Пески Сахары вечны и безмолвны. Их облик не меняется тысячелетиями, и в то же время каждую секунду мириады песчинок движутся под дыханием горячего ветра, и
меняют изгибы барханов. Такова двойственная природа пустыни. Человеческая жизнь имеет иную природу. Человеческое тело проходит единый цикл жизни от
крошечного и беспомощного младенца, до столь же беспомощного старца, за плечами которого остались детство, юность, зрелость и старость.
Но человеческий дух не обязан следовать этому неумолимому циклу жизни и способен переживать взлеты и падения не единожды, а многократно.
Ибн Тумарт родился в небольшом поселении близ Феса. Его детство было безоблачным. Его отец Аль Яхья - богатый торговец, который ходил с караванами от Каира и до
Сарагосы мог дать единственному сыну все, что тот мог пожелать. Таковая была его первая юность. Юность мальчика, который вечерами смотрел на закатные пески, грезя о приключениях, что таил горизонт.
Но спустя несколько лет его семья стала терпеть нужду. Черная смерть, что бушевала в то время на севере Африке меняла привычный уклад жизни. Нарушала торговые маршруты.
И молодой мужчина решил покинуть отчий шатер.
На севере Африки есть три неизменности: шорох морских волн, палящее солнце над песчаными барханами и нескончаемые междоусобные войны между племенами.
Ибн Тумарт отправился в самое сердце пустыни, в Марракеш, чтобы служить воином у местного правителя. На войне всегда высокие ставки. За риск погибнуть война платит славой.
Спустя 5 лет, пустыня знала его как война, чья сабля разила неотвратимо и без промаха. Таковая была его вторая юность, юность война пустыни.
Но Ибн Тумарт был слишком умен и амбициозен, чтобы удовлетвориться бытностью воина.
Сабля сделала ему имя и открыла двери в общество людей, решавших кому жить под этим жарким небом, общество людей власти.
Он открыл в себе талант понимать людей и ситуацию. То, что не раз спасало ему жизнь на поле боя, сейчас помогало ему в нелегком ремесле царедворца.
На поле боя все проще. Есть ты, есть твой враг, и все что нужно - это победить его в схватке. Но теперь он попал на совсем иное поле боя.
Где выигрыш порой не очевиден, последствия решений могут проявится не сразу, где предательство и заговор случаются чаще, чем открытая война.
Каждое слово, каждый жест имеет значение, и не одно, а множество.
В то время, когда Ибн Тумарт оттачивал свое мастерство придворного мужа, на севере Африки не было единства. Династии и государства рождались и умирали так часто, что срок их жизни обычно не превышал жизненного пути человека. Множество их, больших и малых, влиятельных и второстепенных, представляли собой лоскутное одеяло, меняющееся год от года. Тумарт карабкался наверх. Но путь его не был легким. Он принял правила этой жесткой и изощренной игры.
Он менял своих сюзеренов, так, словно это были просто шатры, под сенью которых он мог временно найти отдохновенье жарким днем.
Его чутье зачастую позволяло предвидеть опасность тогда, когда он ней еще никто не помышлял, и уйти из-под удара, вовремя сбежав или предав.
Конечно, репутация не играла ему на руку, но острый ум и богатые знания невидимых нитей личных связей людей, пронизывающих пустыню во всех направлениях, делали его нужным многим.
Это была его третья юность, юность царедворца.
Чутье подводило его редко, но все же такое случалось. И ошибки накапливались со временем. Наступил момент, когда от Каира и до Марракеша не осталось правителей, не имевших счеты к Ибн Тумарту. Конечно, его заслуги помнили, но помнили и его измены. И вот настала пора, когда не осталось того двора, где хотели бы видеть Ибн Тумарта в роли советника.
Ибн Тумарт и в этот раз уловил дуновение ветра перемен и понял, что жизни при дворе пришел конец.
Он отправился в родные края, чтобы дожить свой век. Его тело было уже не таким сильным и выносливым, как во времена юности, но ум оставался все так же остр.
Кроме того, десятки лет интриг при дворе дали ему столь глубокое понимание людей и жизни в самых богатых дворцах, что он посчитал своим долгом поделиться этим знанием.
Он стал писать. В свой труд он вложил всю свою душу и все свое знание жизни. Прошло 2 года, и мир узнал её под названием "Таригх", что означает "История".
Недюжинный ум позволял обобщать тысячи эпизодов, которым он был свидетель. Хорошее знание истории помогали находить поучительные примеры времен праведных халифов.
Его выводы и формулы были точны. Они приоткрывали завесу тайны человеческого общества. Обнажали принципы и механизмы принятия судьбоносных решений.
И в скором времени весть о новом знании понеслась через барханы и стоянки в оазисах. Через людные базары и праздничные дастарханы.
Так началась его четвертая юность - юность мудреца.
Ибн Тумарт ушел из жизни тогда, когда молва о его знании достигла далекого Багдада. Туда, где он никогда не был, но где теперь знали о том, что в далеком Магрибе живет старец, чья мудрость сравнима с числом песчинок в пустыне.
Он уходил к Аллаху с легким сердцем, ведь ему довелось познать многое в этой жизни. Прожить не одну юность, а четыре.
Ведь что такое юность? Юность - это когда ты в начале пути, когда сердце полно предвкушения чего-то нового и неизведанного. Когда смотришь на закат и понимаешь, что там, за песками, за горизонтом тебя ждет новая жизнь.