Жуковский. Часть 2: Старый город, или Авиационная столица России

Mar 21, 2018 12:30



Побывав в космической ( Королёв) и вертолётной ( Люберцы) столицах России, познакомимся теперь и с авиационной. Жуковский - средний по подмосковным меркам (108 тыс. жителей, а с ближайшими посёлками под 150 тыс.) город в 30км от МКАДа, где даже при храмах, как в прошлой части, можно увидеть самолёт или космический корабль. В той же прошлой части я показывал Быково с его старинной усадьбой, а сейчас речь пойдёт о "собственно Жуковском", его советском Старом городе близ ЦАГИ.

Между Быковом и Старым городом - серые панельные микрорайоны и промышленный посёлок Ильинка. Но через весь город, от мест из прошлой части к местам из следующей части тянется ось улицы Гагарина и Туполевского шоссе. У въезда в Старый город, напротив угла промзоны ЦАГИ - Физтеховский сквер с МиГом-21 на постаменте. В 2012 году, проезжая через Жуковский из Раменского, я порядокм удивился, увидев у него на носу широкий пропеллер: вещать его после госов - традиция выпускников расположенного по соседству Факультета аэромеханики и летательной техники МФТИ:

2.


Хотя вездесущие в Подмосковье дачи, усадьбы и станции были и тут, всё же история самого Жуковского чудесным образом обходится без них. Да и описывается она одной фразой: основан в 1933-35 годах на месте деревень Новорождественское и Колонец как посёлок Стаханово при переехавшем из Москвы Центральном аэрогидродинамическом институте, и к 1947 году разросся в город Жуковский. Первоначальное название авиастолицы в честь шахтёра можно объяснить разве что конспирацией, а нынешнее... В силу пресловутого русского литературоцентризма у нас более известен поэт Василий Жуковский, но в данном случае речь идёт про жившего сотней лет позже механика Николая Жуковского, который считается основоположников русской авианауки. Изобретение самолёта ему не приписывали, кажется, никогда, но для авиации бородатый Николай Егорович - такая же икона, как Константин Циолковский (см. в Калуге) для космонавтики. И в общем Жуковский - это город, где никогда не знаешь, откуда на тебя выскочит самолёт:

3.


Самые характерные местные детали - это мемориальные доски авиаконструкторам и лётчикам-испытателям и фрагменты самолётов Великой Отечественной, извлечённые из фронтовых болот - вот, на кадре выше например бронеперегородка кабины Ил-2 из Новгородской области. Буйства граффити, как в Королёве, в авиастолице нет, и всё же народ креативит как может:

3а.


Да и спланирован город так, что к ЦАГИ ведут все дороги. У длинного унылого фасада - бескрайняя площадь Георгия Свищёва, возглавляшего институт в 1967-89 годах, то есть в лучшее для отечественной авиации время. На другой её стороне - высотка Белого дома (1982) и улицы Жуковского и Фрунзе по разные стороны обширного сквера, которые и образуют центр города.

4.


Романтическая эпоха аэропланов-этажерок и любимых дамами пилотов в белых шарфах не обошла стороной и Российскую империю: первые авиазаводы в Москве ("Дукс") и Риге (" Руссо-Балт") появились ещё до революции. Родиной авиации Россия конечно же не была, но рижский 4-моторный "Илья Муромец" стал самым крупным и тяжёлым самолётом своей эпохи, предтечей авиалайнеров и стратегических бомбардировщиков, а его создатель Игорь Сикорский после революции эмигрировал за океан и оказал огромное влияние на великую авиацию Америки. К началу советской власти в России действовало несколько аэродинамических лабораторий, и Николай Жуковский добился их объединения в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), первоначально располагавшийся в Москве на улице Радио за Курским вокзалом. Мимо его конструктивистского здания я проходил не раз, но кажется, стабильно без фотоаппарата. К 1930-м годам в растущей столице институту стало тесно, и для него подыскали удобное место за городом. Со временем от ЦАГИ отпочковалась буквально вся отечественная авиационная наука: Лётно-исследовательский институт в Жуковском, ЦИАМ и ВИАМ ("авиаматериалов" и "авиамоторов") в Москве, крупнейшие конструкторские бюро, все эти Ту(полёв), Ил(ьюшин), Су(хой) и другие. Дитём московской авиации и петербургской артиллерии стала и космонавтика - из ЦАГИ вышел Мстислав Келдыш, а Сергей Королёв работал под началом Андрея Туполева. Вопреки советской привычке регулярно менять название, ЦАГИ так остался ЦАГИ с момента основания и до наших дней, и ныне служит для авиации примерно тем же, чем королёвский ЦНИИмаш для космонавтики - мозговым центром и модератором отрасли. Ну а состояние этой отрасли в постсоветские времена всем вобщем известно: если в конце 1980-х в ЦАГИ числилось 14,5 тысяч сотрудников (как на большом заводе!), то сейчас его штаты насчитывают тоже немалые, но всё-таки куда как меньшие 4 тысячи человек.  Не знаю, как тут в будние дни, а в субботу парковка перед институтом была пустынна, словно Крайний Север.

5.


Размеры ЦАГовской площадки - примерно 1,5 километра на 800 метров, сравнимо со всем Старым городом, и на фотографиях с возудха видно, как её исполинские корпуса довлеют над жилыми кварталами. Здесь проходят "стендовые испытания" самолётов целиком и по частям, и в большинстве корпусов располагаются разного масштаба аэродинамические трубы: не обязательно гонять ещё "сырой" самолёт в воздухе, рискуя жизнью пилота, если можно гнать воздух с той же силой вдоль его неподвижного планера. Символ ЦАГИ и одна из старейших построек - это Т-105 с кадра выше, построенная ещё в 1938-41 годах вертикальная  аэродинамическая труба, в которой имитируется падение со скоростями от 5 до 35м/с. А вот, чуть дальше - корпус статических испытаний:

6.


Есть тут даже гиперзвуковая труба, работающая за счёт перепада давлений - на срок до 1 минуты она может имитировать скорость до 20 мах (7 км/с). Увидеть корпуса в глубине площадки можно разве что с крыш, да и снаружи они в любом случае обычные бетонные коробки. При ЦАГИ есть ведомственный музей, вроде бы более доступный, чем музеи космических предприятий, но после всех страстей по космическим музеям мне связываться с организацией экскурсии не захотелось. Вплотную к ЦАГИ примыкает НИИП (институт приборостроения), занимающийся разработкой систем управления для авиационного оружия. А у его подножья - Первый дом (1937), прозванный так по номеру на улице Жуковского:

7.


Настоящим Первым домом был Чудильник - деревянный барак, перестроенный из ангара, в котором жила первая партия строителей городка ЦАГИ. Строили они примерно вот что - понимая важность авиации, её разработчиков Советы решили поселить в город будущего, генплан которого создали такие мэтры конструктивизма, как братья Веснины. И конечно же, судьба этого генплана была примерно той же, что и у большинства лучших проектов недолгой эпохи конструктивизма:

7а.


Сбербанк напротив Первого дома - вроде бы тех же времён (каланча выдаёт в нём бывшую пожарную часть), но безнадёжно усайдингован:

8.


А шедевром конструктивизма в Жуковском стал огромный Пятый дом (1937), фасад которого и на заглавном кадре:

9.


Причём более всего в нём впечатляет центральный двор-колодец с необычными входами - на 2 арки в совокупности 8 (!) порталов:

10.


Между которыми - своя жизнь, людям извне наверное не особо понятная:

11.


А по бокам ещё два открытых двора с характерными круглыми рамами лестничных окон:

12.


В сквере напротив фасада - Фонарь Жизни, который по идее загорается, когда в Жуковском роддоме случается пополнение. За те несколько минут, что он был в моём поле зрения, жуковчан не прибавилось. Но надо заметить, в отличие от прочего Подмосковья, включая размытый новостройками Королёв, Жуковский производит впечатление города с очень крепким "ядром" коренных жителей и специфическим культурным кодом, в котором самые уважаемые люди так или иначе связаны с авиацией. "Мы - жуковчане" звучит примерно так же гордо, как "мы - петербуржцы".

12а.


По соседству с Пятым домом - Дом учёных ЦАГИ, открытый в 1995 году (мягко говоря не лучшее для учёных время) в бывшем кинотеатре "Родина" (1948). Проект его типовой, и есть такое здание чуть ли не в каждом крупном городе, но этот примечателен тем, что был в своей серии первым.

13.


Хотя война сюда не дошла, и даже не знаю, были ли бомбёжки, а всё же конструктивистский соцгород был уничтожен войной, не родившись. Теперь на месте под те дома-многогранники - промзона, и разве что вот это кафе занимает старую баню, получавшую пар прямо с городской котельной:

14.


За дворами и сама котельная с красивым корпусом 1950-х годов, увенчанным башней:

15.


А в конце улицы - похожий на завод Дворец спорта "Метеор", фактически спортзал ЦАГИ:

16.


После войны генплан поменялся, и Жуковский теперь строился не на север от улицы Жуковского, а от улицы Фрунзе на юг, и именно улица Фрунзе теперь в старом городе главная. В её дальней от ЦАГИ части - квартал пятиэтажек и россыпь памятников: стела (1975) собранному жуковчанами бронепоезду "Москвич" (1941), одинокий герб СССР (вот странно, если его Рублём, Копейкой или ещё чем-нибудь в этом роде не кличут)....

17.


...и ещё один памятник (2014) не вернувшимся с боевого задания - двигатель бомбардировщика Ил-4, сбитого в 1941 году под Калинином (Тверью). А подъезд, у которого он стоит, ведёт в небольшой Музей истории покорения неба:

18.


Главный в России музей авиации с сотнями подлинных летательных аппаратов находится в Монино. В авиастолице-Жуковском 4 авиамузея, но 2 из них ведомственные (в ЦАГИ и ЛИИ), а 2 созданы энтузиастами, и потому невелики. Музей истории покорения неба создавался в 1972-79 годах, как мне было сказано здесь - двумя людьми, но их имён методом гугления я так и не обнаружил. Размером этот музей немногим больше городской квартиры, и состоит из двух залов - общекраеведческого и собственно авиационного.

19.


И краеведческий зал с прялками да коромыслами тут как-то очень в тему: вот жили себе люди, пахали тяжёлую землю, косили сено на далёких лугах, спали вповалку на печках и полатях, хороводы водили на свадьбах, ели жмых в голодные годы, в церквях служили всенощную на Рождество... а потом научились летать. "Не силой своих мускулов, но силой своего разума", как говорил Жуковский.

19а.


Авиационный зал чуть больше, но в общем тоже невелик. У самого входа - бумеранг, первый в мире беспилотный летательный аппарат и образец практической аэродинамики, изобретённый десятки тысяч лет назад (причём, вопреки расхожему мнению - не только в Австралии). Здесь же - крылья холопа Никиты (см. Александров), рисунки монгольфьеров (к счастью, без Крякутного), фотографии первых московских аэродромов и фрагменты старых самолётов.

20.


По забавным табличкам видно, что основные посетители - дети:

20а.


В целом, хотя работают тут прекрасные люди, экспозиция Музея покорения неба меня не впечатлила - у отца Николая из прошлой части есть более интересные аппараты, а почти всё представленное тут можно увидеть в Музее авиации и космонавтики в Москве. Однако зайти сюда стоит ради ещё одной весьма важной реликвии космоса... которую, впрочем, я приберегу на следующей часть.

21.


Третий зал музея - импровизированный кинотеатр, касса и сувенирная лавка. Одна из "фишек" музея - настоящие авиатренажёры, с которыми, впрочем, я не рискнул даже связываться:

22.


Покинув музей, продолжим прогулку по городу - хоть и не состоялся в Жуковском конструктивизм, а послевоенная архитектура здесь столь же оригинальна. На юг от улицы Фрунзе, от фасада городского Дворца культуры (1958) уходит широкий Бродвей - бульвар улицы Маяковского, с 2017 года отмеченный аллеей памятников "Создателям авиации России":

23.


А между Бродвеем и шумной улицей Чкалова, переходящей в дорогу к ЛИИ, тянутся послевоенные кварталы. Стиль Жуковского довольно узнаваем - силикатный кирпич, украшения из красного кирпича, барочные завитушки с отсылкой к каким-то там итальянским палаццо...

24.


...но в первую очередь - АРКИ. Старый Жуковский - это реально город арок, которых в нём так много, что можно пройти несколько дворов подряд по прямой:

24а.


Как следствие - дворовые фасады тут проработаны не хуже уличных, и в общем даже больше, чем архитектурой, Старый Жуковский впечатляет необычной для России организацией пространства: двор и улица здесь - как поверхность ленты Мёбиуса.

25.


На прошлых кадрах - 29-й квартал, первый от улицы Фрунзе. Но самый интересный - следующий 30-й квартал, не тронутый борьбой с архитектурными излишествами:

26.


Перспективы арок:

27.


Палаццо-Жуккьо:

28.


У просторного двора со стороны Бродвея - гостиница "Дружба", причём именно внутрь квартала глядит её главный фасад:

29.


Со стороны улицы Чкалова - изящные ворота, слово уцелевшие от разрушенной усадьбы:

30.


На улице Чкалова же двум кварталам противолежит огромная больница с парой поликлиник - ближе к улице Фрунзе городская в здании 1930-х годов:

31.


Ближе к улице Горького - куда более масштабная ведомственная поликлиника ЦАГИ:

32.


А посредине Покровская церковь (2004-07). Церквей в Жуковском реально много, они тут куда заметнее, чем в большинстве крупных подмосквоных городов: в небо, в небо, в небо, любым доступным способом... Как было у меня в 2015 году на КосмоПасху (выпала она тогда, если кто не помнит, на 12 апреля) - все в храм, а я на самолёт.

33.


Другая сторона 30-го квартала на улице Горького:

34.


И раскинувшийся напротив квартал №31, жуковчанам известный как Туполевский - хотя документов, это подтверждающих, вроде бы нет, местные старожилы помнят, что эти дома закладывались для сотрудников туполевского КБ. А что оно к тому времени в Москве было - детали, если учесть, что своим рождением город обязан переезду ЦАГИ.

35.


Впрочем, по сравнению с 30-м кварталом Туполевский квартал совсем не впечатляет:

36.


А самый невзрачный 32-й квартал в конце Бродвея примечателен хотя бы возрастом - это не хрущобы, а честный конструктивизм последних предвоенных лет:

37.


38.


Как и гимназия №1, едва ли не первое завершённое здание Жуковского (1936) - в технократическом городе жить можно и в бараках-чудильниках, но учиться нужно по высшему классу.

39.


С другой стороны от школы, между улиц Чаплыгина и Ломоносва - Дворянское гнездо, район советских коттеджей и таунхаусов для начальства и академиков ЦАГИ. Подобные коттеджи я видел, например, в институтской части Дубны, а в Москве ещё покажу особняк Королёва.

40.


В глубине кварталов - домики поскромнее:

41.


Это - не малоэтажки, а настоящие таунхаусы с индивидуальными входами и каминами в гостиных:

42.


С краю - целый ряд коттеджей:

43.


Конечно же, богатые дома номенклатуры и красных директоров при Советах строились исправно, но здесь их можно было даже не скрывать - ведь жили в них действительно заслуженные люди, и особняк академика в той системе ценностей совсем не равноценен особняку чиновника или богача. Ну а по нынешним меркам это дача мелкого предпринимателя или дом гастрбайтера в Западной Украине...

43а.


Ещё какие-то руины во дворах. Федеративная Советская Республика Италия ядерной зимой...

44.


Ведут все эти улицы Чаплыгина, Ломоносова, Маяковского к стадиону "Метеор", существующему с 1950 года:

45.


Нынешнему зданию, впрочем, несколько лет:

45а.


Но старше него - магазин спорттоваров напротив:

45б.


По соседству, напротив гимназии - обвновлённый в 2015-м Вечный огонь. В первую очередь он посвящён, конечно же, лётчикам - и не не только погибшим в бою, но и испытателям, и авиации снабжения, и перегонщикам лендлизовских самолётов над Сибирью...

46.


Рядом - памятник "Авиаторы", олицетворяющий связь поколений. Здесь, в Жуковском, совсем не обязательно быть лётчиком или работать в отрасли, чтобы неотъемлемой частью твоего пейзажа были самолёты. Цепочка парков за стадионом и Вечным огнём, - Цаговский лес, ЦПКиО, Треугольник, Лесочек, - отделяет от города Лётно-исследовательский институт имени Громова, где занимаются уже не стендовыми, а практическими испытаниями. Шум моторов откуда-то с неба здесь привычный фон, и не было в СССР или России такого типа самолёта, который бы не поднимался в воздух хоть раз над Жуковским.

47.


Про ЛИИ имени Громова и прилегающий посёлок Кратово - в следующей части.

БЛИЖНИЙ КОСМОС МОСКВЫ-2018
Моя космическая программа. Оглавление.
О популяризаторах космонавтики (Москва и Питер).
Королёв. Общее.
Королёв. Космические предприятия и их музеи.
Королёв. Подлипки и Юбилейный.
Королёв. Костино, Болшево, Первомайка.
Реутов. На параллельной орбите.
Пересвет. Где учат ракеты летать.
Химки. Город.
Химки. НПО Лавочкина и Энергомаш.
Люберцы. Город.
Люберцы. Томилино и завод "Звезда".
Дзержинский и Николо-Угрешский монастырь.
Жуковский и Быково.
Жуковский. Старый город.
Жуковский и Кратово.
Голицыно и парк "Патриот".
Парк "Патриот". Экспозиции.
Москва. Останкино.
Москва. Ходынка.
Москва. Институты и заводы.
Москва. Центр Хруничева.
Москва. Тушино и "Буран".
Москва. ИКИ и ИМБП.

Жуковский, дорожное, Подмосковье

Previous post Next post
Up