Белорусские коллаборационисты

Jun 30, 2008 03:56

 Все знают о жертвах, которые понесла белоруссия, все знают о героизме белорусских партизан... Но в Белоруссии, как и в других республиках, были свои коллаборационисты. Именно на них сегодня ориентируется часть белорусской оппозиции. Об этих коллаборантах - эти документы.

Копия
Протокол

допроса Бронислава Казимировича Волосевича, перешедшего германо-русскую границу 15 июня 1941 г. с задачей взорвать железнодорожную линию на участке Столбцы - Барановичи

Оригинал протокола был найден в Минске рабочей группой «Белоруссия» спецштаба рейхеляйтера Розенберга

Совершенно секретно!

Допрос

Бронислава Казимировича Волосевича, перешедшего границу 18 июня 1941 года.

Вопрос:

С какой целью вы прибыли в СССР?

Ответ:

На территорию Советского Союза меня забросили немцы для проведения диверсий на железной дороге между Барановичами и Столбцами. Немецкая разведка заранее организовала специальные курсы, на которых нас обучали около 5 недель.

Вопрос:

Как вас завербовали?

Ответ:

Условия жизни поляков на немецкой территории, особенно в Варшаве, были исключительно тяжелые. На этой почве возникло много тайных организаций, которые работали против немцев. Лично я вступил в одну из таких организаций в мае-июне с тем, чтобы с одной стороны, замаскироваться, а с другой стороны - чтобы иметь доступ к информации. По заданию польской тайной организации я вступил в легальную белорусскую националистическую организацию «Белорусский комитет самопомощи». Целью этой организации было создание независимого белорусского государства с помощью немцев. Эта белорусская организация помогла мне найти работу, а 10 мая «Белорусский комитет» послал меня на курсы в Ламсдорф. Всего на этих курсах обучалось 50 человек, среди них и я.

По прибытии в Ламсдорф мы под руководством немецких офицеров стали обучаться подрывному делу, стрельбе из автоматов, метанию гранат, чтению карты и ориентированию на местности, 13 июня курс обучения закончился, и нас повезли в Варшаву. Прямо с вокзала нас тут же отправили на автомобилях в Трушков (17 км от Варшавы), где мы оставались 3 дня, затем нас повезли в направлении Сувалок, куда мы прибыли 16 июня, а в ночь на 17 июня мы перешли границу по заданию немецкой разведки. Всего было завербовано 41 человек, 9 человек были освобождены по состоянию здоровья. В Ламсдорфе мы располагались в лагере...... (неразборчиво. - Ред.).

Во время вербовки немцы выписали себе адреса наших родственников в СССР, потребовали написать для них наши биографии и оставили у себя наши фотографии.

Вопрос:

Какое задание получили вы и ваши спутники?

Ответ:

Вместе с Зединским я получил задачу взорвать железнодорожную линию между Столбцами и Барановичами в момент приближения немецкой армии к Барановичам с тем, чтобы отрезать путь отхода Красной Армии. Такую же задачу - взорвать железнодорожную линию - получили и другие: Акинщиц и Тачановский между Барановичами и Лунинцем, Станкевич и Голчинский - между Лидой и Молодечно. Двое из нашей группы получили задание пересечь границу в районе Остроленки в направлении Лунинца двумя днями раньше с задачей нарушить путь отхода Красной Армии между Лунинцем и Пинском или Лунинцем - Микашевичами, точно не помню. В течение двух дней после нашего прибытия границу перешли 20 или 21 человек.

Вопрос:

Какими средствами вы были снабжены для выполнения задачи?

Ответ:

При переходе границы каждому из нас выдали по килограмму пироксилина, упакованного в железную банку, запал и шнур, но все это я выбросил еще на немецкой стороне. Другие выбросили свои боеприпасы на территории СССР, как только перешли границу. Кроме того, нас вооружили пистолетами системы «Браунинг № 2» и 14 патронами. Все это мы тоже выбросили при переходе границы. При инструктаже немцы нам дали приказ: в случае встречи с советскими пограничниками обстрелять их и вернуться назад. За выполнение задачи каждый из нас получил по 900 рублей.

Вопрос:

Где вы должны были находиться до выполнения задачи?

Ответ:

Нас подбирали по такому принципу, чтобы место жительства наших родственников находилось недалеко от указанного нам места действия и в случае нашего обнаружения мы могли бы скрыться у родственников. В данном случае я должен был находиться в районе деревни Шуковщина, так как указанное мне место диверсии находится в 34 км от Шуковщины.

Вопрос:

Какие инструкции вы получили от немцев в случае провала?

Ответ:

В случае ареста мы ни в коем случае не должны признаваться, с какой целью перешли границу. При этом нам говорили, что следствие будет устраивать нам ловушки; каждого будут допрашивать в отдельности, но содержать нас будут в одинаковых условиях, каждому будут говорить, что тот или другой из нас сознался. Мы этому не должны верить. Поэтому никто не должен сознаваться. В случае опасности задержания, когда станет ясно, что уйти уже не удастся, мы должны незаметно выбросить взрывчатку, чтобы избавиться от вещественных доказательств.

Вопрос:

Когда вы должны были ждать подхода немецких войск?

Ответ:

По указанию офицеров и начальника курсов мы должны были находиться на территории СССР полтора месяца. Если за это время ничего не произойдет, то нам следовало возвратиться в Германию. Нам провожатый, сопровождавший нас до самой границы, сказал, что нанесение удара со стороны Германии предусмотрено на 1.07.1941 г.

Вопрос:

Что вам известно о выдвижении и перегруппировке частей немецкой армии?

Ответ:

Когда мы учились на курсах в Ламсдорфе во 2-м лагере, туда постоянно прибывали целыми ротами солдаты разного возраста в старом обмундировании, там их переодевали в новую форму и отправляли на границу с СССР. Такие роты отправлялись через каждые 2-3 дня. Это продолжалось все время, пока мы учились на курсах, то есть с 10 мая до 13 июня 1941 года. Большей частью прибывали пехотные, реже кавалерийские формирования. В Ламсдорфе они задерживались лишь 1-2 дня. В общей сложности за этот период прошли подразделения до одного полка.

В 4 км от Ламсдорфа находится аэродром (точных размеров не знаю, но кажется, что он небольшой). Ангаров и других построек я там не видел. Когда я проходил мимо аэродрома, то видел, что самолеты стоят под открытым небом. Там я видел лишь тяжелые и легкие бомбардировщики, думаю, что их было более 100. Почти каждый день проводились учебные полеты по 4 и более самолетов. Точного места аэродрома и склада горючего я не знаю.

На пути из Варшавы до Остроленки передвижений войск не видел.

Примерно в 50-70 км от Остроленки пересекли дороги около 100 грузовиков с солдатами в направлении Сувалок. В колонне было несколько крытых машин, но внутри на каждой из них тоже сидели 6-8 человек. Затем прошли 25-20 артиллерийских орудий на конной тяге, затем до полка кавалерии. За кавалерией прошла пехота, около 500 чел.

Под Сувалками слева от дороги Рашки - Сувалки на расстоянии примерно 500 метров расположен аэродром. Мне трудно судить о его размерах, но кажется, что он не очень большой. На аэродроме под открытым небом стоят примерно 30 монопланов. На правой стороне дороги стояли металлические бочки с бензином вместимостью примерно 100 л каждая. Все бочки были прикрыты березовыми ветками, часть из них была замаскирована зеленой материей под цвет травы. С дороги Сувалки - Новинки я видел разбросанные в лесу палатки, возле палаток стояли солдаты. В некоторых лесах были видны выкопанные окопы. От Новинок до Крулевых Вод немцы проложили новую дорогу через лес, ширина дороги около 8 метров, и в дальнейшем с дороги были видны в лесу палатки и войска.

Вопрос:

Сколько вам платили, когда вы учились на курсах?

Ответ:

За первые 10 дней мы получили по 100 марок, а за последующие дни мы получали по 5 марок за 10 дней и бесплатное питание.

Допрос провел техник-интендант I ранга Федоров.

Напечатано в 2-х экземплярахОт редакции

Экземпляр № 1 для Верховного Совета (так в тексте. - Ред.).

Экземпляр № 2 в дело.

http://2000.net.ua/c/58364


фашизм, коллаборационизм, белоруссия

Previous post Next post
Up