Пензе явно повезло с культурной средой в позднесоветские годы, и вот почему: вторым секретарём обкома был Георг Мясников, покровительствовавший культуре и приглашавший в Пензу подающих надежды архитекторов и открывавший музеи с памятниками.
У отца Мейерхольда фамилия была Маергольд, но в Пензе она почему-то изменилась.
А синагога была открыта во время войны, так как в Пензу эвакуировали раввинов из Киева и Одессы, и им надо было где-нибудь совершать религиозные обряды да молиться о победе над Гитлером. В советское время в Пензу ездили верующие евреи из тех городов, где синагоги не работали - типа Горького или Воронежа.
А Антоновщина западную часть Пензенской области таки задела.
А под каким соусом, интересно, его эвакуировали, духовенство, в смысле? Как рабортников партаппарата? Стратегических предприятий?
Насколько я в курсе, хотя Таллинн удерживали до конца августа и в городе успеои провести и эвакуацию, и мобилизацию, духовенство никто не эвакуировал. Раввину предлагали уехать родственники, он отказался, сославшись, что если в городе остается десять евреев, то глава общины обязан оставаться с ними.
Вот что удалось нарыть по истории пензенской синагоги в советское время: *В дек. 1930 правление ОЗЕТ обратилось с ходатайством «об отчуждении синагоги и превращении ее в культурный очаг для ведения обществ.-политич. работы». В 1931 здание синагоги и предметы культа были реквизированы. Миньян собирался в частном доме. *В 1941-42 в П. из зап. р-нов СССР было эвакуировано ок. 6 тыс. евреев. *9 авг. 1945 еврейская религ. община в П. была вновь зарегистрирована. Пред. стал Александр (Ицхок) Афанасьевич Ельяшевич (1880-1951). Общине были возвращены Тора и неск. предметов культа, предоставлено в аренду здание сторожки при синагоге (ул. Горького, д. 50). Раввином был Иосиф Лейзерович Гисин (1870-?). В обычные дни синагогу посещало 100 чел., в праздничные - до 300 чел. В 1956 сторожку передали в «бесплатное и бессрочное пользование».
У отца Мейерхольда фамилия была Маергольд, но в Пензе она почему-то изменилась.
А синагога была открыта во время войны, так как в Пензу эвакуировали раввинов из Киева и Одессы, и им надо было где-нибудь совершать религиозные обряды да молиться о победе над Гитлером. В советское время в Пензу ездили верующие евреи из тех городов, где синагоги не работали - типа Горького или Воронежа.
А Антоновщина западную часть Пензенской области таки задела.
Reply
Как я понял, это здание синагоге вернули в 1990-х, а при Советах она действовала в сторожке рядом с ним.
Reply
Reply
С другой стороны, православное и обновленческое духовенство тоже эвакуировали на Восток.
Reply
Насколько я в курсе, хотя Таллинн удерживали до конца августа и в городе успеои провести и эвакуацию, и мобилизацию, духовенство никто не эвакуировал. Раввину предлагали уехать родственники, он отказался, сославшись, что если в городе остается десять евреев, то глава общины обязан оставаться с ними.
Reply
*В дек. 1930 правление ОЗЕТ обратилось с ходатайством «об отчуждении синагоги и превращении ее в культурный очаг для ведения обществ.-политич. работы». В 1931 здание синагоги и предметы культа были реквизированы. Миньян собирался в частном доме.
*В 1941-42 в П. из зап. р-нов СССР было эвакуировано ок. 6 тыс. евреев.
*9 авг. 1945 еврейская религ. община в П. была вновь зарегистрирована. Пред. стал Александр (Ицхок) Афанасьевич Ельяшевич (1880-1951). Общине были возвращены Тора и неск. предметов культа, предоставлено в аренду здание сторожки при синагоге (ул. Горького, д. 50). Раввином был Иосиф Лейзерович Гисин (1870-?). В обычные дни синагогу посещало 100 чел., в праздничные - до 300 чел. В 1956 сторожку передали в «бесплатное и бессрочное пользование».
Reply
Leave a comment