Сергей Орлов наконец выставил в Ижевске работы из нового цикла "картины для слепых". Они так и остаются с тобой - на обратной стороне сетчатки глаз и на кончиках пальцев. Пытаясь объяснить, какие они, я рефлекторно начинаю потирать большим пальцем указательный и средний, будто прокатывая между ними чуть шершавые и теплые тактильные воспоминания.
Технику, в которой созданы картины, Орлов разрабатывал последние 15 лет. И только недавно добился того, чтобы необожженная глина, нанесенная на холст, оставалась устойчивой к внешним воздействиям - не осыпалась, не размокала. Это было главным условием жизнеспособности технологии, поскольку эти картины нужно не просто хранить и транспортировать - их нужно, совершенно необходимо трогать. Осязательная информация (содержательная и чувственная) в них так же важна, как визуальная.
Сейчас они на пути в Сургут, где будут выставлены в Центре для слабовидящих и невидящих людей. Потом - по всей России. В Ижевске их показали всем...картины-скрижали с неведомыми письменами и с ликами Спаса и Богоматери в тонировках-подпалинах, фактурные, растрескавшиеся, как земля в пустыне, и при этом тонкие, как пергамент, и почти бархатные на ощупь. Они похожи одновременно на обугленные средневековые иконы и на выделанные крокодиловые кожи. Все эти наплывы и трещинки считываются кончиками пальцев так же, как буквы в азбуке Брайля, как рельефы лиц под пальцами невидящих людей
Сначала, намертво выучившие, что "картины руками не трогать", мы касаемся висков, прядей волос, тела на кресте, глиняных строк едва-едва, самыми кончиками пальцев. И с каждым следующим прикосновением все увереннее понимаем, что не навредим им своими руками - они крепки, как кора векового дерева, - и наконец легко и сильно скользим по ним ладонями, запоминая кожей все бугорки и разломы. "Я помню все твои трещинки", - смеется девушка, прижимая руку к груди Христа там, где солнечное сплетение. "Я есть любовь" написано под картиной.
И, не считая себя слепыми, мы все же становимся немного ближе к прозрению.