Козьмодемьянск. Август 2007. Часть 1: Этнографический музей

Oct 08, 2008 09:45




Серию фотоотчетов из республики Марий Эл, кульминацией которой станет репортаж о молебне в Священной роще, я начну издалека. А именно - с города Козьмодемьянск, столицы так называемого Горномарийского района, где я был летом 2007 года. Козьмодемьянск - безусловно, один из лучших малых городов Поволжья, и материала о нем у меня набралось на 2 поста: о собственно городе, и о марийском этнографическом музее под октрытым небом.

Заранее извиняюсь: качество фотографий довольно посредственное, так как в те времена я располагал 4-х мегапиксельной цифромыльницей. Но все же других фотографий Козьмодемьянска у меня нет, а без него представление о Марий Эл будет неполным.

На самом деле марийцы (как и мордва) - это не один, а два народа: луговые марийцы и горные марийцы. Горные - то есть живущие на правом, высоком берегу Волги, луговые - то есть на низком. Есть еще восточные марийцы, живущие на Урале - это кто-то вроде наших староверов. У двух марийских этносов различаются языки, но куда больше различаются их исторические судьбы. Горные марийцы всегда тяготели к Москве, дружили с русским царем, помогали Ивану Грозному брать Казань. Луговые марийцы всегда, напротив, тяготели к татарам и помогали в свое время казанскому хану отстоять город. Отношения горных марийцев с русским складывались мирно, православие здесь не насаждалось огнем и мечом (как среди луговых марийцев, которых называли также черемисы), и уже к 18 веку горные марийцы поголовно отказались от язычества. Они подверглись ассимиляции (пускай и мирной) куда сильнее, и ныне их ареал сузился до одного района. Пускай и самого густонаселенного в Марий Эл.

Горномарийский район имеет форму треугольника, ограниченного Волгой, и Козьмодемьянск стоит у его "вершины". Древняя столица горных марийцев Цепель располагалась в левом углу этого треугольника - там, где сейчас ПГТ Васильсурск (в нем уцелело две Священные рощи - Цепельская и Арпынгёльская). До Йошкар-Олы из Козьмодемьянска ехать 5 часов с паромом через Волгу, а до Чебоксар - всего 2 часа. Через Чебоксары в Козьмодемьянск и добираются, рейсы в среднем каждые полтора часа.

Этнографический музей в Козьмодемьянске был создан в начале 1980-х, при строительстве Чебоксарской ГЭС. Все его экспонаты - постройки, вывезенные из зоны затопления, а так как жили здесь преимущественно марийцы, музей обрел явную этнографическую окраску. Ныне - один из двух в Европейской России АЭМ, целиком посвященных этнографии "нерусских" народов (второй - Лудорвай в Удмуртии). Как к музею добраться, сейчас, увы, не вспомню, поэтому советовать не буду - но в целом он недалеко от центра.

Первый же экспонат - усадьба богатого крестьянина.



Кажется - усадьба и усадьба, различия заметны лишь специалисту. Хотя и немного другая резьба:





Однако зайдя во двор усадьбы, внезапно видишь ТАКОЕ:



Или торчащие из стены ветки - и понимаешь: это действительно усадьба марийца.



Все постройки усадьбы открыты для посещения, и в них показаны интерьеры - хотя интерьеры, в целом, от русских отличаются не так уже и сильно.

Чуть поодаль - еще более редкий и уникальный объект: курная изба 18 века.



В таких избушках, топившихся по-черному, марийцы жили века до 18-го - позднее стали строить избы на русский манер. Эта избушка уцелела чудом. Удивительно в этом экспонате и то, что сами русские жили в таких избах во времена Древней Руси, 500-1000 лет назад.



Визитная карточка Козьмодемьянского музея - мельница. По идее, она должна быть действующей, крутиться от ветра, но... Незадолго до моего посещения ураган обломал мельнице два крыла из четырех, и когда я был в музее, их еще не восстановили.



Однако в мельницу можно залезть и осмотреть ее механзимы. У подножья мельницы - жернова.



В музее много построек, назначение которых типично для АЭМ: кузницы, бани, овины, риги... Но здесь все чуть-чуть другое. И это "чуть-чуть" поражает сильнее всего (то же самое я говорил про Лудорвай).









Чем еще музей в Козьмодемьянске запоминается особенно сильно - это всякими "малыми формами": из обреченных деревень вывозилось буквально все, представляющее интерес.

Колодец-журавль:



Качели:



Изгородь:



Загадочный шалаш с не менее загадочными валунами:



И даже посадки хмеля на специальных арках - правда, это скорее чувашское, чем марийское.



В некоторых постройках оборудованы экспозиции:

Народный костюм



Обувь (очень странная):



Утварь:



Корзины - плетение корзин было национальным промыслом горных марийцев:



А вот чего в этом музее не было - это экспонатов, связанных с марийской верой предков. Когда я спросил у сотрудниц, есть ли в музее что-то, связанное с язычеством, они ответили даже с некокторой обидой:
-Вот язычества у нас нет. Мы крещеные с 18 века. Это луговые марийцы - у тех есть, да, а у нас ничего подобного нету! - и махнула рукой в сторону Волги.
Для меня это было весьма удивительным: горные марийцы смотрят на луговых будто несколько свысока: "мы люди цивилизованные!". Примерно так же отзываются о России украинцы и белорусы.

Марий Эл, скансен, дорожное, Козьмодемьянск, Поволжье, "Воля вольная", этнография, деревянное, марийцы

Previous post Next post
Up