В процессе хождения по интернетам набрела на еще одно упоминание о варганах, для меня там кой-что новое было, поэтому вот.
http://perunica.ru/2010/02/07/najdeny-poseleniya-tivercev.html "Вещица была найдена на полу большого строения, которое, судя по некоторым признакам, служило для совершения языческого обряда. Это была большая, длиною около шести сантиметров, кованая подковообразная дужка с двумя вытянутыми концами. В центр ее запрессована металлическая пластинка. Один из концов дужки и пластинка оказались обломанными. Что же это такое? Долгие раздумья, поиски аналогичных предметов среди русских и зарубежных древностей ни к чему не привели. Долгое время назначение вещицы оставалось загадочным. А это для любого археолога не очень-то приятная ситуация.
Прошло больше года. Экспедиция вела раскопки уже на другом древнем поселении. Наступил обеденный перерыв. Один из наших рабочих - мальчонка по имени Штефан - сидел на куче земли и, зажав что-то в зубах, размеренно ударяя указательным пальцем возле губ, на чем-то играл. Низкие, приятные, рокочущие звуки знакомой молдавской мелодии привлекли мое внимание. Подойдя, я с изумлением увидел, что мальчик играет совершенно на такой же вещице, которую мы нашли в прошлом году, только, разумеется, у мальчика она была целой.
- Что это у тебя? - с изумлением спросил я.
- Дрымба, - ответил мальчик.- Хотите, подарю?
Через некоторое время я уже мог сравнить вещицу, найденную при раскопках, с дрымбой Штефана. Никаких сомнений быть не могло. Они были одинаковые. Совпадали и размеры и все детали формы.
Если бы не было точно известно, что одна из них сделана в X веке, а другая - в XX, то можно было бы подумать, что их создал один мастер.
Оказалось, что дрымба довольно широко распространена в молдавских селах.
Играют на ней так: концы дужки берут в рот и зажимают зубами; играющий ударяет пальцем по крючку, пластинка вибрирует, давая звук, усиленный дыханием музыканта. Резонатор - рот игрока - не только усиливает звук, но и дает обертоны этого звука. Высота звука зависит от положения инструмента и положения губ, языка, а не от дыхания исполнителя.
Искусные игроки на дрымбе, несмотря на специфичность ее звучания и сравнительно небольшой диапазон инструмента, отлично передают на нем душевные настроения, а также подражают крику птиц, животных, звону колоколов. Иногда еще играющий, если он мастерски владеет инструментом, сопровождает игру подсвистыванием или разговором.
Одним из древнейших музыкальных инструментов служил человеку лук. Тот самый лук, с которым он охотился или сражался. Один конец лука играющий упирал в землю, другой зажимал в зубах: рот служил резонатором, тетива - струной. По своим музыкальным качествам дрымба близка к такому луку. Она, как и лук, еще не «дифференцированный» музыкальный инструмент.
Извлечение звука с помощью ритмических ударов - простейший, а следовательно, и древнейший способ выражения музыкальной мысли - как будто бы и позволяет отнести дрымбу к ударным инструментам, в то же время долгое звучание пластинки дрымбы дает право считать ее самозвучащим инструментом. Можно отнести дрымбу и к язычковым инструментам, так как она звучит благодаря колебанию металлической пластинки, приводящей в движение столб воздуха. Короче говоря, похоже, что дрымба, дав начало и струнным, и духовым, и ударным инструментам, сама осталась на ранней ступени развития.
Оказалось, что инструмент типа дрымбы живет под разными названиями у многих народов. У сербов и хорватов он называется дромбуле, у немцев - губной барабан, или «ворчащее железо», у жителей Зондских островов - джатебу, у чувашей - кабас, у якутов - хомуз, у киргизов - темир-комуз и т. д.
Интересно последнее наименование. Комуз - струнный инструмент киргизов. «Темир-комуз» означает «железный комуз». Этим народ как бы указывает на близость его к струнным инструментам. В то же время «губной барабан» немцев должен быть, казалось бы, родственником ударных инструментов. Но всюду этот инструмент сохраняет свои основные особенности, меняется лишь материал, иногда форма и величина. Так, например, на севере он делается из кости, на юге - из бамбука. Иногда металлический язычок заменяет продернутая через пластинку нитка. Основные же принципы конструкции остаются на протяжении многих веков и у многих народов без изменения.
Но вернемся к инструменту, найденному при раскопках. То, что он был найден именно в языческом культовом сооружении, весьма показательно: языческие культы и обряды, в том числе и обряд поклонения славянскому солнечному богу, сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Описания некоторых из них есть в самых разных письменных источниках. Их изображения сохранились на стенах киевского Софийского собора, на некоторых древнерусских миниатюрах. Однако в натуре до нас не дошел ни один русский музыкальный инструмент домонгольского времени. Дрымба была первым.
Но как же он назывался у древних? Прежде чем мы выяснили это, пришлось изрядно потрудиться. Действовали мы методом исключения. Внешний вид и форма подавляющего большинства старинных инструментов, как и способ игры на них, более или менее известны. Лишь об одном - «аргане» - почти нет сведений. Современный исследователь древних музыкальных инструментов В. Беляев по поводу этого инструмента писал: «Арган был металлическим ударным инструментом, о его внешнем виде мы ничего не знаем».
Естественно, что он привлек наше внимание. Арган несколько раз упоминается в письменных источниках. В описании похода князя Святослава на болгар сообщается, что перед боем в русском войске «удариша в накры и арганы». В другом известном древнерусском памятнике XII-XIII веков, «Молении Даниила-Заточника», сообщается: «Вострубим, братие, яко в златокованые трубы, в разум ума своего и начнем бити в серебряные арганы во известие мудрости своей».
Наконец, выясняется, что один из народных русских музыкальных инструментов, абсолютно похожий на екимауцкую дрымбу, носит название «варгана». «Арган»- «варган»... Так замкнулся круг. Загадочная вещица оказалась одним из древнейших русских музыкальных инструментов - варганом, единственным пока дошедшим до нас от домонгольского времени в натуре.
Пытаясь раскрыть значение слова «варган», «варганчик», что было необходимо для определения екимауцкой дрымбы, мы столкнулись с таким любопытным явлением. В войске Емельяна Пугачева «варганчиком» называлось какое-то огнестрельное орудие. Вот это да! При чем же здесь музыкальный инструмент?
Попытались выяснить, что это за орудие. Оказалось, что изобретательные рабочие уральских заводов, которых много было среди пугачевцев, придумали замечательное орудие: прочный деревянный круг свободно вращался на неподвижном стержне. На круге были укреплены небольшие пушки. Они заряжались и соединялись общим фитилем. При выстреле одной пушки от силы отдачи круг слегка поворачивался. В это время стреляла вторая пушка, третья... Всего их было около десятка. Так еще в XVIII веке повстанцы создали, так сказать, прообраз автоматического орудия. И не только создали, но и эффективно использовали. А так как это орудие во время стрельбы издавало серию коротких ритмических звуков, то, видимо, его и назвали любовно, как музыкальный инструмент, «варганчиком». Присваивают же и сейчас разные ласкательные имена новым машинам!"