МОН запрещает задавать домашние задания первоклассникам. Они появятся со второго класса и в общем объеме не должны занимать более 45 минут времени на выполнение. С третьего класса этот показатель увеличивается до 70 минут, с четвертого - до 90 минут.
Кроме этого, домашние задания нельзя будет давать на выходные, праздники и каникулы. И эксперты с таким предложением, в принципе, согласны.
"Это разумный и человечный подход к детям. Надо всё успевать в школе. Тогда у ребенка не возникает к школе аллергии. И он за первый год постепенно адаптируется к школе - как к пространству, куда он может ходить без страха наказаний за невыполненные домашние задания", - комментирует президент корпорации "Гранд", руководитель офиса реформ образования РЕФОБ Владимир Спиваковский.
И все же, практические навыки чтения, письма и т.д. детям всё равно надо приобретать, и в школе на это может просто физически не хватить времени.
К тому же, эксперты не исключают, что некоторые родители будут возмущены тем, что у детей нет ДЗ, и сами будут просить учителей его задавать.
Учителям теперь советуют не перегружать младшеклассников дополнительными заданиями из учебников или рабочих тетрадей. Под запрет попали также задания из дополнительной литературы для школьников, такие как раскраски, головоломки и так далее.
"Недопустимо перегружать учащихся заданиями из дополнительных учебников, тетрадей с печатной основой: закрашивание рисунков, составление схем, таблиц, выполнение дополнительных заданий и упражнений, написание домашних произведений и тому подобное", - говорится в рекомендациях МОН.
"От этой рекомендации есть побочные эффекты, - в свою очередь, обращает внимание Владимир Спиваковский. - Например, что касается запрета составлять графики и таблицы, то считается, что это сложно. Хотя, например, мы проводили многие занятия, где дети составляли графики своего роста по годам. А также обращали их внимание, что, например, расписание уроков составлено в табличной форме, что очень удобно. Такие «уроки графиков и таблиц» вырабатывают системное мышление и чувство пространства-времени. И не отягощают ум ребенка. Наоборот, пробуждают любопытство и любознательность".
3. Оценки будут ставить по-новому и не везде
В первом классе оценки не будут ставить вообще. Точнее, в соответствии с рекомендациями МОН, "оценивание учебных достижений учеников осуществляется вербально".
А вот со второго по четвертые классы школьника будут ставить оценки лишь по некоторым предметам: математике, естествознанию, чтению и украинскому языку.
В принципе, эксперты в вопросе оценивания младшеклассников солидарны с подходом МОН. По их словам, ничего кроме неврозов, оценки детям ничего не дают. Они не стимулируют и не мотивируют, и нужды в них особой нет. А эрзац-заменителей в виде "смайликов" и "звездочек" вполне достаточно.
4. Вместо физкультуры - танцы
Министерство предлагает учителям заменять часть уроков физкультуры другими предметами. Единственное условие - они должны включать физическую активность и занимать до одного часа в неделю.
Например, это может быть хореография, ритмика, плавание и т.д.
Но с практической реализации затеи МОН могут возникнуть проблемы. "Для танцев нужен танцзал и ставка хореографа. Для плаванья нужен бассейн и ставки тренеров и спасателей, - отмечает Владимир Спиваковский. - Также сложно будет достичь консенсуса администрации школ с родителями, что внедрять: танцы, плаванье или ориентацию на местности, и т.д. Будет много мнений, споров, потому что это ещё и повлечет сбор дополнительных денег".
5. Интегрированные уроки
Под интегрированным обучением подразумевается объединение материала нескольких учебных предметов в один. Например, в рамках одной дисциплины преподают язык и литературу, или же объединяют предметы определенного цикла (например, естественно-математического).
Главной целью интегрированных уроков должно быть не изложение максимального объема информации, а формирование целостной картины мира и повышение познавательного интереса учеников, заявляют в Минобразовании.
К томе же в МОН рекомендуют проводить нестандартные интегрированные занятия: урок-путешествие, урок-сказка, урок-праздник и т.п. Интегрированные уроки может проводить как один педагог, так и двое.
"На этих уроках учитель может организовать беседы, дискуссии по содержанию мультфильмов, чтение литературных текстов, публикаций в детской периодике, ситуаций, которые освещают в новостях и т.д., а также коллективные творческие дела, учебные проекты, встречи со специалистами государственных учреждений, экскурсии и т.д", - отмечают в МОН.
При этом МОН дает право учителю самому определять, как организовать обучение и какие методы и приемы применять. Также учитель сможет на свое усмотрение переносить темы уроков, исходя из скорости усвоения материала учениками, и определять количество часов на изучение отдельных тем.
"Реформа уровня отмены чернил"
Мнение о нововведения в педагогической и экспертной среде разделились.
"По-моему, что-то уж очень много этих рекомендаций. Каждый год новые! - рассказывает "Стране" учительница младших классов в одной из киевских общеобразовательных школ Татьяна. По ее мнению, младшим классам нужны не точечные изменения, а кардинальная смена содержания образования.
"Я работаю уже девятый год по системе развивающего обучения и только за, чтобы вообще не было никаких домашних заданий в младших классах, - продолжает размышления педагог. - Но все рекомендации МОН - это мелочи, и это не поможет улучшить качество образования. Думаю, для детей 6-10 лет нужно менять содержание материала, давать больше свободы учителю в плане методов преподавания и выбора способа контроля учеников. Насчёт физ-ры - интересное предложение, но в каждой ли школе есть бассейн? Я за хореографию, движение тела развивает движение мысли. А еще я за то, чтоб оценивать детей только в 4 классе, никаких ДПА! Но упрощать вообще все в начальной школе - это ошибка".
Не в восторге от новых рекомендаций МОН остались и эксперты, опрошенные "Страной".
"Такое ощущение, что в МОН хотят деградировать учеников. Столетиями дети учатся, делают домашние задания, занимаются спортом и все нормально. А тут вдруг нельзя! - говорит учредитель образовательных проектов, сооснователь общественной организации Kharkiv IT Cluster Эдуард Рубин. - Мне кажется, эти методические рекомендации писали люди, у которых 120 баллов по ВНО. Нагрузка была нормальной. Не нужно ни разгружать, ни нагружать. Это реформа уровня отмены чернил".
"В целом либерализация образования - это верный тренд, - в свою очередь, отмечает Владимир Спиваковский. - Он снимает нервозность и освобождает место для желания и мотивации ребенка учиться. Это также - европейский тренд, нацеленный на европейские ценности и на опыт лидерства финской системы образования. Но справедливости ради, отмечу, что финская система образования в мировых рейтингах спускается вниз, а лидерство захватывают страны ЮВА: Сингапур, Южная Корея, в которых воплощаются в жизнь прямо противоположные тренды в школах: жесткость, прессинг, нагрузки, требования. Не исключаю, что часть наших родителей, которые сами же добивались этой либерализации, в конце года спросят: а почему мой ничего не знает, не умеет, не может? (Мол, вот в наше время!…)... И нечего будет ответить". Источник