Отверженные, мы мчались в глубины глубин
По направлению к белым звездам,
Которых все равно никогда бы не достигли.
Мы давно стали мумиями в наших кораблях,
Высохшими, покрытыми коростой грязи.
И в нашем оскале нет и тени воспоминания
О живом дыхании Земли.
Действие пьесы Фридриха Дюрренматта «Физики», опубликованной в 1962 г. и ставшей, по мнению ряда критиков, «самой совершенной из его пьес», разворачивается в частном санатории «Вишнёвый сад», в старом корпусе психиатрической лечебницы, где в качестве обитателей остались три пациента. То ли по стечению обстоятельств, то ли по воле главного врача, то ли по другим, скрытым от зрителя, причинам, все трое - физики.
Двое страдают (вернее, наслаждаются) бредом величия, считая себя Исааком Ньютоном и Альбертом Эйнштейном соответственно, третий, по фамилии Мёбиус, не только бредит, но и галлюцинирует: ему является царь Соломон, рассказывая о тайнах мироздания. И первые двое к началу действия уже задушили своих любимых сиделок подручными средствами. Второе убийство («несчастный случай», настаивают сотрудники больницы) и выступает завязкой.
В пьесе есть детективный элемент, куда же без него, - ведь это одна из визитных карточек Дюрренматта. Но определить жанровую принадлежность пьесы сложно. Автор, называвший себя «самым мрачным комедиографом из всех существующих», сам охарактеризовал свое произведение как «пародию на трагедию». Комедийные элементы действительно присутствуют (в книге больше, чем в постановке). Как часто у Дюрренматта, в пьесе сочетается социальная сатира, выворачивающая общественно-политические пороки наизнанку, и экзистенциальная притча, выворачивающая наизнанку каждую отдельную душу. Когда опускается занавес, зритель остается в состоянии тревоги и озабоченности. Возможно, так должна ощущаться хайдеггеровская Sorge…
Премьера «Физиков» в Малом Театре состоялась в 2020, но свою злободневность постановка приобрела несколько позже... Постановка достойная, с чудесными декорациями, хорошей сценографией, крепким актерским составом (особенно хорош Александр Клюквин в роли пациента «Ньютона»). Поставлена пьеса близко к тексту, с минимальными купюрами. Из минусов - плохая слышимость, особенно когда актеры уходят в глубь сцены или поворачиваются вполоборота к залу (сидели мы в партере, 8-9 ряд, постоянно приходилось прислушиваться). Мне не понравился Никита Панфилов в роли Мёбиуса, но в отличие от драм, исследующих психологические глубины отдельной личности, в гротескной пьесе-притче не самая сильная игра одного из актеров качественно впечатления не портит.
Переходя непосредственно к предмету моего интереса, можно сказать, что Дюрренматт использует по-своему банальную, но мощную по воздействию метафору: современный мир как сумасшедший дом, в котором не так просто разобраться, кто безумен, а кто в здравом уме.
Да и что такое здравый ум? Западный мир в первой половине XX века пережил крах идеалов Просвещения - болезненное разочарование в силе Рассудка. Иллюзия, что Человек Просвещенный станет Человеком Нравственным, что этика расцветёт на почве разума, вдребезги разбилась о химическое оружие, концентрационные лагеря и газовые камеры, об атомную бомбу. Рациональное оказалось аморальным, а наука, «убив Бога», оказалась готова служить любому, в чьих руках деньги и власть.
Недаром из трех сыновей Мёбиуса старший хочет стать священником, средний философом (прочитав работы Шопенгауэра и Ницше), а младший - физиком, что символически отражает путь, пройденный Западной цивилизацией. Путь, пункт назначения которого вызывает всё больше вопросов, сомнений и тревоги.
В письменном варианте пьеса заканчивается «21 пунктом» авторских пояснений. Среди них есть следующие: 12. Драматурги, равно как и логики, не могут избежать парадоксального.
13. Физики, равно как и логики, не могут избежать парадоксального.
20. Тот, кто имеет дело с парадоксом, тот сталкивается с жизнью.
К парадоксу прозрачно отсылает и фамилия центрального персонажа - Мёбиус. Конечно, читая пьесу и смотря спектакль, я не могла не вспомнить логические задачи моего любимого Рэймонда Смаллиана, среди которых нередко попадаются загадки, кто в психиатрической больнице пациент, а кто врач. В пьесе «Физики» перед зрителем тоже на разных уровнях стоит задача определить, кто в здравом уме, а кто безумен (а новые вводные данные раз за разом переворачивают всю картину). Вот только если ты знаешь законы формальной логики, задачи Смаллиана ты решишь, но в пьесе Дюрренматта правильного ответа нет, есть только постановка вопроса, отвечать на который придётся человечеству: 17. То, что касается всех, могут решать только все вместе.
18. Любая попытка отдельного человека решить для себя то, что касается всех, неизбежно кончается неудачей.
Личный рейтинг:
Пьеса - 9/10
Постановка - 7/10
P.S. 21. Драматург может перехитрить зрителя, бросив его в объятия реальности, но он не может заставить зрителя выстоять перед действительностью, а тем более преодолеть ее.