Прежде, чем у меня появилась семья, родились дети, мало что меня волновало. Мало волновали причины происходящего, какие-то цели, разве что материальные. Жизнь шла своим чередом. А теперь мне это напонимает школу: надо посещать, надо, но зачем?
До определенного момента человек идет по жизни как эдакий школьник. Если верить специалистам, изучающим психологию памяти, то большая часть академических знаний в школе приобретаются не для того, чтобы их знать, а для того, чтобы их сдать. Сдал экзамен, написал контрольную и забыл!
По статистике, спустя неделю, школьник помнит процентов 20-10, если не меньше, выученного материала. Со школьными знаниями все ясно: они забываются, так как ими не пользуются, не применяют их в жизни. Но если копнуть глубже, то и большая часть опыта, полученного до «возраста прозрения», назовем его так, ничему человека не учит. Он этот жизненный опыт успешно забывает или хотел бы забыть. Какой экзамен мы сдаем вместо того, чтобы жить и учиться от жизни?
В психологическом плане жизненный опыт состоит из реакций на ситуации, их переживания. Обработку этих реакций можно разделить на две категории:
- первая - я ищу причины вне себя (люди, обстоятельства, правительство, так получилось),
- вторая - начинаю анализировать себя, причины своих реакций.
Первая ничему не учит. Определенные реакции на заданные раздражители. Вторая - учит работать над собой, менять что-то в себе и в своей жизни. Поскольку мы общаемся и связаны друг с другом, личная внутренняя работа обязательно отражается на отношениях с другими. Кроме того, эта работа необходима хотя бы для того, чтобы понять, насколько мы предсказуемы и зависимы от установок прошлого, на какой основе строим свое будущее.
«Человек не меняется на протяжении жизни, он просто становится все больше похожим на самого себя» - сказал некий Роберт Алан Монро. Так кто же такой я сам? Что остается в «сухом остатке» после самоанализа?
А что до самого себя
То он всегда в обновке
Слои снимайте нежно так,
Не портя упаковки.
По-моему, мы растим в себе то, к чему стремимся, попутно изменяясь. Нет, ну будь моя воля, я бы ничего не делала. Но, если мне удается распознать свои свойства, я внутренне даю добро на изменения, если считаю их нужными. Как ни парадоксально: покой жизни - в изменениях. Если ты внутренне гибок, как водная гладь, то круги разойдутся и будешь снова чист.
Текла река широкая.
И виделись мне в ней,
Круги и гладь зеркальная,
Всплеск света и теней.
Как в жизни - все банальное
Поглотит толща вод
Под силу погасить ей
И чувств водоворот.
И что бы ни случилось
Случится лишь на миг.
Покой твой в изменениях
Коль к гибкости привык.
От чего зависит эта внутренняя гибкость? Ведь с ней связан «возраст прозрения»? Да, и по себе скажу, что в первую очередь - от привязанностей. Когда начинаешь любить и находятся те, ради кого стоит измениться, кто вдохновляет на внутреннюю работу, появляется позитивная мотивация к изменениям. Хотя бы это муж и дети.
Вывод: любовь и эмпатия развивают, как ничто другое! Именно поэтому это главное, что надо пестовать, и благодаря чему развитие и воспитание себя можно не прекращать всю жизнь.
И напоследок еще один мотив к изменениям.
"В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить."
Иосиф Бродский, из речи «Старайтесь уважать жизнь»
С точки зрения психологии чем меньше «решимость что-нибудь изменить», а значит - личная ответственность, тем больше претензий к тому, что находится извне (перенос ответственности), и все возрастающий внутренний протест однажды может «выстрелить». Одиночный «выстрел» - и жертвой пал, например, родственник. А если, при сопутствующих условиях, «выстрел» будет массовым? Впрочем, тут уже не просто психология, а психология масс. А это уже тема другого опуса.