С 1 сентября украинские дети будут меньше учиться и больше двигаться

Aug 19, 2017 12:10



Министерство образования утвердило изменения в образовательную программу для начальной школы, которые вступят в силу уже с 1 сентября. "Страна" проанализировала методические рекомендации МОН, а также спросила учителей и экспертов, к добру ли все это.

1. Минимум домашки

МОН запрещает задавать домашние задания первоклассникам. Они появятся со второго класса и в общем объеме не должны занимать более 45 минут времени на выполнение. С третьего класса этот показатель увеличивается до 70 минут, с четвертого - до 90 минут.

Кроме этого, домашние задания нельзя будет давать на выходные, праздники и каникулы. И эксперты с таким предложением, в принципе, согласны.

"Это разумный и человечный подход к детям. Надо всё успевать в школе. Тогда у ребенка не возникает к школе аллергии. И он за первый год постепенно адаптируется к школе - как к пространству, куда он может ходить без страха наказаний за невыполненные домашние задания", - комментирует  президент корпорации "Гранд", руководитель офиса реформ образования РЕФОБ Владимир Спиваковский.

И все же, практические навыки чтения, письма и т.д. детям всё равно надо приобретать, и в школе на это может просто физически не хватить времени.

К тому же, эксперты не исключают, что некоторые родители будут возмущены тем, что у детей нет ДЗ, и сами будут просить учителей его задавать.

[Spoiler (click to open)]
2. Нет дополнительным заданиям

Учителям теперь советуют не перегружать младшеклассников дополнительными заданиями из учебников или рабочих тетрадей. Под запрет попали также задания из дополнительной литературы для школьников, такие как раскраски, головоломки и так далее.

"Недопустимо перегружать учащихся заданиями из дополнительных учебников, тетрадей с печатной основой: закрашивание рисунков, составление схем, таблиц, выполнение дополнительных заданий и упражнений, написание домашних произведений и тому подобное", - говорится в рекомендациях МОН.

"От этой рекомендации есть побочные эффекты, - в свою очередь, обращает внимание Владимир Спиваковский. - Например, что касается запрета составлять графики и таблицы, то считается, что это сложно. Хотя, например, мы проводили многие занятия, где дети составляли графики своего роста по годам. А также обращали их внимание, что, например, расписание уроков составлено в табличной форме, что очень удобно. Такие «уроки графиков и таблиц» вырабатывают системное мышление и чувство пространства-времени. И не отягощают ум ребенка. Наоборот, пробуждают любопытство и любознательность".

3. Оценки будут ставить по-новому и не везде

В первом классе оценки не будут ставить вообще. Точнее, в соответствии с рекомендациями МОН, "оценивание учебных достижений учеников осуществляется вербально".

А вот со второго по четвертые классы школьника будут ставить оценки лишь по некоторым предметам: математике, естествознанию, чтению и украинскому языку.

В принципе, эксперты в вопросе оценивания младшеклассников солидарны с подходом МОН. По их словам, ничего кроме неврозов, оценки детям ничего не дают. Они не стимулируют и не мотивируют, и нужды в них особой нет. А эрзац-заменителей в виде "смайликов" и "звездочек" вполне достаточно.

4. Вместо физкультуры - танцы

Министерство предлагает учителям заменять часть уроков физкультуры другими предметами. Единственное условие - они должны включать физическую активность и занимать до одного часа в неделю.

Например, это может быть хореография, ритмика, плавание и т.д.

Но с практической реализации затеи МОН могут возникнуть проблемы. "Для танцев нужен танцзал и ставка хореографа. Для плаванья нужен бассейн и ставки тренеров и спасателей, - отмечает Владимир Спиваковский. - Также сложно будет достичь консенсуса администрации школ с родителями, что внедрять: танцы, плаванье или ориентацию на местности, и т.д. Будет много мнений, споров, потому что это ещё и повлечет сбор дополнительных денег".

5. Интегрированные уроки

Под интегрированным обучением подразумевается объединение материала нескольких учебных предметов в один. Например, в рамках одной дисциплины преподают язык и литературу, или же объединяют предметы определенного цикла (например, естественно-математического).

Главной целью интегрированных уроков должно быть не изложение максимального объема информации, а формирование целостной картины мира и повышение познавательного интереса учеников, заявляют в Минобразовании.

К томе же в МОН рекомендуют проводить нестандартные интегрированные занятия: урок-путешествие, урок-сказка, урок-праздник и т.п. Интегрированные уроки может проводить как один педагог, так и двое.

"На этих уроках учитель может организовать беседы, дискуссии по содержанию мультфильмов, чтение литературных текстов, публикаций в детской периодике, ситуаций, которые освещают в новостях и т.д., а также коллективные творческие дела, учебные проекты, встречи со специалистами государственных учреждений, экскурсии и т.д", - отмечают в МОН.

При этом МОН дает право учителю самому определять, как организовать обучение и какие методы и приемы применять. Также учитель сможет на свое усмотрение переносить темы уроков, исходя из скорости усвоения материала учениками, и определять количество часов на изучение отдельных тем.

"Реформа уровня отмены чернил"

Мнение о нововведения в педагогической и экспертной среде разделились.

"По-моему, что-то уж очень много этих рекомендаций. Каждый год новые! - рассказывает "Стране" учительница младших классов в одной из киевских общеобразовательных школ Татьяна. По ее мнению, младшим классам нужны не точечные изменения, а кардинальная смена содержания образования.

"Я работаю уже девятый год по системе развивающего обучения и только за, чтобы вообще не было никаких домашних заданий в младших классах, - продолжает размышления педагог. - Но все рекомендации МОН - это мелочи, и это не поможет улучшить качество образования. Думаю, для детей 6-10 лет нужно менять содержание материала, давать больше свободы учителю в плане методов преподавания и выбора способа контроля учеников. Насчёт физ-ры - интересное предложение, но в каждой ли школе есть бассейн? Я за хореографию, движение тела развивает движение мысли. А еще я за то, чтоб оценивать детей только в 4 классе, никаких ДПА! Но упрощать вообще все в начальной школе - это ошибка".

Не в восторге от новых рекомендаций МОН остались и эксперты, опрошенные "Страной".

"Такое ощущение, что в МОН хотят деградировать учеников. Столетиями дети учатся, делают домашние задания, занимаются спортом и все нормально. А тут вдруг нельзя! - говорит учредитель образовательных проектов, сооснователь общественной организации Kharkiv IT Cluster Эдуард Рубин. - Мне кажется, эти методические рекомендации писали люди, у которых 120 баллов по ВНО. Нагрузка была нормальной. Не нужно ни разгружать, ни нагружать. Это реформа уровня отмены чернил".

"В целом либерализация образования - это верный тренд, - в свою очередь, отмечает Владимир Спиваковский. - Он снимает нервозность и освобождает место для желания и мотивации ребенка учиться. Это также - европейский тренд, нацеленный на европейские ценности и на опыт лидерства финской системы образования. Но справедливости ради, отмечу, что финская система образования в мировых рейтингах спускается вниз, а лидерство захватывают страны ЮВА: Сингапур, Южная Корея, в которых воплощаются в жизнь прямо противоположные тренды в школах: жесткость, прессинг, нагрузки, требования. Не исключаю, что часть наших родителей, которые сами же добивались этой либерализации, в конце года спросят: а почему мой ничего не знает, не умеет, не может? (Мол, вот в наше время!…)... И нечего будет ответить".
Источник


образование, школа

Previous post Next post
Up