Тотальная мобилизация в Сирии

Jul 24, 2012 23:19



Внимательно слежу за событиями в Сирии (впечатление всё это производит довольно печальное), и вот что обращает на себя внимание, так это сам характер боевых действий. Это фактически война будущего, когда бои разворачиваются в городском ландшафте за районы. Фактически, это предельный этап того, что Э. Юнгер называл тотальной мобилизацией - нового качества войны, когда невозможно разделить фронт и тыл и в боевых действиях прямо или косвенно участвуют все.

Если сравнить сирийский сценарий с военными кампаниями Запада за последнее время (с 1991 года), то вырисовывается очень интересная картина - каждая кампания не похожа на другую, своеобразна, но также является новаторской по своей сути. Югославия - массированные бомбардировки с поддержкой местных сил, враждебных режиму; Ирак - более-менее традиционная военная кампания мощной современной армии (правда судя по всему без подкупа генералитета там не обошлось); Афганистан - максимальное использование союзников по НАТО и ЧВК; Ливия - бомбардировки по югославскому сценарию вместе с активным использованием мобильных отрядов из местных (тачанки повстанцев заметили все). Это в общем, детали можно повспоминать самостоятельно. И вот теперь Сирия. Вообще очень странно, что никто как-то не обращает внимание на этот дисперсный характер сирийской войны, а между тем это её главная особенность. В Ливии, с её большими незаселёнными просторами было удобно использовать тактику лёгких мобильных групп, но там они постепенно выжимали обескровленные постоянными бомбёжками войска каддафистов из одного города за другим, т.е. несмотря на определённое тактическое новаторство (условно - тачанки вместо танков), стратегически всё оставалось традиционно - "С боем взяли город Брест, город весь прошли...", а в Сирии всё принципиально иначе - в одном и том же городе один квартал может быть занят боевиками, а соседний - правительственными войсками. Повторю, это - сценарий войн будущего, если в Европе полыхнёт гражданская война (что предрекают теперь всё чаще), она будет примерно такой же - это немецкий квартал, а там, за блокпостом, турецкий.

Что касается перспектив - на сегодняшний день они гораздо туманее, чем даже пару месяцев назад. Известный журналист Стешин предрёк крах режима Асада к концу магометанского поста. Запомним. Я в этом очень сильно сомневаюсь. В целом ясно одно - Сирия оказалась крепким орешком, и Америке теперь нужно или дожать ситуацию и расколоть этот орешек любыми способами, или попытаться как-то иначе сохранить лицо, т.к. отступление в Сирии будет свидетельством падения американской мощи, что может привести и к активизации талибов, и к падению доллара, и вообще к самым неприятным для США последствиям.

Теракт в Дамаске, унесший жизни министра обороны Дауда Раджиха и других высокопоставленных сирийских силовиков это, безусловно, тяжёлый удар. Тяжёлый, но не смертельный. Да, тот факт, что террористы могут проникнуть в самое сердце государственной машины, настораживает (и это как раз один из элементов тотальной мобилизации), но само по себе это ещё ничего не значит. Башар Асад в очередной раз проявил стойкость и решительность, теперь сирийцам остаётся только бросить все силы на перекрытие каналов доставки оружия и боевиков, и при сохранении дисциплины, организации и внешнеполитической поддержки, т.н. "оппозицию" можно будет подавить достаточно быстро.

Восток, Башар Асад, Сирия, война, сирийский кризис

Previous post Next post
Up