Leave a comment

kneiphof January 16 2019, 22:20:52 UTC
Спасибо, пост просто великолепный!!! Даже не знаю, какими словами выразить свой восторг! Пожалуй, этот пост уже сейчас стал для меня кандидатом на статус "пост года" :)

На самом деле я не так уж много знаю о истории Карафуто и Тоёхары, поскольку в "мэйнстримной" истории Японии Северный Сахалин - это так, "примечание внизу страницы". Информацию приходилось искать буквально по крупицам. Кое-что я уже знал, но такого систематического и полного рассказа, как вас, еще не встречал. Очень много нового у вас узнал. Браво!!!

Ну, попробую дополнить по мелочам.

"В 1855-75 годах эту неопределённость даже закрепили режимом совладения, но в итоге в Петербурге поняли, что время работает на японцев, и сдав им Курилы пока не стало поздно, в обмен Россия получила Сахалин в единоличное пользование. "

Небольшое дополнение. Еще 1869 году, после битвы при Горёкаку (последней битвы гражданской войны Босин), в Японии была учреждена должность "Комиссара по развитию Хоккайдо и Сахалина", эдакого "Особого министра по делам Северных территорий". Так что уже тогда японцы задумывались о серьезной и систематической колонизации Сахалина, но в итоге "планы пришлось отложить, но не отменить". Горёкаку - крепость в Хакодатэ. Этот город на юге Хоккайдо, основанный еще в 15 веке, исторически играл роль японской заставы и фактории на границе "варварских" айнских земель. На протяжении долгого времени он фактически был северной точкой японской экспансии. Даже как-то символично, что именно здесь произошла последняя битва войны Босин, в результате которой и возникла современная Япония.



Ничего не могу с собой поделать - столб с русско-японской сухопутной (!) границы я прежде всего воспринимаю, как "неуместный артефакт" из какой-то альтернативной (или параллельной) исторической реальности :)

"У пилотов "Зеро" и моряков крейсера "Ямато""

Не сочтите за буквоедство, но "Ямато" - линкор.

"Вряд ли в Калининграде есть хоть один потомок прусских немцев"

Все-таки какое-то - очень небольшое - количество немцев в Калининграде осталось. Первоначально они выдавали себя за представителей каких-нибудь "редких" национальностей, заявляли о потере документов, и в итоге каким-то невероятным образом умудрились получить советские документы и остаться. Может, и подкупали чиновников из паспортных столов, не знаю. Свое происхождение они скрывали. Они "вышли из шкафа" только после 1991 года. Сотня-две человек на всю область. Так что какое-то небольшое количество прямых потомков немцев в Калининградской области есть.

"Японцы любили деревянное зодчество ещё больше нас"

Это точно! До "открытия" западу в середине 19 века японцы не строили из камня от слова "вообще". Не только обычные дома, но и дворцы и храмы всегда были только деревянными. Единственное исключение - фортификация. Стены японских замков строились из камня. Но все, что выше стен, строилось фактически по технологии фахверка. Даже главная башня замка Тэнсю (буквально - "защитник неба", аналог европейского донжона) была фахверком!

Японский город начала 20 века выглядел примерно так: море халуп "из бумаги и палок" в один-три этажа (процентов 90 застройки) и "островки" монументальных каменных зданий в европейском стиле.

"Искать их стоит в первую очередь в Южно-Сахалинске. В постах об этом городе я покажу всё, что нашёл"

Очень интересно! Что-то мне подсказывает, что сохранность довоенного наследия (не считая храмов) в Южно-Сахалинске чуть ли не выше, чем в среднестатическом японском городе. Отношение японцев к своему наследию - весьма нетривиальная тема. Но, думаю, об этом будет уместнее написать в комментарии к посту о Южно-Сахалинске.

"Построенный в стиле "тэйкан" - японском имперском историзме"

Да, характер стиля верно подмечен. Используя аналог, этот стиль можно было бы сравнить с гибридом сталиниса и неорусского стиля. Стиль "национальный по форме, тоталитарный по содержанию". Тем более, что апогея он достиг в тридцатых, когда Япония окончательно скатилась в тоталитарный милитаризм.

Reply

ext_1665371 January 17 2019, 14:53:15 UTC
А в Неманском, Славском и Нестеровском осталось и коренное население - прусские литовцы.

Reply

kneiphof January 17 2019, 20:23:18 UTC
Точно? Нет, без "подколок", это действительно очень интересно!

Reply

ext_3097361 January 18 2019, 07:40:35 UTC
Так Прусские литовцы - это иммигранты как и немцы, не больше коренные там. Прусские литовцы - это не пруссы, язык которых окончательно изчез, кончили пользовать в 18-ого веке. Прусские литовцы (lietuvininkai) имели больше шансов там остаться при СССР чем немцы, но также как и немцы, мало кто хотел там, хоть и на родине, жить в СССР.

Reply

ext_1665371 January 18 2019, 13:50:41 UTC
Во всяком случае, ряд жителей Добровольска, поселков Неманского и Славского районов так утверждают. Я встречал еще на Куршской косе одного литовца родом из Ниды (но жил он в Калининграде), который утверждал, что является потомком куршей, и что Нида не "литовский город, а куршский". Но вот метрик и родословных у них я не спрашивал. Да и немецкие переписи не все сохранились...

Reply

kneiphof January 18 2019, 14:03:52 UTC
Думаю, такое в принципе вполне возможно. Раз уж некоторым этническим немцам правдами-неправдами удавалось остаться в Калининградской области, то прусским литовцам это явно было проще. Зная реалии Литвы и язык можно было сослаться на потерю документов.

Я, правда, думал, что к началу 20 века большинство прусских лииовцев уже ассимилировалось - вплоть до утраты языка.

Reply

ext_3097361 January 19 2019, 10:43:29 UTC
Все, кто жили на этой земле, когда она называлась Пруссией, а не Калининградской областью России, имеют право и обычно называют себя пруссами или по-литовски не пруссами, а пруссаками. Но очень редко кто действительно отследил свои корни к изначальным пруссам, потомкам племён балтов, говоривших на прусском языке, окончательно изчезнувшем, погасшем, в 18-ом веке. Хотя начни с этими немцами Пруссии или с литовцами Пруссии спорить, что они не пруссы, так врядли тебя поймут, так как немцы об исчезнувших пруссах могут и вовсе быть не слышавшие.
А литовцы Пруссии были лютеранами как и немцы и они онемечивались постепенно, если уезжали жить в города, среди немцев, или вовсе в Берлин, где одни немцы вокруг. К началу 20 века и до Второй мировой войны ещё было много таких, кто говорил по-литовски, хотя умели и по-немецки, а в конце и после войны уже почти все уехали в Германию, потому онемечились окончательно. О литовскости предков свидетельствуют фамилии с литовскими корнями.

Да, литовцы были мало видевшими моря. Те курши Куршской косы и городка Швянтойи, они тоже не люди, говорившие на изначальном балтском куршском языке, который не сохранился, а позже на косе жившие люди, kursenieki (kuršininkai), говорящие на специфическом местном латышском языке. Они тоже в Литве вымирают, мало осталось их, если осталось вообще.

Reply

ext_1665371 January 18 2019, 13:55:45 UTC
Еще в конце 90-х в "Калининградской правде" была статья про немца, который в 1946 году женился на русской девушке из переселенцев, получил советское гражданство, и избежав депортации, сделал себе неплохую по колхозным меркам карьеру. А в 90-е перебрался в Германию. Может, эта публикация и Вам попадалась. Это было напечатано то ли в 1998, то ли в 1999 году, в пятничном выпуске. Тогда много таких сюжетов публиковали...

Reply

kneiphof January 18 2019, 14:08:52 UTC
Этот конкретный сюжет не помню, но таких историй немало всплывало.

Когда я учился в бельгийской средней школе двадцать лет назад, учитель истории дал мне большую статью про Калининград из бельгийской газеты De Standaard, где в том числе было написано и о нескольких "тайных немцах", оставшихся в области после депортации. Один из них после 1991 репатриировался в Германию, но не прижился и вскоре вернулся.

У меня эта статья до сих пор хранится.

Reply

dima1989 October 9 2019, 22:40:00 UTC
Дедушка-немец моей недолгой однокурсницы по Истфаку МГУ после 1946-го остался в Калининграде. Но там оказалось хитрее: до десяти лет он жил в Эстонии, откуда уехал по программе репатриации, и в советском паспорте получил национальность "эстонец".

Reply


Leave a comment

Up