"стандартом Страны восходящего солнца была избрана "капская колея" (1067м)"
Кстати, я нигде не смог найти обоснования выбора этой колеи. В одной очень хорошей и подробной книге по истории японских железных дорог (Dan Free. Early Japanese Railways) я нашел такую цитату - "Exactly how this decision (выбор ширины колеи) was reached is not known, and remains one of the great, unanswered questions of Japanese railway history". В общем - тайна сия великая есть. Существует, однако, одна интересная версия. Капская колея была была фактически "колониальным стандартом". Британцы использовали ее в Южной Африке (откуда и название) и Новой Зеландии (но не в Индии), голландцы - в Индонезии. Так вот, одним из "приглашенных иностранцев" при правительстве Мэйдзи был английский инженер Эдмунд Морел (Edmund Morel). Фактически он был главным инженером первой японской железной дороги Токио-Иокогама. А до этого, еще в 1860-х, он строил железные дороги в Новой Зеландии, где капская колея была фактическим стандартом. Так что вполне возможно, что это он волюнтаристски и принял столь важное решение. Но это всего лишь гипотеза. После ВМВ японцы даже задумывались о перешивке своей сети на европейскую колею, но этот проект был абсолютно нереальным. А вот Синкансен уже строили с европейской колеей. Японцы действительно "выжали" из узкоколеек все, что было можно (скорости в районе 100 км/ч на узкоколейках - звучит, как фантастика), но дальнейшее повышение скорости на узкой колее было невозможно.
Очень интересно было посмотреть на исторические фотографии японских вокзалов на Сахалине. Дело в том, что в самой Японии железнодорожное архитектурное наследие было зачищено буквально под чистую. Я проехал на поезде (Синкансене) от Токио до Хиросимы через Иокогаму, Нагою, Киото, Окаяму, а также ездил по локальной железной дороге из Нагои в Инуяму. И на всем протяжении я видел лишь один исторический вокзал, главный вокзал Токио! В ходе модернизации железнодорожной сети после ВМВ японцы безжалостно сносили старые вокзалы. И не только на линиях Синкансена. Вокзал Токио сохранился только потому, что земля, на которой он стоит, по какой-то причине частично принадлежала муниципалитету. Просто не смогли договориться.
Не буду исключать, что на каких-нибудь малодеятельных линиях что-то осталось, но явно в "гомеопатических" количествах. Я пересмотрел в интернете много японских железнодорожных фотографий - и не помню, что бы в кадр попадали исторические вокзалы.
Это вполне символизирует японское отношение к наследию времен модернизации Японии в целом. "Второе японское экономическое чудо" (экономический бум после ВМВ) уничтожило большую часть архитектурного наследия "первого японского экономического чуда" (прыжок из средневековья в индустриальную эпоху). Но думаю, что еще будет повод обсудить японское отношение к сохранению наследия.
Справедливости ради должен отметить, что с сохранением техники у японцев все очень хорошо! В одном "Большом Токио" я насчитал штук пять железнодорожных музеев. Я был в двух больших железнодорожных музеях, в Нагое и Киото, оба чудо как хороши! А в скансене Мэйдзи-мура (эдакий "парк мэйдзийского периода", где со всей страны собраны здания эпохи модернизации) есть музейная линия с действующим паровозом 1870-какого-то года, одним из первых паровозов Японии.
"всем железнодорожным линиям японцы давали собственные названия"
В Японии и сейчас так. У любой железнодорожной линии есть имя собственное, и оно известно широкой публике, указывается в расписании и т.д..
"Но до наших дней дошла лишь пара паровозов D51 - японских "рабочих лошадок" середины ХХ века"
Что-то вроде японского Л. Не в смысле технического аналога, а в смысле - "паровоз по умолчанию". Встречаются в качестве паровозов-памятников, в Токио я один такой видел на детской площадке (!).
"Область пытается развивать туризм"
Интересно, а ностальгирующих японцы (по аналогии с ностальгирующими немцами в Калининграде) там встречаются?
Как всегда, отличные дополнения. Про вокзалы - вот уж не подумал бы. Меня тем же самым в своё время удивил Узбекистан...
Японцы на Сахалине бывают, тот же Первухин их регулярно возит. Но я лично не видел, то есть судя по всему их тут гораздо меньше. В Калининграде, кстати, мне кажется, немцев тоже не так уж много бывает. Главные любители ностальгического туризма у нас финны, даже в Печенгу ездят автобусами.
Он где-то до 2003 продержался. В 2003-м, кстати, возле памятника Канту видел группу немецких студентов. Но теперь организованные группы немецких пенсионеров уже не встретишь.
"стандартом Страны восходящего солнца была избрана "капская колея" (1067м)"
Кстати, я нигде не смог найти обоснования выбора этой колеи. В одной очень хорошей и подробной книге по истории японских железных дорог (Dan Free. Early Japanese Railways) я нашел такую цитату - "Exactly how this decision (выбор ширины колеи) was reached is not known, and remains one of the great, unanswered questions of Japanese railway history". В общем - тайна сия великая есть. Существует, однако, одна интересная версия. Капская колея была была фактически "колониальным стандартом". Британцы использовали ее в Южной Африке (откуда и название) и Новой Зеландии (но не в Индии), голландцы - в Индонезии. Так вот, одним из "приглашенных иностранцев" при правительстве Мэйдзи был английский инженер Эдмунд Морел (Edmund Morel). Фактически он был главным инженером первой японской железной дороги Токио-Иокогама. А до этого, еще в 1860-х, он строил железные дороги в Новой Зеландии, где капская колея была фактическим стандартом. Так что вполне возможно, что это он волюнтаристски и принял столь важное решение. Но это всего лишь гипотеза. После ВМВ японцы даже задумывались о перешивке своей сети на европейскую колею, но этот проект был абсолютно нереальным. А вот Синкансен уже строили с европейской колеей. Японцы действительно "выжали" из узкоколеек все, что было можно (скорости в районе 100 км/ч на узкоколейках - звучит, как фантастика), но дальнейшее повышение скорости на узкой колее было невозможно.
Очень интересно было посмотреть на исторические фотографии японских вокзалов на Сахалине. Дело в том, что в самой Японии железнодорожное архитектурное наследие было зачищено буквально под чистую. Я проехал на поезде (Синкансене) от Токио до Хиросимы через Иокогаму, Нагою, Киото, Окаяму, а также ездил по локальной железной дороге из Нагои в Инуяму. И на всем протяжении я видел лишь один исторический вокзал, главный вокзал Токио! В ходе модернизации железнодорожной сети после ВМВ японцы безжалостно сносили старые вокзалы. И не только на линиях Синкансена. Вокзал Токио сохранился только потому, что земля, на которой он стоит, по какой-то причине частично принадлежала муниципалитету. Просто не смогли договориться.
Не буду исключать, что на каких-нибудь малодеятельных линиях что-то осталось, но явно в "гомеопатических" количествах. Я пересмотрел в интернете много японских железнодорожных фотографий - и не помню, что бы в кадр попадали исторические вокзалы.
Это вполне символизирует японское отношение к наследию времен модернизации Японии в целом. "Второе японское экономическое чудо" (экономический бум после ВМВ) уничтожило большую часть архитектурного наследия "первого японского экономического чуда" (прыжок из средневековья в индустриальную эпоху). Но думаю, что еще будет повод обсудить японское отношение к сохранению наследия.
Справедливости ради должен отметить, что с сохранением техники у японцев все очень хорошо! В одном "Большом Токио" я насчитал штук пять железнодорожных музеев. Я был в двух больших железнодорожных музеях, в Нагое и Киото, оба чудо как хороши! А в скансене Мэйдзи-мура (эдакий "парк мэйдзийского периода", где со всей страны собраны здания эпохи модернизации) есть музейная линия с действующим паровозом 1870-какого-то года, одним из первых паровозов Японии.
"всем железнодорожным линиям японцы давали собственные названия"
В Японии и сейчас так. У любой железнодорожной линии есть имя собственное, и оно известно широкой публике, указывается в расписании и т.д..
"Но до наших дней дошла лишь пара паровозов D51 - японских "рабочих лошадок" середины ХХ века"
Что-то вроде японского Л. Не в смысле технического аналога, а в смысле - "паровоз по умолчанию". Встречаются в качестве паровозов-памятников, в Токио я один такой видел на детской площадке (!).
"Область пытается развивать туризм"
Интересно, а ностальгирующих японцы (по аналогии с ностальгирующими немцами в Калининграде) там встречаются?
Reply
Японцы на Сахалине бывают, тот же Первухин их регулярно возит. Но я лично не видел, то есть судя по всему их тут гораздо меньше. В Калининграде, кстати, мне кажется, немцев тоже не так уж много бывает. Главные любители ностальгического туризма у нас финны, даже в Печенгу ездят автобусами.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment