26 ноября на малой сцене ТЕАТРА НАЦИЙ будет показан спектакль, получивший Гран-при XI Фестиваля театров малых городов России - «КОРОЛИ И КАПУСТА» глазовского «Парафраза».
Московские гастроли стали наградой для спектакля от организатора фестиваля - Театра наций во главе с Евгением Мироновым.
У этого спектакля счастливая судьба. Неизменные аншлаги, благодарность зрителей разных возрастов, внимание критики, самая высокая оценка жюри во главе с народной артисткой России Ольги Остроумовой на всероссийском фестивале в Пятигорске…
Премьера спектакля состоялась еще в прошлом сезоне, «Королей и капусту» уже успели посмотреть не только глазовчане, но и жители Ижевска и Сарапула. В «Парафразе», работающем не по репертуарному принципу, а по проектному, или, как его называют в самом театре, «бродвейскому» (спектакль идет каждый день, пока у него есть зрители, а потом снимается с репертуара), «Короли и капуста» претендует на звание долгожителя: он идет уже второй сезон при неизменно полных залах. И снова и снова зрители выходят из театра со слезами на глазах, с растревоженным сердцем.
Спектакль сделан в технике вербатим, то есть дословного воспроизведения высказываний реальных людей. Актеры «Парафраза» в течение нескольких месяцев записывали интервью у жителей Глазова, Пермского края и Кировской области. И оказалось, что разными словами все люди, живущие в разных регионах, говорят об одном. Главному режиссеру «Парафаза» и драматургу Дамиру Салимзянову осталось скомпоновать эти высказывания в цельный сюжет. И получилась история, по глубине смысла и эмоциональному воздействию равная притче, с персонажами, поразительно похожими на десятки знакомых людей, мучающихся от тех же проблем и отчаянно ищущих способ если не избавиться от них совсем, то хотя бы забыть о них на время, сбежав, спрятавшись в собственном выдуманном мире.
В начале спектакля на зрителя калейдоскопом шумных, острых зарисовок выплескивается вал проблем, ежедневно изматывающих наших соотечественников. Начав обсуждать свои беды, герои мгновенно закипают (потому что «накипает» так давно и регулярно, что остыть просто не успевает), раздражаются, срываются на оскорбления. В зале повисает атмосфера нетерпимости, чудовищной эмоциональной усталости. От нескончаемого, все больше нарастающего стресса герои отчаянно кричат, не зная, куда деваться от постоянного напряжения, финансовой неустроенности, взаимного неуважения, недоверия к чиновникам и СМИ, неверия в благополучное будущее, - пока не вспоминают… про огород. Крохотный (в среднем шесть соток) заповедный кусочек мира, в котором каждый сам себе президент и сам себе король, как говорит один из героев. Только там, вдали от начальников, телевизора и даже сотовой связи, они могут расправить плечи, облегченно выдохнуть и позволить себе быть самими собой.
И вот артисты достают ножницы и из пестрых журнальных страниц вырезают себе короны - смешные, ненадежные бумажные круги спасения. И мы попадаем в огородную цивилизацию. Здесь нет социальных масок. Все они - просто люди: сентиментальная, терпеливая, стеснительная и рассеянная Люба (Любовь Бердова), суетливый, ехидный, любящий внимание, и потому немного навязчивый Володя (Владимир Ломаев), неделикатный, обижающий окружающих, чтобы скрыть свою неловкость при общении с людьми Женя (Евгений Иванов), спокойная, предпочитающая праздный отдых на природе копанию грядок Лена (Елена Рыжикова). Они ссорятся и мирятся, сообща встречают каждое происшествие (а здесь, на огороде, приезд телевизионной группы, намеревающейся снять огромную тыкву - уже событие). Они дружно сочувствуют истории Жени и Любы. Женя, вечный мальчика, на трезвую голову не решается сказать Любе, как она ему нравится, и от неловкости и желания привлечь внимание обзывается и разве что за косы не дергает. А выпив, читает ей сонет Шекспира, клянется в симпатии, но быстро теряет чувство меры и обижает уже пьяной навязчивостью. И важной темой спектакля звучит неумение людей быть искренними, говорить о своей любви, беречь тех, кто на самом деле дорог.
Все образы - собирательные, сложенные из черточек и кусочков биографий людей разных возрастов и профессий. Но Дамир Салимзянов так «бесшовно» соединил документальные высказывания, а актеры так полно присвоили себе и обжили получившиеся характеры (они даже отдали персонажам свои собственные имена), что возникла иллюзия автобиографичности и универсальности их рассказов. Они - это мы, такие, какими могли бы быть, если бы каждый день не приходилось обороняться от агрессивной окружающей среды.
В каждом их них обнаруживаются и привлекательные, и не самые симпатичные черты. Но героиня Любови Бердовой, будто оправдываясь, в очередной раз говорит: «Но так-то он человек хороший». И в этом - главный эмоциональный посыл спектакля, та щемящая нота, от которой сжимается и наполняется теплом сердце. Это невероятно важно для всех нас, узнавая себя в немного нелепых, иногда неприглядных героях, услышать, что на самом деле мы - хорошие. И понять, что это так и есть.
К финалу сюжеты, поначалу напоминавшие едва ли не деревенский (в этом случае огородный) анекдот, складываются в глубокую, притчевую по своей сути историю. Лето кончается, а вместе с ним кончается и сезон на садовых участках. Некоторые герои уже никогда не вернутся сюда. Другие будут ждать следующей весны, но на долгие холодные месяцы погрузятся в борьбу с ежедневным прессингом городской жизни. На наших глазах будто рушится утопическая цивилизация и неотвратимо наступает реальность.
Эта история кажется «провинциальной» только на первый взгляд. Тема побега от постоянного, ежедневного стресса, от необходимости жить той жизнью, которая не нравится, которая мучает и раздражает, оказывается общей для всех жителей страны (и, кто знает, может быть, и мира). И москвичи увидят в этом спектакле то же, что видели зрители в Пятигорске, Глазове, Ижевске - исповедь современников, в которой отчаяние скрывается за удивительным терпением, верой в мечту и до сих пор не растраченным умением прощать.
Совершенно замечательная Любовь Бердова за роль в спектакле получила спецприз жюри всероссийского театрального фестиваля в Пятигорске.