Leave a comment

kneiphof January 22 2019, 19:29:36 UTC
Спасибо, очень интересно!

Музей и в Японии был бы ярчайшим образцом стиля - там сохранилось не так уж много примеров этого стиля. Как и довоенной архитектуры в целом. У японцев вообще очень специфическое отношение к памятникам истории. В городе, сравнимом с Южно-Сахалинском по размерам, вполне может быть всего пара довоенных зданий. Да, речь о больших зданиях, а не о частных жилых домах, и не о храмах.

Например, в Окаяме (700 тыс жителей) я видел буквально одно довоенное здание. Я, конечно, осмотрел не весь город, но по центру гулял, и всю трамвайную систему проехал. Так что хотя бы центральные улицы видел. Кстати, если у улицы в японском городе есть название, то это уже говорит о ее важности. Абсолютное большинство улиц названий не имеют вообще. Адресация в Японии - по районам, кварталам и "микрорайонам". При этом порядок нумерации домов в пределах "микрорайона" как правило никакой системы не имеет. Обычно - в порядке постройки. Иногда на границах "микрорайонов" стоят щиты с планом и номерами жомов, но все равно, ориентироваться в японских городах очень сложно.

Причин к такому странному отношению к памятникам архитектуры несколько.

Религия. В основе синтоизма лежит циклическое восприятие времени. Рождение и смерть, цикл времен года... Постоянное перерождение и изменение всего и вся в синтоизме считается законом природы. Синтоисты никогда не стремились сохранять свои храмы в первозданном виде. Наоборот, исторически была традиция их регулярной перестройки. Например Великое святилище Исэ, главный храм синтоизма, и сейчас ритуально разрушается и строится заново каждые двадцать лет. И так - на протяжении минимум тысячи лет (сколько точно - не знает никто). Это же отношение, в принципе, распространялось и на буддистские храмы. Правда постепенно традиция сошла на нет, и большинство сохранившихся до наших дней храмов приобрели нынешний облик веке в 17.

Природа. Японец всегда жил с мыслью о том, что все его имущество может быть разрушено в один момент. Тайфун, землетрясение, цунами... До 19 века японцы строили исключительно из дерева (единственное исключение - стены замков). Во-первых, деревянные строения в принципе более сейсмоусточивы (конструкция получается "упругой"), во-вторых, как говорил один мой знакомый (нет, не японец), "лучше получить по голове доской, а не кирпичом". Так что строили японцы из дерева, при этом старались строить так, что бы конструкции были как можно более легче. Тем более, что климат позволял. Но: выигрывали в сейсмоусточивости - проигрывали в пожароопасности и долговечности. Катастрофические городские пожары случались и в Европе (большой лондонский пожар 1666 года, например), но в Японии они случались с завидной регулярностью. В Эдо за всю его историю было несколько катастрофических "общегородских" пожаров, не считая "ограничено-катасрофических" пожаров, случавшихся несколько раз в столетие. Склонные к поэзии японцы называли городские пожары "цветами Эдо". При этом нельзя сказать, что японцы ничего не пытались делать. Например, в Эдо были строгие предписания о минимальной ширине улиц и максимальной высоте домов. Уже в эпоху сёгуната в Эдо была профессиональная пожарная охрана. Но я подозреваю, что основным методом тушения пожаров было как можно быстрее сломать дома, находившиеся рядом с очагом пожара с тем, что бы не допустить распространения огня. Эдо времен сёгуната делился на самоуправляемые "микрорайоны", которые можно сравнить со среднеазиатскими махаллями. У каждого "микрорайона" была своя "каланча", на которой постоянно кто-то дежурил.

Но даже если дом не сгорал, за несколько десятилетий он буквально "сгнивал". Тем более в жарком и влажном японском климате. Поэтому традиции "строить на века" у японцев не было в принципе.

Даже в 20 веке стихия могла полностью уничтожать японские города. Великое землетрясение Канто и последовавшие за ним пожары уничтожили большую часть Токио и Иокогамы (а следовательно, и архитектурного наследия эпохи модернизации). В Токио погибли десятки тысяч человек. Сила пожара была такой, что плавились стекло и металл. В музее землетрясения в Токио я видел экспонаты, которые выглядят, как последствия атомной бомбардировки - расплавившиеся бутылки, справившиеся в сюрреалистический комок металла печатные машинки и тому подобные "милые" вещи.

Reply

ext_2380751 January 27 2019, 07:28:04 UTC
//Кстати, если у улицы в японском городе есть название, то это уже говорит о ее важности. Абсолютное большинство улиц названий не имеют вообще. Адресация в Японии - по районам, кварталам и "микрорайонам". При этом порядок нумерации домов в пределах "микрорайона" как правило никакой системы не имеет. //

вот в тбилиси тоже бардак (вроде как был- систему адресации модернизировали в 2014), часть улиц вообще без названия, нумерация непонятна. везя туристов в место временной дислокации (ну если она не в центре), таксист останавливается возле какого людного места "на районе", чтобы спросить у местных дорогу.

в таких странах все почтальоны сугубо местные с района наверное.

Reply


Leave a comment

Up