Режиссера Кирилла Серебренникова, фигура которого для развития современного российского театра - одна из ключевых, намедни вызвали в "органы" для допроса. Выясняли, есть ли в его спектакле по пьесе Мартина МакДонаха сцены насилия над детьми и сексуальные провокации. Он сам пишет об этом в "Снобе":
http://www.snob.ru/profile/5253/blog/62262 В "Человеке-подушке", как и во всех пьесах МакДонаха, черного юмора и "сцен насилия" много. Прямым текстом говорится, что священники хватают прихожанок-подростков за задницы, что родители мучительно убивают одного сына, чтобы пробудить эмоции и воображение у второго, и далее, и далее. Но бытовуху МакДонах не писал никогда: мрачные описания ирландкой глубинки в его пьесах - только способ поговорить со зрителем о вещах очень важных, всегдашних. О природе творчества, о внутренней свободе при внешних рамках, о надежде, об умении прощать, о подлинной непоказной доброте, которой оказывается порой наделен самый "пропащий" человек. И это действительно блестящая драматургия - мастерски написанная и безусловно гуманистическая при всем обилии черного юмора, наполняющего каждый макдонаховский текст. Собственно, его, еще молодого человека, уже несколько лет как называют живым классиком театра (без всяких оговорок про "современный" театр - просто театра, театра вообще).
И если уж в МакДонахе начинают искать пропаганду насилия (физического и сексуального) над детьми, то плохо придется современному искусству(((
В Ижевске за минувший сезон появилось сразу два спектакля по МакДонаху.
Один - репертуарный в Русском драматическом. Тот самый "Человек-подушка", на который за два с половиной месяца вперед билеты не купить. Спорный по режиссуре, но заставляющий зрителя встряхнуться и подумать. Позволивший актерам Михаилу Солодянкину и Александру Барову выйти на новый уровень актерского мастерства.
И совсем недавно - дипломный спектакль студентов культпросветучилища "Билли с Инишмаана" (по пьесе "Калека с Инишмаана"). Оба - одни из лучших спектаклей последних лет в республике. Было бы прекрасно, если бы "Калека Билли" вошел в репертуар театра и игрался бы на малой сцене как можно чаще - это живой, талантливо сделанный, очень смешной и одновременно трагичный спектакль. В Глазове два сезона назад был свой "Калека с острова" - один из лучших спектаклей, какой только можно вообразить. На тогдашнем республиканском фестивале он заслуженно собрал все призы - режиссерский, несколько актерских и за "лучший спектакль двух последних сезонов". Это был спектакль-событие, "озарение", как назвал его тогда министр культуры. Но он не идет больше - глазовский "Парафраз" работает по проектному принципу, спектаклей-долгожителей там не бывает.
В Сарапуле отличный спектакль по МакДонаху - "Сиротливый запад" - поставили в драмтеатре. Недавно он получили приз за лучший актерский ансамбль на фестивале театров малых городов России в Пятигорске (я видела совершенно феноменальный по актерским работам "Сиротливый запад" в питерском театре им. Комиссаржевской, поэтому сарапульский крышу мне не снес, но это правда очень достойный спектакль, честно-честно).
Кстати, вот только сейчас поняла, что ничего в жж ни про один из этих спектаклей не писала. Напишу обязательно.
Хотя, если теперь правоохранительные органы будут контролировать репертуар, не видать нам ничего, кроме антрепризных комедий про таксистов, запутавшихся в своих любовницах... А то ведь в "Сиротливом западе" фигурки христианских святых в кастрюле плавят, святой отец хлещет виски стаканами, в "Калеке с острова" священник к девушкам пристает, а красотка Чума Хелен бьет яйца о голову младшего брата, в "Человеке-подушке" герой пишет рассказы о девочке, распятой как Иисус и о сказочном Человеке-подушке, который уговаривает детей покончить с собой, пока они маленькие и счастливые, если точно знает, что потом они будут очень, очень несчастны и все равно захотят свести счеты с жизнью...
Сплошные "пропаганда" и "оскорбление чувств", одним словом.
P.S. А давайте на всякий случай Пушкина запретим? А то он всю дорогу каких-то греческих (языческих!) богов поминает, что весьма оскорбительно. И пропаганда насилия, опять же - сплошная. Вот в "Капитанской дочке" офицеров по приказу Пугачева в крепости вешают, а там ведь подростки рядом. Петруше Гриневу 16 лет всего, между прочим, а он на такие ужасы смотрит. А в "Дубровском" юную Машу Троекурову отдают на растление старому князю Верейскому... Нет-нет, нужно запретить. По крайней мере, в театре и на киноэкране. А книжки молодежь и сама читать не станет.
N.B. Оказывается, в прокуратуру вызывали не только Серебренникова, но и детей, играющих в его спектакле, и их родителей. И дети отстаивали спектакль, убеждали следователей, что он должен быть. Глядишь, с такими детьми и прорвемся))