Так что исторически у японцев сложилось представление, что любые постройки по сути "времянки", так что особого смысла сохранять их как бы и не было.
Потом - война с ковровыми бомбардировками и японское экономическое чудо. Строительный бум послевоенных лет "доуничтожил" многое из того, что пережило войну и прочие катаклизмы. О "зачистке" вокзалов я уже упоминал.
При этом нельзя сказать, что в Японии не осталось ничего интересного из наследия эпохи модернизации. Какое-то количество (ну хотя бы парочку...) довоенных зданий можно найти практически в любом городе. Ключевое слово - "найти". Нужно именно целенаправленно искать. Зато возникает настоящий азарт, и довоенное здание, мимо которого в Европе прошел бы мимо, воспринимается, как настоящие сокровище :)
Также нельзя сказать, что в Японии ничего не меняется. Еще в 60-х был создан скансен Мэйдзи-мура, эдакий "парк мэйдзийского периода", где собрали десятки зданий эпохи модернизации со всей страны. В принципе, это был первый пример целенаправленного сохранения наследия эпохи модернизации. Кстати, многие из них очень похожи на те, которые у вас в посте на доверенных открытках. А в Саппоро есть скансен "Деревня пионеров", где собраны здания времен освоения "северного фронтира".
Постепенно сохранившимся зданиям эпохи Мэйдзи стали присваивать статус памятника истории. Первый закон об охране памятников истории был принят в Японии еще в конце 19 века, но первоначально он распространялся только на храмы. Связано это с тем, что после реставрации Мэйдзи буддизм фактически лишился статуса государственной религии, и многие храмы оказались в бедственном финансовом положении. А деревянные здания нуждаются в постоянном уходе, что стоит денег. Для их сохранения и был принят первый японский закон об охране памятников архитектуры.
Также в 1975 году в японское законодательство об охране памятников архитектуры была введена категория "группы традиционных зданий". Первоначально она вводилась для охраны комплексной традиционной застройки, но сейчас есть примеры присвоения этого статуса и застройке в "западном" стиле. Например, иностранному поселению в Кобе.
В общем, сейчас различия с Европой не так уж и принципиальны. Ведь и в Европе и архитектуру рубежа 19-20 веков, и "фоновую" историческую застройку начали ценить только в 70-х. А до этого - вполне сносили "за милую душу". Просто в Японии к 70-м сохранилось гораздо меньше примеров такой архитектуры. Например, ни в одном большом японском городе нет "старого города" в европейском понимании. А вот в небольших городках она вполне сохранилась - и сейчас нередко взята под охрану и привлекает туристов. Например небольшой городок Савара, сохранивший фоновую застройку времен сёгуната, сейчас рекламируется, как "маленький Эдо". А что касается архитектуры эпохи модернизации, то ее "меккой" можно назвать Иокогаму, город, бывший японским "окном в мир".
При этом "память места" для японцев важна. В Токио посреди современной застройки нередко можно увидеть таблички, информирующие о том, что "Здесь стоял дом, где в 1700-таком-то году такой-то поэт написал такое-то известное хокку". Или можно увидеть расчищенные фрагменты фундаментов (иногда - буквально квадратный метр и два кирпича) и табличку с информацией о том, что здесь стояло какое-то историческое здание, вроде "первого пожарного депо в европейском стиле" (это просто в качестве примера).
Да, вполне на обще-японском. Или даже повыше. Это я об общественных зданиях, конечно. Если бы Южный Сахалин остался японским, то храмы сохранились бы в целостности, разумеется. Возможно, часть щитовых зданий перевезли бы в скансен "Карафуто-мура", где помимо зданий эпохи японской колонизации можно было бы также увидеть русскую церковь и пару изб!
Потом - война с ковровыми бомбардировками и японское экономическое чудо. Строительный бум послевоенных лет "доуничтожил" многое из того, что пережило войну и прочие катаклизмы. О "зачистке" вокзалов я уже упоминал.
При этом нельзя сказать, что в Японии не осталось ничего интересного из наследия эпохи модернизации. Какое-то количество (ну хотя бы парочку...) довоенных зданий можно найти практически в любом городе. Ключевое слово - "найти". Нужно именно целенаправленно искать. Зато возникает настоящий азарт, и довоенное здание, мимо которого в Европе прошел бы мимо, воспринимается, как настоящие сокровище :)
Также нельзя сказать, что в Японии ничего не меняется. Еще в 60-х был создан скансен Мэйдзи-мура, эдакий "парк мэйдзийского периода", где собрали десятки зданий эпохи модернизации со всей страны. В принципе, это был первый пример целенаправленного сохранения наследия эпохи модернизации. Кстати, многие из них очень похожи на те, которые у вас в посте на доверенных открытках. А в Саппоро есть скансен "Деревня пионеров", где собраны здания времен освоения "северного фронтира".
Постепенно сохранившимся зданиям эпохи Мэйдзи стали присваивать статус памятника истории. Первый закон об охране памятников истории был принят в Японии еще в конце 19 века, но первоначально он распространялся только на храмы. Связано это с тем, что после реставрации Мэйдзи буддизм фактически лишился статуса государственной религии, и многие храмы оказались в бедственном финансовом положении. А деревянные здания нуждаются в постоянном уходе, что стоит денег. Для их сохранения и был принят первый японский закон об охране памятников архитектуры.
Также в 1975 году в японское законодательство об охране памятников архитектуры была введена категория "группы традиционных зданий". Первоначально она вводилась для охраны комплексной традиционной застройки, но сейчас есть примеры присвоения этого статуса и застройке в "западном" стиле. Например, иностранному поселению в Кобе.
В общем, сейчас различия с Европой не так уж и принципиальны. Ведь и в Европе и архитектуру рубежа 19-20 веков, и "фоновую" историческую застройку начали ценить только в 70-х. А до этого - вполне сносили "за милую душу". Просто в Японии к 70-м сохранилось гораздо меньше примеров такой архитектуры. Например, ни в одном большом японском городе нет "старого города" в европейском понимании. А вот в небольших городках она вполне сохранилась - и сейчас нередко взята под охрану и привлекает туристов. Например небольшой городок Савара, сохранивший фоновую застройку времен сёгуната, сейчас рекламируется, как "маленький Эдо". А что касается архитектуры эпохи модернизации, то ее "меккой" можно назвать Иокогаму, город, бывший японским "окном в мир".
При этом "память места" для японцев важна. В Токио посреди современной застройки нередко можно увидеть таблички, информирующие о том, что "Здесь стоял дом, где в 1700-таком-то году такой-то поэт написал такое-то известное хокку". Или можно увидеть расчищенные фрагменты фундаментов (иногда - буквально квадратный метр и два кирпича) и табличку с информацией о том, что здесь стояло какое-то историческое здание, вроде "первого пожарного депо в европейском стиле" (это просто в качестве примера).
Reply
Reply
Reply
Leave a comment