстоятелем - митрополитом Онуфрием. Никто не спросил, нужна ли нам помощь, какое-то содействие в решении вопросов канонического статуса. Нужно ли нам это вообще?
Прибыв в Украину, легаты даже не встретились с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием - единственным признанным каноническим Предстоятелем УПЦ. Такое ощущение, что на Церковной карте, созданной в представлении фанариотов, Украинской Православной Церкви, как субъекта канонического права вовсе не существует.
Представьте себе ситуацию, когда представители Польши или Венгрии приедут в Украину, и будут агитировать наше население за возвращение украинских земель, входивших в состав некогда могущественных государств прошлого - Речь Посполитую или Австро-Венгерскую империю. Или турецкие агитаторы будут предлагать вернуть Крым в состав Османской империи. А главный аргумент этих посланников - совместные страницы истории в прошлом. Официальные лица государств, пославших таких легатов, будут в открытую говорить, что они направляются для проведения подготовительных мероприятий, необходимых для включения украинских территорий, которые их интересуют, в состав их государств. При этом легаты будут активно поддерживаться местными единомышленниками, которые прилагают максимум усилий к разделению украинских земель, и тем самым разрушают государственное и территориальное единство государства Украина в пределах 1991 года. Что должно сделать руководство страны? Естественно - высказать протест и принять жёсткие меры для активного противодействия этому процессу.
Вот такими агитаторами и являются экзархи, присланные некогда (более пятисот лет тому) славным и влиятельным Константинополем в пределы Украинской Православной Церкви. «Местные единомышленники» - это раскольники и определенные политики, часть из которых является выразителем интересов униатского мира, а часть готовы пойти хоть на сделку с дьяволом для того, чтобы оживить остывший труп своих электоральных рейтингов. Мы видим реальную поддержку церковных сепаратистов. Свои действия этот конгломерат политиков, церковных деятелей из Константинополя и людей в церковных одеждах (но не принадлежащих к Церкви) объясняет, якобы проявлением заботы о восстановлении церковного единства, избавление от «духовного» ига. Однако это не только противоречит мнению клира и прихожан УПЦ, но и идет в обход единственного канонически приемлемого способа возвращения в лоно Церкви -через покаяние в грехе раскола, а затем через конструктивный диалог для выработки единой мирной объединяющей дорожной карты дальнейшего бытия.
Чтобы противостоять этой неканонической деятельности Синод Русской Православной Церкви (то есть совещательный и управленческий орган при Патриархе Московском) принял соответствующие решения. Патриарх Константинопольский (как тот человек, который прислал своих легатов в Украину) не будет поминаться за богослужениями и все отношения на уровне иерархов обоих Церквей приостанавливаются до тех пор, пока Константинополь не прекратит свои незаконные действия в отношении Украинской Православной Церкви и отзовет своих посланников. Также Синод обратился за братской поддержкой к другим Поместным автокефальным Церквам, призвал Предстоятелей Церквей проникнуться пониманием общей ответственности за судьбу не только украинского, но и всего мирового Православия, предложив всеправославное обсуждение (не Собор!) для выработки путей мирного разрешения сложившейся ситуации.
Если не предпринимать вышеупомянутых ответных мер, то такие агенты могут появиться в других Православных Церквах, потому что расколы, особенно национально-политические, есть и в других Церквах, если такового пока нет, то могут возникнуть и у них, так как враг рода человеческого не дремлет и повсюду сеет смуту. А Константинополь, желая продвигать дальше идеи своих исключительных прав и привилегий, своего первенства во Вселенской Церкви, будет уклоняться в так называемую ересь папизма. К сожалению, Константинополю необходимо принять ту ситуацию, которую ниспослал им Промысл Божий - это давно уже не центр великой Византии, а исламский Стамбул! Имперские амбиции пора оставить!
Кроме приостановки иерархического общения и поминовения, Синод благословил усилить молитвы и поэтому в сугубую ектению вставлены дополнительные прошения о том, чтобы Господь сохранил Церковь от разделений, расколов, вражды и нестроений, но дабы водворился мир и не поколебалось церковное единство.
Подводя итог, необходимо отметить следующее - Священный Синод несмотря ни на что принял мягкие меры. Своими решениями Синод напоминает, что мы не должны подражать светской дипломатии, которая часто руководствуется законом - «око за око». Мы против закона: «когда замолкают дипломаты, начинают говорить пушки». Наш закон - закон Христов, закон любви и мира. По этому закону мы покрываем любовью прошлые обиды нанесенные Константинопольским патриархатом (особенно в ХХ веке). Надеемся, что наши решения отрезвляюще подействуют на горячие головы «партии войны» в Константинопольском патриархате, так как они не двусмысленно говорят о надежде на продолжение диалога. Кроме этого, четко прозвучали призывы к другим Поместным Церквям о братскому обсуждению, и к пастве о молитве к Подателю всех благ - Всещедрому Богу.