Расскажу вам страшную историю. Вычитал ее у Яна Потоцкого.
По его словам, у кумыков в Дагестане оставалась память о человеческих жертвоприношениях при погребении знатных особ еще в конце 18 века. Потоцкий посетил Кавказ в 1797-1798 гг., тогда ему рассказали про обычай закапывать в землю служанок вместе с их господином. Все бы ничего, но этот рассказ почти в деталях повторяет историю о закапывании людей живьем из «Нихон Сёки» - древнейшей японской летописи VIII века, про которую Потоцкий ничего не мог знать, ибо переводить "Анналы Японии" нормально начали только в 20 веке.
Отрывок из сочинения графа Яна Потоцкого (1761 - 1815) "Путешествия в Астраханские и Кавказские степи в 1797-1798 гг."
«Затем князь Могамед Герей сообщил мне кое-что о сассах (правильнее - яс), или погребальных церемониях у кумыков. Не только наставник должен обрезать до половины уши, но это обязаны сделать и наиболее приближённые наложницы. Раньше кормилицы должны были вырвать волосы, брови и ресницы, после чего закопать себя живьём. Для этого их помешали в вертикальную яму, накрыв им голову дырявым горшком. В таком положении их кормили; но, так как они должны были там оставаться много недель, большинство из них умирало. Ещё сегодня все женщины семьи умершего собираются каждый день в течение десяти недель, раздеваются по пояс, и раздирают тело ногтями. Эта церемония происходила в Кизляре, в то время когда я там был, по поводу смерти молодой княжны, дочери князя Инала, о котором говорилось выше».
«Нихон Сёки» (Анналы Японии)
Описание правления императора Суйнина (вероятно, в III веке нашей эры).
«28-й год, зима, 10-я луна, 5-й день - умер Яматохико, младший брат царя с материнской стороны.
11-я луна, 2-й день - Яматохико был погребен в Цукидзака в Миса. Вслед затем были собраны его личные служители, и все они были погребены заживо вертикально вокруг усыпальницы принца. В течение нескольких дней они не умирали, но рыдали и вопили денно и нощно. В конце концов они умерли и начали разлагаться. Собаки и вороны собрались и съели их»
Обряд закапывания слуг совпадает до деталей - их не убивали изначально, закапывали вертикально, естественно, слуги кричали пока были живы. Хотя в дагестанском варианте убийство служанок вроде бы не считалось обязательным, так как если "большинство из них умирало", то возможно кто-то все же оставался в живых после обряда похорон. Смысл надевания дырявого горшка на голову можно выяснить из японского рассказа. Видимо, горшок защищал головы закопанных и позволял жертвам дольше оставаться в живых, ибо бродячие собаки и прочие звери могли обглодать их за несколько часов.
Какой тут можно сделать вывод, сказать сложно. Хорошо известно, что японская культура формировалась под сильным континентальным влиянием. В сущности, ранняя культура Японии - это продолжение традиций Китая и Кореи. В свою очередь, Китай и Корея подверглись сильному влиянию кочевых племен - иранских, тюркских и монгольских. Обряд сопровождения на тот свет слугами умершего господина был повсеместно хорошо известен. Но, конкретизировать здесь что-либо невозможно. История из японских анналов старше рассказа Яна Потоцкого на 1500 лет и более, это не говоря о расстоянии в тысячи километров между Кавказом и Японией.
Удивительно, что погребальный обряд кумыков оказался ближе к японским зверствам подобного рода, чем территориально более близким скифским. Изгородь из мертвецов вокруг кургана скифского царя детально описывал Геродот. Но его рассказ сильно отличается от сведений Потоцкого. Надо признать, что скифы по Геродоту были более милосердными, они хотя бы долго не мучили и душили царских слуг, прежде чем сделать из них вечных стражников кургана.
Геродот "История"
«Спустя год они вновь совершают такие погребальные обряды: из остальных слуг покойного царя выбирают самых усердных (все они коренные скифы: ведь всякий, кому царь прикажет, должен ему служить; купленных же за деньги рабов у царя не бывает). Итак, они умерщвляют 50 человек из слуг удушением (также 50 самых красивых коней), извлекают из трупов внутренности, чрево очищают и наполняют отрубями, а затем зашивают. Потом на двух деревянных стойках укрепляют половину колесного обода выпуклостью вниз, а другую половину - на двух других столбах. Таким образом они вколачивают много деревянных стоек и ободьев; затем, проткнув лошадей толстыми кольями во всю длину туловища до самой шеи, поднимают на ободья. На передних ободьях держатся плечи лошадей, а задние подпирают животы у бедер. Передние и задние ноги коней свешиваются вниз, не доставая до земли. Потом коням надевают уздечки с удилами, затем натягивают уздечки и привязывают их к колышкам. Всех 50 удавленных юношей сажают на коней следующим образом: в тело каждого втыкают вдоль спинного хребта прямой кол до самой шеи. Торчащий из тела нижний конец кола вставляют в отверстие, просверленное в другом коле, проткнутом сквозь туловище коня. Поставив вокруг могилы таких всадников, скифы уходят».
Реконструкция погребального обряда скифов. Фото с выставки в Мюнхене "Золото скифов" из собрания Эрмитажа.
Источник