Весь мир - храм, если ты чувствуешь присутствие чего-то наивысшего - везде. И старый лес, где сквозь ветви деревьев сияющими столбами с пыльной дымкой низвергается солнечный свет, вызывает не меньший трепет и религиозный восторг, чем древний "намоленный" собор, на колонны которого ложатся косые трубы света из узких оконцев на барабане. Банальная сентенция, да. Но ведь правда.
Недавно такое вот счастье красоты, гармонии, нежности и покоя я ощутила в дворике у Собора Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте. Пока я шла к собору по Флотской улице, примериваясь - откуда выигрышнее всего снимать фасад в русском стиле, никаких особых впечатлений от этого архитектурного и религиозного объекта я не испытывала. Да, легкий, светлый силуэт пастельно-голубого храма на фоне ясного сентябрьского неба казался почти ажурным - будто тонкое каменное кружево под облако подвесили. Но весь последний год я, кажется, только и делала, что разглядывала потрясающую храмовую архитектуру - в Ярославле, Новгороде Великом, Петербурге и Москве. Не то чтобы глаз замылился, но... было спокойное понимание, что в число любимейших моих церквей Владимирский собор Кронштадта не попадет.
Только зайдя в храмовый дворик со стороны улицы, увидела, что входа-то нет. Оказалось, центральный вход в собор - с противоположной стороны. И вот там...
В этом месте чувствуется столько любви, вложенной неизвестным садовником (я не знаю, кто высадил эти розы и ухаживает за ними - служители храма или кто-то из прихожан) в каждый побег! Любовь изливается ароматом, сияет каплей росы в тугом бутоне, отбрасывает блики на соседние хозяйственные постройки. И тебя накрывает этой любовью - с головой. Среди этих полупрозрачных кустов розовых и пунцовых роз сердце открывается для света и молитвы. Так вот и стоишь тихонько, дышишь ими и с небом разговариваешь)))
И я правда думаю, что такие розы вырастить и вложить в них такой восторг полноты жизни - мастерство не меньшее, чем икону написать.
Верхний храм Кронштадского собора Владимирской иконы Божией Матери был закрыт (кажется, очередная реконструкция: судьба у этого собора трагическая - он горел, его взрывали, сбрасывали купола). Но и в его внутреннем дворике, среди этих роз я будто литургию отстояла.
Теперь уже точно - одно из моих любимейших мест под Питером. Еще вернусь. Непременно.