Гомофобия обходится латвийской экономике в 811 млн евро в год, таков результат исследования «Истинная цена нетерпимости», проведенного в мае этого года ассоциацией ЛГБТ и их сторонников «Mozaīka» совместно с Департаментом иностранных дел Бельгийского региона Фландрии и международной аудиторской компанией «KPMG Baltics».
В исследовании оценивается ситуация в Латвии, действующая в настоящее время нормативно-правовая база в отношении ЛГБТ, а также, по сравнению с международными данными, анализируются и рассчитываются доходы, недополученные из-за самоубийств в ЛГБТК+ сообществе, депрессий, увеличения потребления алкоголя, потери работы и эмиграции.
Основные результаты исследования объясняет Каспарс Залитис, член правления ассоциации ЛГБТ и и их сторонников «Mozaīka».
«Гомофобия стоила Латвии почти 811 миллионов евро в прошлом году, что приближается к двум процентам валового внутреннего продукта - это деньги, которые Латвия потеряла в прошлом году и которые мы могли бы инвестировать в различные другие сферы, например, если мы говорим, что нам [Латвии] в настоящее время не хватает на здравоохранение, то вот очень конкретные цифры; это цифры, которые Латвия потеряла, и, вероятно, могла бы освоить, будь все иначе», - отметил Залитис.
Согласно исследованию, в прошлом году Латвия была 13-й наименее инклюзивной страной, если брать во внимание законы и правила, обеспечивающие безопасность жителей ЛГБТК+.
Среди наиболее инклюзивных стран - Мальта, Дания, Бельгия и другие.
Обобщая данные, полученные в ходе исследования, были разработаны рекомендации для политиков, такие как предоставление права на регистрацию партнерства, информирование компаний о возможностях, создаваемых разнообразием в коллективах, содействие признанию и расследованию преступлений на почве ненависти и др.
«Мы хотели сделать эти расчеты очень конкретными в отношении Латвии, потому что для многих политиков эмоциональные и гуманные аргументы не работают, мы старались быть точны, и эта цифра достаточно высока. Это исследование конкретно о гомофобии, и мы также пытаемся побудить другие организации проводить исследования по различным иным проблемам в Латвии, таким как насилие в семье - сколько стоит латвийскому государству нерешение этих проблем», - объяснил Залитис.
Инфорафика из исследования
Отношение улучшается, но есть недостатки в правовой среде
Отношение к гомосексуализму в Латвии улучшается. Исследование, проведенное исследовательским центром SKDS в июне этого года насчет отношения к Закону о партнерстве и сексуальных меньшинствах, показывает, что 24% принимают гомосексуалистов, 51,6% придерживаются нейтрального отношения, осуждают - 22,5%. Однако недостатки в правовой среде препятствуют развитию инклюзивного общества.
Юридически Латвия не признает однополые браки, в том числе заключенные за рубежом. Статья 110 Конституции предусматривает, что "государство защищает и поддерживает брак - союз между мужчиной и женщиной". В свою очередь, в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса, брак между лицами одного пола запрещен.
Правда, однополые пары могут обратиться в суд, чтобы через суд добиться признания «наличия публично-правовых отношений», а именно признания наличия семейных отношений в значении статьи 110 Конституции в определенной гомосексуальной паре.
Данные о депрессивном состоянии, 87% сообщества его испытывали за последние 2 недели, 13% - нет
Латвия стагнирует в сфере прав ЛГБТ
«Для Латвии каждый уезжающий - проблема», - говорит Каспарс Залитис. Он подчеркивает, что эмиграция людей по гомофобным причинам крайне печальна, но неудивительна.
На то же самое указали интервьюируемые цикла статей «Жизнь без границ», покинувшие Латвию из-за гомофобии.
«Некоторые, конечно, сдаются. Например,
мы говорим о регулировании партнерских отношений в Латвии уже 25 лет, и за 20 лет не было никакого [существенного] прогресса. Латвия стагнирует в сфере прав ЛГБТ, поэтому люди не видят возможностей изменений в будущем.
Пару лет назад мы пытались осознать количество людей, и нам удалось найти более 70 человек, которые ответили, что следят за нами в социальных сетях, и они также говорят, что среди их друзей многие уехали», - рассказал Залитис.
Гомосексуальные люди видят, что в других местах больше возможностей для трудоустройства, безопасности, они могут создавать семьи и просто быть теми, кем они и являются.
Есть ли гомосексуалисты, возвращающиеся в Латвию? Залитис отвечает, что у них есть информация только от тех, кто уехал, кто утверждал, что никогда не вернется в Латвию, потому что Латвия для них ассоциируется с травмирующей страной.
Трое из участников серии записей - Йоланта, Янис и Робертс - указали, что не хотят возвращаться в Латвию.
Foto: Andris Tiļļa, Facebook
«Люди, которые уехали из Латвии и завели семью в другой стране, там признаются семьей. Когда они возвращаются в Латвию, они уже не семья. Ни в одном из наших регистров наша страна не рассматривает их как семью, за исключением случаев, когда они обращаются в суд и суд признают их семьей, но опять же это не гарантирует им никаких прав. А вот парадокс про Латвию. Если взять Валку и Валгу, то когда мы пересекаем границу с Валгой, эта пара - семья, по возвращению в Валку - по закону это два незнакомца, и это, скорее всего, причина, по которой многие не вернутся.
Общество становится лучше, но политики не могут принять какое-либо регулирование, и некоторые из них также открыто гомофобны», - отметил Залитис.
В Эстонии с 2016 года действует закон, позволяющий однополым парам регистрировать партнерские отношения. Парламент Эстонии также поддержал легализацию однополых браков в июне этого года, которая станет возможной с 2024 года.
Уровень враждебности и нетерпимости в Латвии высок
Цикл статей «Жизнь без границ» вызвал большой резонанс в обществе. Гомофобные высказывания, появившиеся параллельно с циклом статей, подтвердили в интервью высказывания Габриэлы, Антона, Роберта, Яниса и Йоланты.
Большинство комментариев активно выступает против сообщества ЛГБТК+ - ругательства, явные призывы убивать, лечить, в том числе насильственно, исключать из общества, пожелания смерти, ограничения прав, дискриминации, против равенства и равноправия.
В комментариях прослеживается открытый язык ненависти.
По словам латвийского омбудсмена по общественным СМИ и профессора Рижского университета им. Страдиня Анды Рожукалне,
в целом уровень враждебности и нетерпимости в Латвии достаточно высок, и он в основном нацелен на различные группы на основе, например, этнической принадлежности, сексуальности или пола.
«С актуализацией любых спорных тем, неприемлемых ценностей или мнений кого-либо, наверняка найдутся люди, полагающие, что лица, принадлежащие к определенной группе или обладающие определенными характеристиками, заслуживают исключения из дискуссии. Есть разные данные, и одни показывают, кто инициирует такие разговоры - это очень активные люди, это люди, которые в меньшинстве, но, несомненно, инициаторы», - сказала Рожукалне.
Враждебное отношение помогает чувствовать себя менее одинокими
Трудно найти одну конкретную причину, по которой человек сеет язык ненависти, это набор разных причин и факторов, объясняет Кристине Дудиня, клинический психолог и психотерапевт когнитивно-поведенческой терапии SIA «Veselības centrs Vivendi».
Отказ актрисы Марии Луизы Мельке от премии "Большой Кристап|' в знак протеста против дискриминационного отношения государства к однополым парам
«Враждебность к тому, кто отличается от меня, от моего ближнего круга, помогает чувствовать принадлежность к определенной группе людей, сплоченность с ними. Это способ почувствовать себя, может быть, менее одиноким, более сильным, более особенным»,- объяснила Дудиня.
«Я думаю, что [язык ненависти] основан на различных негативных эмоциях, которые люди испытывают в своей жизни, и которые, возможно, направлены наружу, на какую-то группу людей в целях самовыражения, потому что явление, к которому люди на самом деле испытывают негативные эмоции, вне их сферы влияния».
Разжигание ненависти - это сложный процесс, и для его уменьшения все - политики, СМИ, интернет-посредники и организации - должны быть вовлечены и нести ответственность, - подчеркивает Кристине Пакаркле, юрисконсульт Отдела гражданских и политических прав Аппарата омбудсмена:
«У нас есть статья 150 Уголовного закона «О развязывании социальной ненависти и раздоров» - да, она включает в себя понятие «значительный вред», который нужно установить, и это долго обсуждавшийся камень преткновения, но сейчас о нем забыли и откладывают снова на некоторое время.
Теперь мы хотим, чтобы разжигание ненависти было не только уголовным преступлением, но и административным».
Правда, как подчеркивает Пакаркле, пока статья затрагивает только этническую и национальную ненависть, и не направлена против гомосексуальности. Но она подчеркивает, что члены сообщества ЛГБТК+, которые пострадали или страдают от разжигания ненависти, должны обращаться за помощью.
Интернет не означает анонимность
Люди из сообщества ЛГБТК+ также обращаются к "Mozaīka" за помощью в борьбе с преступлениями на почве ненависти, включая разжигание ненависти.
По словам Залитиса, люди часто забывают о своей ответственности при написании комментариев, особенно содержащих язык ненависти.
Влияние нетерпимости на экономику, в котором на эмиграцию приходится 278,76 млн. евро
С 2016 года "Mozaīka" активно отслеживает разжигание ненависти в социальных сетях, ориентированное на сообщество ЛГБТК+, и сообщает об этом как в соответствующие социальные сети, так и в Государственную полицию.
«За последние несколько лет у нас было три обвинительных приговора, за последний год было возбуждено восемь уголовных дел, за последний год мы обнаружили более 300 случаев разжигания ненависти в социальных сетях. В этом году эта цифра пропорционально такая же, в настоящее время она близка к двум сотням», - сказал Залитис.
Залитис подчеркивает, что хоть в интернете и нет физического присутствия, это больше не означает анонимность.
Органы безопасности могут идентифицировать почти каждого человека, определить его местоположение, а сайты социальных сетей работают с соответствующими органами или организациями, чтобы помочь искоренить ненавистнические высказывания.
«Я не думаю, что комментирует небольшая группа, которая действительно любит сбрасывать весь свой негатив в раздел комментариев, она представляет наше общество», - сказал Залитис. «Мы очень часто забываем написать что-то позитивное и есть много людей, которые просто больше не заходят в разделы комментариев и не читают желчь, представляющую только часть общества».
Залитис указывает на то, что преступления на почве ненависти не следует замалчивать, ведь любое замолчанное преступление лишь дает повод обидчику продолжать свои действия, поэтому любой, кто страдает или пострадал от языка ненависти, может обратиться к «Mozaīka», которая поможет решить проблему.
Источник:
LSM, который почему-то не перевел этот материал на русский