Самара. Часть 3: изнанка Старого города

May 10, 2018 23:46



Самара иногда кажется мне этакой Пресноводной Одессой, и хотя в точности этого образа не уверен даже я сам, "жемчужину у моря" с "самым волжским городом" роднят как минимум колоритные дворы. В прошлой части я рассказывал о сверх-парадной стороне Самары - Запасной столице двух войн, теперь же заглянем на городскую изнанку. И всё это - лишь Старая Самара, колориту которой была посвящена первая часть.

Колоритная изнанка - это признак действительно высокой сохранности старого города: когда есть не просто фасады старых домов, а глядят они со всех кварталов на четыре стороны. Но удивительно, насколько облик этой изнанки в разных городах отличается. В Одессе, Николаеве, Херсоне, Кишинёве дворы обширны и перенаселены, и каждый из них - замкнутый самодостаточный мирок. Петербург впечатляет холодом своих колодцев, где есть лишь небо, каменные стены да свет в окнах без штор. В Ростове-на-Дону те же колодцы цветут вьюнами по лоджиям и развешанным бельём. В Риге дворы сродни петербуржским, а в Вильнюсе от них всегда веет Средневековьем. Дворам Львова, Черновиц, Харькова или Таллина мне сложно подобрать определение, но впечатляют они и там. Дворы Астрахани разнообразны, чем-то похожим на всё перечисленное сразу, но более всего поражают своим неимоверным трэшем и полной неожиданностью того, чья речь зазвучит за углом. И вот где-то в этой компании - Самара:

2.


В её дворах много дерева:

3.


Ведут туда обычно узкие проулки, но хватает и подворотен:

4.


5. 2008


6.


А то и проходных подъездов:

7.


По крайней мере по весне, когда холодно и недотаял снег, я не сказал бы, что во дворах Самары много жизни:

8.


Скорее они радуют глаз именно причудливыми сочетаниями построек, каменных и деревянных вперемешку:

9.


Деревянные дома, прильнувшие к могучему брандмауэру:

10.


Памятник архитектуры в глубине двора:

11.


Целый переулок деревянных домов по обе стороны улицы, только здесь они вот-вот догниют и рассыплются, а там - вполне приличны:

12.


В этот двор определённо не стоит заходить пьяным:

13.


В самарских дворах вообще много деталей и сюрпризов. Вот преспокойно стоит бочонок, как из кино по книгам русской классики, да и лавочки напоминают, что летом тут гораздо веселее:

14.


Шильдик страхового общества:

14а.


И целые рощи антенн:

15.


Кто-то считает Самару столицей кошек, но по мне так их тут не больше, чем в любом городе с живой "изнанкой":

16.


Лебеди из покрышек, грубо сколоченные буратины и композиции из старых кукол сюда как-то не особо дошли, да и столицей стрит-арта Самару не назвать. Но всё-таки люди пытаются украшать свои дворы в меру способности:

17.


Здесь поступили оригинальнее, и распечатав бумажки с фотографиями старинных фасадов, наклеили их на кирпичи:

18.


Михаил drunkdick что-то рассказывал мне о знакомых, которые хотели то же самое воплотить в плитке, и может быть на кадре выше что-то вроде испытания идеи? Здесь же плитки в окнах просто отмечает магазин:

19.


Стихотворение, за которым чья-то трагедия:

19а.


Гуляя по Самаре, я заглядывал в десятки дворов, и где-то уходил разочарованным, а где-то - впечатлённым. Материалов типа "10 лучших дворов Петербурга" написано уже немало, а я попробую рассказать об отдельных, самых живописных на мой взгляд, дворах Самары. Только адреса их я не записывал...

20.


На углу Молодогвардейской и Некрасовской, примерно за бывшим посольством США скрывается Высокий двор, который легче было бы представить где-нибудь во Львове:

21.


Особенно вот этот вот балкон:

22.


На улице Куйбышева, в таком центре, что центральнее никуда, мы с Валерием
v_doljenko увидели красивую решётку в арке:

23а.


А за ней - настоящий тоннель:

23.


Который вёл во двор почти петербургского вида:

24.


Другой тоннель, но не за аркой, а за стеклянной дверью, ведёт в отель "Граф Орлов":

25.


Потому что сам он стоит в глубине двора, причём двора не улицы Куйбышева, а параллельной улицы Степана Разина:

26.


В соседнем дворике стена украшена мозаикой:

27.


Из архитектурных памятников, упрятанных во дворы, выделяется конечно же Фахверковый дом на улице Фрунзе, 75:

28.


А по пути к ним ещё один с очень странной геометрией стены:

29.


Точных данных о его происхождении вроде бы нет, слышал версию, что построил его на задворках своей конторы адвокат Гиршфельд - не поволжский немец, а настоящий, с Германии! И на новом месте решил показать местным немцам, у которых даже деды фахверка не видели, как представитель их единого народа должен жить.

30.


На самом деле адвокат Иосиф Гиршфельд, коллега между прочим молодого Владимира Ульянова, тут правда жил, но был он не немец с Фатерлянда, а еврей из Ровно, в Самару высланный за политическую неблагонадёжность. На новом месте он с политикой завязал, как адвокат преуспел, но на родину вернуться не мог, а вместо евреев сдружился тут с немцами, которые в свою очередь на Волыни не бывали и построили "европейцу" нечто северо-германское. Теперь на фахверке - плакат с криком души жильцов о 40 годах без ремонта, а за ним - очень душевный дворик с гатью и картинами на снегу:

31.


Но фахверк в Самаре - штука известная, а вот куда неожиданнее оказался двор за показанным в прошлой части особняком Маркинсона, или Японским посольством. Занимает его сейчас детская музыкальная школа, поэтому фон этого двора - неловкое пиликанье на скрипке. Тут же и какой-то детский развивающий центр, а таблицу умножения на двери гаража кажется просто хозяева сделали:

32.


И даже зайдя сюда, не каждый заметит в глубине двора синагогу:

33.


Причём это не сама синагога, а какая-то вспомогательная пристройка - к основному зданию ведёт этакий "двор двора":

34.


В одной из следующих частей я покажу огромную Хоральную синагогу - весьма известную достопримечательность Самары. Но эта синагога тоже вполне историческая, и даже старше - построена в 1880 году, а действует с тех пор непрерывно. Её маленький зал отлично просматривается через окна:

35.


Ещё одна синагога какой-то другой иудейской ветви - почти что напротив Хоральной, на первом этаже вот этого здания слева:

36.


Впрочем, внешне никаких признаков, и если бы Михаил drunkdick не сказал мне, что она здесь, я бы, даже зайдя сюда, увидел просто очень душевный дворик с посиделочной:

37.


Но самый впечатляющий двор Самары - на улице Фрунзе, прямо напротив костёла:

38.


Вот только любоваться им лучше во второй половине дня - утром Солнце светит прямо из-за башен:

39.


Хотя и обратная сторона двора, придавленная конструктивистским Домом промышленности, тоже по-своему интересна:

40.


Попадаются колоритные дворики и в Староновой Самаре, то есть тех деревянных предместьях, которых скоро не будет. Вот Михаил повёл меня показать Сумасшедший дворик на Красноармейской (что не ясно в этом абзаце - см. первую часть), а на подходе обнаружил, что из П-образного двор стал Г-образным:

41.


И сумасшедшинка его впечатляет уже не так, как прежде:

42.


Всё это буйство чьей-то фантазии и избытка барахла разрасталось много лет, но Михаил ни разу не видел автора:

43.


44.


А ещё не могу не отметить... Помню, как сокрушался я в латвийском Сабиле, что у нас невозможно ничего подобного тамошнему Двору Кукол - тысячи нормальных людей пройдут, а потом найдётся один хмырь, который всё это изуродует. Однако же стоят подобные сюжеты, и не в глуши, где все друг друга знают, а в большом городе.

45.


45а.


Ещё дальше, на самом краю этих предместий у той самой Полевой улицы, за которой приличные люди не селятся (причём встречаются такие мнения по обе её стороны) ночью лучше ходить осторожно - на тёмной одноэтажной улице Чкалова есть риск повстречать привидение. Именно так выглядит ночью вот эта маленькая часовня со скульптурой Николая Чудотворца, ярко подсвеченной в кромешной темноте:

46.


В этом дворе в новогоднюю ночь на 1956 год произошла знаменитая история о неразумной девке Зое, к которой на танцах не явился кавалер Коля, и она от досады пошла танцевать с иконой Николая Угодника... Дальше, как все знают, Зойке указали, что это святотатство, а та в ответ усмехнулась: "Если Бог есть - пусть он меня накажет!", и в некоторых вариантах байки ещё и для надёжности на икону плюнула. После чего остолбенела - то есть встала неподвижно, как в стоп-кадре, так что и другие люди не смогли её с места сдвинуть. Была остолбеневшая Зоя вроде как жива, сердце по крайней мере билось, но "оттаяла" лишь на Пасху, упала без чувств и на третий день померла. Я, честно говоря, никогда этой легендой не проникался и интересной её не считал, но всё же часть самарского портрета, да и в принципе мистикой этот город богат - мне больше нравится история про мужика-командировочного, который в 1970-каком-то году умудрился доехать от Хлебной площади к вокзалу на метро, при том что метро там даже сейчас нет, а в те времена вообще нигде в Самаре не было. Зоя же остолбенела вот в этом домике, где в те времена жила одинокая старушка, пустившая к себе молодёжь встречать Новый год. В 2014-м году домик сгорел, и хоть не дотла, осталось ему  всё равно недолго. Следующее поколение будет думать, что Стояние Зои приключилась на 25 этаже высокого ЖК:

47.


Здесь же, у самой Полевой, Михаил показал мне ещё одно необычное место - Самарские Кресты:

48.


Так называют здесь старинную тюрьму (1896-98), усматривая сходство в плане с петербургскими "Крестами", хотя на самом деле рисунок её корпусов гораздо сложнее. Работала тюрьма недолго, более всего "прославилась" во времена КомУч, который натурально держал там заложников - членов семей большевиков, происходивших из Самары, и многие из них с падением Республики были вывезены в Сибирь да расстреляны при отступлении. Закрылась тюрьма уже в 1939 году, когда гораздо чаще места лишения свободы открывались, и с тех пор занимает её мединститут - кафедры и общаги в одном здании:

49.


Что и отличает Самарские Кресты от множества других тюремных замков царской России, в большинстве своём по сей день используемых по назначению - сюда можно зайти. И главное - не слишком заметно офигевать сразу у входа, тогда вахтёрша вас не заметит и вы сможете пройти и дальше по коридору:

50.


Узкие галереи на трёх ярусах, гремящие под шагами лестницы, ряды тесных дверей... и снующие среди всего этого очаровательные девушки в белых халатах:

51.


Одно из самых впечатляющих мест Самары:

52.


Если же на вахте возникнут вопросы - всегда можно сказать, что хотите посмотреть камеру Куйбышева. Она расположена на втором ярусе слева от входа практически над вахтой, и в ней сохранён интерьер, на который можно посмотреть, открыв оконце. Валериан Владимирович, сын офицера из Кокчетава, революционной деятельностью занимался в основном в Сибири, и в Самаре оказался в общем-то случайно - в 1916 году бежал с этапа в Туруханск, да был здесь пойман и этапирован туда снова. Но видимо, именно в этой тюрьме он оброс какими-то связями - потому что после Февраля вернулся с пол-дороги в Самару, а после Октября захватил здесь власть. И думаю, заключённый этой камеры ни на секунду не сомневался, что он тут ненадолго, но вряд ли мог предположить, что город переименуют в его честь... в отличие от многих старых большевиков, посмертно.

53.


Ну и совсем уж чтоб два раза не вставать - подойдём к трамвайном депо всё на той же Полевой улице. Таких в городе несколько, но это - старейшее, и хотя трамваем Самара обзавелась довольно поздно (в 1915 году), ныне это вполне трамвайный город. Система здесь обширная, разветвлённая, в час пик служит спасением от пробок, но в остальное время лучше ехать на маршрутке - пути в ужасном состоянии и скорости невелики. До заторов, как в Саратове, дело конечно не доходит, но когда мы сидели в полуподвальном кафе у трамвайных путей, земля при прохождении вагона дрожала так, что пустая пластиковая бутылка на столе падала. Главная особенность самарского трамвая - чрезвычайно разнообразный парк вагонов: три вида "Татры" начиная с 1970-х, три вида КТМ из Усть-Катава, екатеринбургские "Спектры" и белорусские "АКСМ". Наиболее многочислены, увы, первые - ездить по Самаре мне случалось исключительно на них, и даже надежды самарцев на обновление парка вагонов в Мундиалю так и не оправдались.

54.


В глубине депо - часовня с памятником погибшим в войну сотрудникам:

55.


Вот такой в Самаре старый город. В следующих трёх частях познакомимся с ним уже не "по аспектам", а "по районам" - от Хлебной до Самарской площади.

ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область
Гагаринское поле и Лётный городок (Энгельс).
Саратов. Общее.
Саратов. Московская улица.
Саратов. Проспект Кирова.
Саратов. Набережная и улица Рахова.
Саратов. Дома и улицы.
Саратов. Соколовая гора.
Саратов. Западные районы.
Юг области. Красноармейск.
Юг области. Усть-Золиха, Каменка, Золотое.
Самарская область.
Сызрань. Советская улица.
Сызрань. Всё остальное.
Самара (2017). Виды с Волги.
Самара. Колорит Старого города.
Самара. Запасная столица.
Самара. Дворы Старого города.
Самара. От Хлебной площади до площади Революции.
Самара. От площади Революции до площади Куйбышева.
Самара. От площади Кубйышева до площади Славы.
Самара. Север города.
Самара. Безымянка.
Самара. Юнгородок и Управленческий.
Самара (2017). Самарский метрополитен.
Чапаевск.
Челябинская область.
Пензенская область.

невольничье, Космос, дорожное, "Черта оседлости", Самара, Поволжье, транспорт, Самарская область, трамваи, деревянное

Previous post Next post
Up