Первый советский патриарх, американский апостол

Oct 09, 2016 12:25

Оригинал взят у t_34_111 в Первый советский патриарх, американский апостол

Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 г. в с. Клин Псковской губернии, в многодетной семье священника. С раннего детства ребята помогали родителям по хозяйству, пасли скот, мастерили по хозяйству.

В 9 лет Василий поступил в духовное училище, а затем - в семинарию. За успехи в учебе и помощь в том однокурсникам, последние прозвали его «архиереем». В 18 лет Василий поступил в Петербургскую Духовную академию, где получил новое прозвище, ставшее пророческим - «патриарх» (хотя институт патриархии был уничтожен еще Петром I).  В 26 лет его постригают в монахи с именем Тихон, а еще через 8 лет рукополагают в епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл новый епископ на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, весь город собрался на вокзал, чтобы не отпустить своего архипастыря. Люди силой сняли поездную обслугу, а многие просто легли на рельсы. Только сердечное обращение самого владыки утешило народ. Затем плакала православная Америка - великороссы и русины, греки и арабы, словаки и сербы, креолы и индейцы, алеуты и эскимосы, до сих пор называющие его Апостолом Православия. В течение семи лет, проведенных за океаном, святитель посещал труднодоступные и отдаленные приходы, нередко разбросанные друг-от друга на тысячи миль. Среди многих, возведенных им храмов на Американской земле - величественный Никольский собор в Нью-Йорке.

В 1917 г., после восстановления патриаршества, святитель Тихон был избран первым Патриархом. С началом гражданской войны первосвященник не спешил признавать власть большевиков, установившуюся лишь в столицах. Не случайно некоторые члены правительства выступили за физическое устранение патриарха.

В ответ православная община Москвыорганизовала ночную охрану святителя. Но, поскольку «стража» состояла из безоружных добровольцев, депутация членов Собора, явилась к нему с советом скрыться за границей и оттуда возглавлять церковь. «Бегство патриарха, -- улыбаясь, ответил владыка, -- было бы на руку врагам церкви. Пусть делают со мною все, что угодно». Не ушел первоиерарх и в «подполье». Узнав о расстреле Николая II, он совершил в переполненном Казанском соборе панихиду по царю и произнес проповедь, осуждающую это злодеяние.

Даже признав Советскую власть (когда та стала действительно всероссийской) он написал заявление во ВЦИК: «Десятки епископов и сотни священников и мирян без суда, часто даже без объяснения причин, брошены в тюрьмы… Церкви закрываются, обращаются в клубы и кинематографы… Духовенство обложено непосильными налогами, терпит всевозможные стеснения в жилищах, и дети его изгоняются со службы и учебных заведений…». И это после более чем годичного пребывания в застенках ЧК! Где его здоровье и было подорвано. Но по выходу из тюрьмы патриарха продолжали изнурять допросами. Как «эксплуататор трудового народа», он был лишен хлебного пайка и последней лошадки, на которой можно было ездить на службы. Весной 1925 года патриарх скончался с молитвой на устах.
"2000"

православие

Previous post Next post
Up