Одежда - "неблагодарный" объект для сохранения. Со временем нити истончаются, ткань рассыпается, выцветает. Поэтому в наших этнографических музеях не найти очень старой одежды. Самые древние экспонаты в лучшем случае относятся к середине XIX века, а в основном их датируют концом XIX - началом XX века, рассказывает этнолог, научный сотрудник Института народоведения НАН Украины во Львове Оксана Космина. С датировкой постоянно возникают сложности. Вычислить, когда шилась вещь, можно, только если вы берёте её у конкретного человека, который может сказать, что рубашку вышивала, к примеру, бабушка или прабабушка его мамы, так можно определить приблизительную дату.
Однако кое-что вещь может рассказать о себе сама - своим кроем и узорами вышивки. Специалисты выделяют от 15 до 24 этнографических регионов Украины, и в каждом из них свои любимые сочетания цветов, узоры и плотность вышивки. К примеру, на Западном Подолье, в частности, на Тернопольщине густо зашивали рукава с преобладанием чёрного цвета, а на Полесье отдавали предпочтение красным орнаментам. Региональные традиции разнообразны и, бывает, сужаются до одного села. В пример Оксана Космина приводит Космач на Ивано-Франковщине - там вышивают геометрические узоры, в вышивке преобладают оранжевый и красный цвета.
zik.ua Самый известный образ вышитой рубашки - с красно-чёрными растительными узорами в виде бутонов роз или гроздей винограда. Часто их принимают за исконно украинскую традицию, и зря. Эти рубашки специалисты называют "брокаровскими", по имени французского предпринимателя-парфюмера Анри Брокара. В середине XIX века он приехал в Российскую империю, основал "Товарищество "Брокар и Ко"" и начал выпускать мыло в промышленных масштабах. К каждой упаковке мыла прилагался бонус - листовка со схемами вышивки крестом, в частности, узоры изображали розы и виноград. Схемы были бесплатными, узоры необычными, поэтому они пользовались популярностью у горожанок, а после дошли до сёл. "Сегодня "брокаровские" рубашки в определённой степени можно считать традиционными, обладающими исторической ценностью, хотя они нивелировали прежние узоры и техники", - говорит Оксана Космина. Действительно, нызь или выкалывание практически исчезли из вышивальной традиции, теперь преимущественно шьют крестом.
Вне времени. Стиль вышивки "белым по белому" успешно перекочевал из традиционного костюма в классические мужские рубашки
Ещё одним примером трансформации традиций является так называемая рубашка Полуботка - мужская сорочка с широко расшитой планкой в жёлто-голубых тонах. Рассказывают, что её носил гетман Павел Полуботок, которого чуть ли не похоронили в ней. Однако ещё в начале XX века искусствовед Стефан Таранушенко провёл исследование и выяснил, что такого типа рубашки изначально считались женскими и были распространены среди финно-угорских народов. А о рубашке Полуботка заговорили сто лет назад, когда потомки гетмана показали такую одежду на выставке исторических древностей.
Источник Это к вопросу про "генетический код" вышиванки