***
Когда мне было пять лет, я уже знала, что чем больше денежек, тем лучше. И однажды, когда родителей не было дома, решила маме сделать подарок. Залезла в её сумочку, достала четыре денежки - этими денежками оказались десятирублёвые банкноты (чтобы мой дорогой читатель понимал их ценность, булка хлеба стоила 18 копеек) - вот эти денежки старательно ножницами порезала на маленькие квадратики. Потом ссыпала их в целлофановый пакетик, и довольная от проделанной работы положила свой творческий труд обратно в сумочку. Не помню, наказывали меня за это или нет, но хорошо помню, как мама весь вечер старательно собирала четыре пазла из красных квадратиков и склеивала калькой. После чего снесла их в сберкассу, где ей обменяли на новые банкноты. Так я поняла, что денежки ценятся только целыми.
***
В шесть лет я с семьёй летала на Большую Землю - так у нас в таёжном поселке Кавалеровского района называли западную часть нашей необъятной великой страны. Обычно мы летали раз в два года к моим бабушкам: одна жила в Белоруссии, другая на Украине. К слову, авиабилеты относительно зарплат моих родителей стоили дешево: среднемесячная зарплата - 300 рублей, стоимость авиабилета «Владивосток-Москва» - 117 рубля. И самолёты были для меня обычным общественным транспортом, так часто я на них летала.
После возвращения домой я забрала у мамы все авиабилеты и побежала на улицу играть с подружкой Алёнкой в магазин. Крутость зашкаливала. Вместо каких-то разных листьев с деревьев денежками служили настоящие бумажные листы со всякими печатными знаками. Кто не знает, как играть в магазин, рассказываю. Сначала в магазин сдаёшь всё, что у тебя есть: кукольная одёжка, детская посуда, всякие игрушки и что во дворе интересного найдёшь…оставляешь себе только куклу. А потом начинаешь ей всё покупать и обзаводиться домашним хозяйством. Играть можно весь день, в перерывах, когда кукла спит, бегать домой за хлебом с вареньем.
***
Интересно, что вы делали с монетами, которые находили в детстве? Меня, сладкоежку, можете даже не спрашивать. Однажды на дороге нашла 20 копеек. И бегом в магазин за конфетами. В магазине у нас было полное изобилие, а сортов конфет просто не счесть. Больше всего на мою находку можно было купить леденцовых конфет в сахаре без обёрток по рублю за кг. Целых 200 грамм. Меньше всего трюфелей. Всего две штучки выходило. И вот даже не спорьте, принцессы едят только трюфели. Если есть выбор. Без выбора могут есть любые конфеты. Причём все и сразу, что покупает тебе мама или угощают. И вот возвращаюсь домой довольная, держу в руках свои две трюфельки, а навстречу моя соседка Фая, что на год старше меня и училась уже в первом классе. Как же я жаждала поделиться своим счастьем!
- Фая, Фая, смотри, что у меня есть! Я нашла 20 копеек и купила. Держи одну.
Надо было видеть бесцеремонный вид Фаи.
- Я знаю, кто потерял. Дай мне вторую конфету, я занесу обе ему.
Именно так происходит столкновение с суровой реальностью. Конечно же Фая врушка. Я это сразу почувствовала и стоически отстояла свою вторую конфету.
- Нетушки, я ничего тебе не дам.
И скушала её сама.
***
Мне было 14 лет, когда за уборку картофеля я получила 27 рублей. Тогда уже жила в Белоруссии, где школьников в сентябре посылали помогать колхозам. На что принцессы тратят такие огромные деньги? Я вам расскажу.
Оно висело в комиссионке. Нежно сиреневое, воздушное из газа - ткань такая есть. Три юбки одна из-под другой создавали пышность платью, а верх был отделан наподобие пелерины, по краям которой белыми шёлковыми нитками был вышит узор. Когда я его надела, в примерочной на меня смотрела принцесса. И всего за 30 рублей. Как можно было отказаться от такого? Через некоторое время я уже летела домой за недостающей суммой. Надо сказать, мой дорогой читатель, принцессы никогда ничего не просят. Но это был особый случай. Выпросив у папы недостающие три рубля на «очень хорошее платье» я побежала за своей мечтой обратно.
И суровая реальность постигла меня очередной раз. Папа, увидев мою красоту, долго молчал, после вынес приговор: «Да, с этого человека путного не выйдет.»
Платье было одёвано мной в люди только один раз: на школьный новогодний бал.
***
Январь, 1991-й год, Хабаровск. Работала я тогда в одной конторе на Карла Маркса. И на обеде гуляя иногда заходила в антикварный магазин, где не только выставлялся на продажу антиквариат, но и картины местных художников. Тогда в январскую стужу влюбилась в один натюрморт. С первого взгляда. Бывает так в жизни, увидишь и сердце ёкнет: моё! А денег у меня не было, а была я тогда нищая. Гиперинфляция съедала всё. И я просто каждый день заходила и любовалась своей картиной. Никто не должен был её купить, потому что она была моя. Так неделю ходила, пока не наступило 22 января. Вечером вдруг по новостям сообщили, что 50 и 100-рублёвые купюры изымаются из обращения. План созрел моментально. На следующий день я попросила себе аванс на почти всю свою месячную зарплату вперед- 200 рублей. Мне их выдали 25-тками. Дождалась обеда и бегом на рынок. Что там творилось. Все торговцы старались избавиться от 50-ти и 100-рублёвых купюр. И мне без труда удалось обменять свои двести рублей двадцать пятками на четыреста рублей пятьдесятками. Прибегаю обратно в свою контору и меняю у нашего кассира 400 рублей пятьдесятками на 400 двадцать пятками. Потом бегу в свой магазин и картина за 320 рублей моя! Как человеку нужно мало для счастья!
Ну и о самой картине. На ней был изображён антикварный туалетный столик с тройным зеркалом, на котором стояла ваза с сиренью, лежали бусы из белых круглых бусин и помада. Масло, холст. Художнику мастерски удалось передать чувственность и цельность картине, что она затронула мою душу. Куда пропала эта картина в те лихие 90-е, уже и не упомню. Так много мы переезжали тогда с места на место. И да, это была единственная махинация в моей жизни.
***
Несколько эпизодов моей жизни, надеюсь, более чем передали мою философию к деньгам, и лишь самый умный читатель мог за ними увидеть большее: я достигала ровно того, чего хотела. Да, беспечность делала меня счастливой. Но в жизни я оказалась очень даже практичной. И при всей моей практичности, что самое удивительное, также остаюсь беспечной. Никогда не помню, сколько у меня денег. Зафиксирую и тут же забуду. Даже если на карточке совсем немного, не помню и всё. Просто чувствую, сколько могу потратить, чтобы всегда оставалось в запасе. Мне легко жить простым человеком, но также легко было бы жить и с большими деньгами. Просто без разницы. Счастливой можно быть всегда.
Я в шесть лет)))