Зачем США вспомнили об Иранском перевороте 1953 года?
Aug 07, 2017 14:43
15 июня историческое управление Государственного департамента США предоставило общественности очередную порцию рассекреченных документов. Большинство их касается роли США в Первой мировой войне. Скромно, в конце релиза - документы по Ирану 1951-54 годов.
На этот период приходится подготовка и реализация британскими и американскими спецслужбами иранского переворота 1953 года - свержение демократически избранного правительства Национального фронта Ирана и установление режима полицейского государства под властью шаха Ирана.
В 1951 году иранский парламент принял закон о национализации нефтяной промышленности Ирана. До этого она контролировалась британцами, которые отказывались платить государству долю с добычи нефти. Стороны пытались договориться, но тщетно.
В 1952-м Иран разорвал дипломатические отношения с Великобританией. К следующему году у ЦРУ и MI6 уже был готов план свержения премьер-министра Мохаммеда Мосаддыка. Переворот удался, и дипломатические отношения с Великобританией к концу 1953-го были восстановлены.
Главный интерес - возобновление значительно упавшей за годы кризиса добычи иранской нефти. Было достигнуто соглашение о создании международного консорциума, согласно которому по 40 % отводилось на Англо-иранскую нефтяную компанию (позже будет переименована в British Petroleum Company) и пять американских. От иранского интереса здесь только название.
И вот публикация ранее засекреченных документов. Около тысячи страниц раскрывают детали переворота, как ЦРУ пыталось отозвать план действий после неудачной попытки и как затею удалось спасти в последний момент.
Впервые признал участие США в свержении правительства Мохаммеда Мосаддыка президент Обама. 4 июня 2009 года в Каире в обращении к мусульманам мира он заявил: «В середине холодной войны США сыграли роль в свержении демократически избранного иранского правительства». В 2013 году после публикации ряда документов иранский парламент намерился потребовать от США компенсации ущерба от переворота.
«Правительство США долгое время отрицало причастность к перевороту, - пишет издание Foreign Policy. - Государственный департамент впервые опубликовал документы о перевороте в 1989 году, но отредактировал любую ссылку на участие ЦРУ. Общественное возмущение заставило правительство дать обещание выпустить более полное издание, а некоторые материалы вышли в 2013 году. Два года спустя был запланирован полный выпуск рассекреченных материалов, но он мог бы помешать переговорам с Ираном по ядерным вопросам и снова был отложен». Оригинальные телеграммы ЦРУ того периода были уничтожены. Американские эксперты говорят, что длительная задержка (64 года) с публикациями этих материалов обусловлена защитой источников и методов спецслужб. Также ЦРУ необходимо было защитить свои отношения с британской разведкой, которые наверняка пожелали, чтобы часть материала оставалась защищенной.
[Spoiler (click to open)] Наконец США не могут забыть то, что сталось спустя четверть века после переворота, принесшего выгоду нефтяному капиталу - Исламская революция 1979 года и захват сотрудников американского посольства.
«Иран играет с огнем, они не ценят, насколько «добрым» был с ними президент Обама. Но не я!» Президент США не исключил военного ответа на действия Ирана после проведения испытаний баллистической ракеты. Тогда же началась подготовка антииранских санкций.
Следующий показатель - майский визит Трампа в Саудовскую Аравию, где он назвал Иран спонсорами терроризма. Эта тема была заявлена 45-м президентом США и в Израиле, обеспокоенном поддержкой Ираном враждебных организаций ХАМАС и «Хезболла». Это все не может не радовать государства, которые посетил американский лидер.
Особенно саудов, которые не были в восторге от «ядерной сделки», заключенной при Обаме, позволившей Ирану развивать «мирный атом» в обмен на обещание свернуть работу над ядерным оружием. Трамп поддержал их иной сделкой, оружейной, и еще контрактами на колоссальные суммы.
«Поставки военного оборудования и услуг отвечают долгосрочным задачам обеспечения безопасности Саудовской Аравии и всего Персидского залива, особенно в свете зловещего иранского влияния и связанных с Ираном угроз по всему периметру саудовских границ».
Но нельзя не учитывать позицию Ирана. Заискивание Трампа с саудами и террористическая тема создают серьезную конфликтность на Ближнем Востоке.
«Не исключено, что для Трампа просаудовская, антииранская позиция является всего лишь очередным бизнес-проектом, - сообщается в статье американского издания Project Syndicate «Опасная антииранская политика». - Он сиял, когда Саудовская Аравия решила закупить у Америки новое оружие на сумму $110 миллиардов, и назвал эту сделку «новыми рабочими местами», как будто единственный приносящий доход вид занятости для американских работников неизбежно требует от них разжигания войны. И кто знает, какие ещё частные сделки Трампа и его семьи могут скрываться за его тёплой поддержкой саудовской воинственности».
За несколько дней до публикации материалов ЦРУ об Иранском перевороте 1953 года, духовный лидер Ирана Али Хаменеи отпарировал на провокации Трампа и его игру с обвинениями в терроризме. «Вы и ваши агенты являетесь источниками нестабильности на Ближнем Востоке. Кто создал «Исламское государство»? Америка… заявления Америки о борьбе с «Исламским государством» являются ложью», - сделал выпад в сторону США аятолла.
Публикация документов 64-летней давности не случайна. Раскрытие архивов - внушительный инструмент в государственном управлении, а в данном случае в отношениях двух стран, который работает на так называемом историческом приоритете. В данном случае это больше похоже на позу. США дает понять, мол, вот, на что мы способны, когда речь идет о нефтяных барышах.
Но это практики ХХ века. Сейчас другое время. Есть санкции, которые уже успели назвать внешнеполитическим наркотиком для США. Санкции призваны оказывать не только экономическое, но политическое, социальное и даже мировоззренческое давление. Оно возникает как внутри страны, так и на уровне международных организаций.
Силой санкций легче управлять, они легальны, гласны, внушительно делают оппонента более сговорчивым в конкретных вопросах, ими можно шантажировать. Зачем это варварство, перевороты, особенно в таком «перегруженном» регионе, как Ближний Восток.
2 августа Трамп подписал новый пакет санкций против трех совершенно разных стран - России, КНДР и Ирана. Все обсуждают реакцию на это Кремля, забывая, что закон касается и других государств, особенно Ирана. Обсуждаются, как правило, меры против компаний, которые будут сотрудничать с Россией в нефтяной отрасли и всяческие блокировки проекта «Северный поток-2».
Этим раздражена Европа и потирает руки Турция, как транзитер газа в ЕС. Уже председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер говорит о важном соседстве с Турцией и о продолжении переговоров о ее присоединении к Евросоюзу.
Реакция Тегерана на американские санкции достаточно жесткая, но сдержанная: там готовят 16 ответных мер. Среди них - совершенствование вооруженных сил (отмечаем американский контракт с Саудовской Аравией на $110 миллиардов) и ответ на нарушение «ядерной сделки». Кстати, Иран также имеет опыт введения санкций против американских компаний, что было продемонстрировано в марте этого года.
Иран - четвертая по залежам нефти страна в мире и вторая по разведанным месторождениям газа. На переговорах в Швейцарии 2015 года американцы делают его «региональным партнером», сейчас - врагом.
Градус напряжения растет, доходит и до военных провокаций: в конце июля корабль ВМС США открыл предупредительный огонь, когда в северной части Персидского залива к нему приблизился иранский патрульный катер. И это уже не первый подобный случай. В конце марта министр обороны Ирана Хосейн Дехган уже советовал американцам покинуть Персидский залив и не беспокоить регион.
Как видим, Иран демонстрирует хладнокровие, отвечая на всевозможные американские провокации. Очевидно одно: регион «напрягают» на всех приоритетах управления. США хотят усилить влияние в Персидском заливе, извлечь ресурс, вмешаться в проводимые там трансконтинентальные проекты. Но до чего это может дойти?
Не случайно в конце марта Иран и Россия обсуждали вопрос использования Москвой иранских военных баз. Конечно, для борьбы с террористами в Сирии.
Но поскольку допуск России в Иран будет решаться «в зависимости от конкретного случая», как сказал министр иностранных дел Исламской республики Мохаммад Джавад Зариф, этот случай может обрести и иные причины. Другое дело, захочет ли Россия не потерять влияние в Иране, ранее утратив его в Ливии и Ираке.