Абстрактная история, справедливый мир и бог из машины

Apr 14, 2019 09:57

Степень популярности "Игры Престолов" я впервые оценил летом 2017 года, когда на автостопном пути с Севера один из подвозивших нас водителей попытался завести разговор про свежевышедший новый сезон. Поддержать беседу я не смог, так как не смотрел ни одной серии. Как оказалось позже, "несмотрельщики Игры Престолов" по агрессивности сравнимы с " ( Read more... )

литература

Leave a comment

revered_ April 14 2019, 07:43:42 UTC
Интересный анализ, и по части персонажей во многом согласен... Что до "справедливого мира" - боюсь что в художественном произведении для массового зрителя иначе быть просто не может %)
Что до развязки... После просмотра 7 сезона у меня таки созрела теория. Теория заговора. Ну на самом деле множество косяков в 7 сезоне скорее связано с упавшим качеством написания сценария, но можно и пофантазировать. Мне думается в этом мире существует ещё одна сила, пока не раскрытая в сюжете, некая тайная организация как раз и имеющая целью вытащить этот мир из бесконечного цикла средневековья. Не берусь судить об их истинных мотивах но постулируется это скорее всего желанием блага для всех, которое может принести прогресс. Из персонажей сериала связан с этой организацией несомненно Варис, и он транслирует периодически её идеи. Ибо, что мы наблюдаем сейчас - ряд вроде бы случайных событий привел к сильному ослаблению, а во многих случаях и просто к исчезновению ряда Домов. Все подготовлено к тому чтобы Дэйнерис пришла и таки объединила Вестерос под единым правителем, от неё, с её непомерными амбициями и эмоциями тоже скорее всего придётся избавиться, а вот её наследника уже можно будет воспитать в правильном ключе :)
Все это конечно имеет формат не более чем умственного упражнения, и лично я сомневаюсь что финальный сценарий именно таков, но повторюсь ряд странностей особенно в седьмом эпизоде позволили мне пофантазировать на эту тему.

Reply

varandej April 14 2019, 07:49:54 UTC
Да, вот сохранится ли уровень сценария - вопрос. Обидно будет, если 8-й сезон отстойный выйдет.
Хотя про 7-й сезон мне так не показалось. О каких именно косяках и странностях речь?

Может быть и так, по крайней мере это звучит логично.
Хотя я всё-таки исхожу из "теории вызова и ответа", а основной вызов в развитии цивилизации - это дефицит ресурсов при росте населения, а преодолеть его можно только увеличением интенсивности хозяйства. В Европе это были сначала прорывы в транспорте и оружии (косой парус и огнестрел), колониальные захваты и на основе накопленных ресурсов промышленная революция.

В цикле Долгих Зим, серьёзно сокращающих население, дефицита ресурсов не наступит и Средневековье не закнчится.

Reply

revered_ April 14 2019, 08:27:02 UTC
Да было бы печально. Тут ещё дело в том что как я понял сериал по событиям обогнал книгу, и пока все было примерно по событиям книги - все было ок, а вот когда начали додумывать дальше... тут начались проблемы.
Теория вызова и ответа, да справедлива, но известны и случаи когда видение одного человека, правителя как правило, позволяло совершить определённый рывок, если у него было достаточно влияния и воли. В данном случае не отдельный человек а организация, они понимают эти процессы, они знают что с условным супергигантом сделать ничего нельзя (кстати судя по кадрам из Библиотеки там достаточно неплохо развита астрономия, и скорее всего о том супергиганте известно).
А касаемо косяков... много чисто сценарных, например ОЧЕНЬ сильно упало время путешествия между неблизкими пунктами. Романтическая линия Сноу-Дэйнерис весьма натянутая, я честно говоря не ощутил никакой химии между персонажами и есть впечатление что эта ветка добавлена весьма поспешно, она возникает "вдруг".
Ну и конкретный момент который натолкнул меня на эту теорию это конечно то самое нападение дотракийцев на обоз. Ну то есть - где-то посреди Вестероса идёт армия, причем армия чуть ли не лучшая на Вестеросе и по выучке и по организации по финансированию. И тут на неё ВНЕЗАПНО нападает толпа дотракийцев. И это при том что в Королевской гавани достаточно давно известно, что Дэйнерис собирается вторгаться на материк, более того как я помню известно даже что её флот уже отправился. И что получается - громадный флот, про который известно и что он есть и откуда он придёт, приходит к берегам совершенно незамеченным, с него высаживается армия, разбивает лагерь и начинает вторжение. Я ни за что не поверю что имея ту информацию, которую они имели в Гавани никто не озаботился организацией хотя бы дозоров на побережье, причем дозоров с какой-то сигнальной системой - это недорого и это логично. Но. Никакого оповещения от этих дозоров не пришло, и единственное логичное что можно предположить - имел место саботаж некой третьей стороны, заинтересованной в успехе Дайнерис. Возможно, конечно, помимо флота были передовые диверсионные группы, но об этом ничего не показывается и не говорится, хотя зная логику сериала - если бы такое имело место быть нам бы это показали. А действия третьей стороны не показывают дабы сохранить интригу. Повторюсь скорее всего это просто дыра в сюжете, но на размышления наталкивает.

Пока все это писал мне пришла ещё более дикая мысль - может быть эта третья сторона это инопланетные прогрессоры в духе Стругацких. тогда все становится вообще интересно. Кстати это может объяснить "телепортации" некоторых персонажей.

Reply

sevastian_mos April 14 2019, 10:02:18 UTC
Там магия не меньше оказала влияния. Рыжая колдунья, старуха, с помощью браслета превращающаяся в жгучую секси - она ведь реальный маг, это круче любых прогрессоров.

На счёт планеты гиганта - дело не в ней, нету никакой планеты. Вы забыли видимо, что зима воцаряется только на Вестеросом - континентом где семь королевств. Над другими континентами ничего подобного с циклами природы нету. Так что астрономии тут ноль, это магия иных, детей леса, которые отомстили за своё поражение.

Reply

(The comment has been removed)

varandej April 14 2019, 10:45:35 UTC
Однако до формирования определённых вызов промышленная революция не наступала и в этих условиях. Одним из вызов, кстати, было сведение лесов и дефицит древесины, заставивший европейцев (в первую очередь англичан) массово добывать каменный уголь.

Reply

(The comment has been removed)

varandej April 14 2019, 11:07:30 UTC
При этом мы видимо умеренную насыщенность региона металлом, среднюю лесистость (то есть свести леса за век-два можно), обилие судоходных рек, в том числе с разветвлёнными системами (Тризубец), а о запасах угля сказать по условиям фильма ничего не можем.

Reply

sdvsamara April 14 2019, 14:09:29 UTC
Ещё один момент, уголь даёт более высокую температуру и без угля очень массовое производство хорошей стали не возможно.

Reply

kneiphof April 14 2019, 11:38:55 UTC
"В цикле Долгих Зим, серьёзно сокращающих население, дефицита ресурсов не наступит и Средневековье не закончится."

Сокращение населения - палка о двух концах. В современной европейской историографии в принципе считается консенсусом, что кризис 14 века (чума и т.д.) позволил совершить качественный рывок следующих веков (ренессанс и т.д.). Население сократилось => изменилась стоимость человеческого труда и "человеческого капитала" в целом => разрушилась система феодализма (крепостного права), крестьяне стали лично свободными => толчок урбанизации и развитию ремесел.

Если кратко, то в результате резкого сокращения населения система "полурабского" труда крепостных крестьян стала слишком неэффективной.

Не то что б с этой интерпретацией все согласны, но, это, в принципе, communis opinio.

Reply

varandej April 14 2019, 11:48:53 UTC
Но ведь для истории человечества в целом это не совсем типичный случай?

Reply

kneiphof April 14 2019, 11:49:38 UTC
Да, скорее исключение. В Европе много уникальных факторов сошлось.

Reply

varandej April 14 2019, 11:52:03 UTC
Меня вот неизменно смешат потуги публицистов разобраться, "в кого это мы, русские, такими уродились?". По мне так прежде чем разбираться, "почему Россия не Америка", надо разобраться, "почему Америка (Европа) не остальной мир".

Reply

kneiphof April 14 2019, 12:24:52 UTC
Если подходить к теме "почему Америка (Европа) не остальной мир" серьезно, то можно выяснить много интересного. Из неплохих книг на ум прежде всего приходят Kenneth Pomeranz. The Great Divergence: China, Europe, and the Making of the Modern World Economy и Niall Ferguson. Civilization: The West and the Rest. В них тоже, конечно, есть что критиковать, но они хотя бы написаны с целью объективно разобраться. Однако чаще обсуждение таких вопросов скатывается в "битву пропагандистов".

Reply

varandej April 14 2019, 11:57:33 UTC
А в Европе, я бы сказал, была всегда уникальная геополитическая ситуация - отсутствие региональной державы. То есть такой страны, которая была бы существенно сильнее всех своих соседей вместе взятых. В Европе была обычно наиболее могущественная страна, но она проигрывала коалиции соседей и сама нуждалась в союзниках. Поэтому в Европе несколько веков продолжалась ещё и жесточайшая конкуренция нескольких близко расположенных центров силы, для которых в условиях 14-16 веков залогом выживания было сохранить потенциал при сокращении населения.

В Вестеросе же такой ситуации нет, по своему политическому устройству он напоминает скорее Киевскую Русь 11 века.

Reply

kneiphof April 14 2019, 12:08:30 UTC
Да, именно это - отсутствие региональной державы и жесткая конкуренция между потенциальными гегемонами - обычно и приводят в качестве одного из главных объяснений европейской экспансии. "Экспансии" в самом прямом смысле слова (Великие географические открытия, колониализм), поскольку внутриевропейские терки переносились на мировой уровень. Характерный пример - уже в начале 17 века Нидерланды, находясь в состоянии войны с Испанией, начали отправлять торгово-колониальные экспедиции в Азию. Конкурировать с Испанией в южных морях оказалось проще (и выгоднее...), чем отвоевать Антверпен, например.

В качестве контрпримера обычно приводят Китай. Хотя Китай временами тоже проявлял интерес к заморской экспансии (экспедиция Чжэн Хэ), в целом для Китая гораздо типичнее "окукливание".

Reply


Leave a comment

Up