Королёв. Часть 3: Подлипки и Юбилейный

Mar 08, 2018 13:18



Побывав в прошлой части на "Энергии" и ЦНИИмаш, главных космических предприятиях России, теперь погуляем по связанным с ним районам. Подлипки старые и новые - это фактически центр Королёва, а ещё недавно бывший самостоятельным городом Юбилейный сам был одним из мест у истоков отечественной космонавтики.

Историю Подлипок я рассказывал и в прошлой, и в первой частях о Королёве, поэтому здесь напомню её совсем кратко: у станции Подлипки-Дачные, открытой в 1914 году на боковой ветке железной дороги, планировалось создать крупный дачный массив, но из-за Первой Мировой войны и строительства военного завода английской фирмы "Бекос" вместо этого получился рабочий посёлок. "Бекос" при Советах стал заводом №8 имени Калинина (сокращённо ЗиК), поэтому и посёлок в 1928 году получил название Калининский, а в 1938 вырос в городок Калининград. Завод в 1946 году перепрофилировали на освоение ракетных технологий, отдав его в подчинение 3-го отдела НИИ-88, из которого выросло КБ Сергея Королёва, в честь которого спустя полвека и город получил своё нынешнее название. Словом, внешне Подлипки - это пролетарский городок эпохи Первых пятилеток.

2.


И если вы ценитель советской архитектуры, то покинув электричку на Подлипках-Дачных, сначала идите не направо, где центр, а налево - в Завокзальный район. Площадь у станции нам ещё пригодится в конце прогулки, потому что именно оттуда ходят автобусы в Юбилейный. Но сейчас сходим лишь до первой от путей параллельной улицы Грабина, где среди характерных именно для Завозкалья парных многоэтажек, соединённых висячими балконами, стоит несколько конструктивистских домов второй половины 1930-х.

3.


Слева - общежитие, известное как Дом-пароход:

4.


С другой стороны - три жилых дома: центральный С-образный корпус и два прямых по бокам.

5.


В принципе, если оставить за скобками космическую тему, то именно вот такой вот простенький постконструктивизм и определяет облик исторических районов Королёва.

6.


С другой стороны от железной дороги на карте хорошо заметен треугольник улиц Коминтерна и Ленина. Причём вторая начинается у путей буквально из ниоткуда и до площади Ленина фактически идёт по дворам, так что именно улица Коминтерна - основной путь в центр от станции. Вдоль неё - ряд 4-этажек, и хотя выглядят они классическими хрущобами, на самом деле это честные 1930-е годы:

7.


В последнем квартале на острие треугольника конструктивизм более очевидный:

8.


Когда заселялись эти дома, будущая "Энергия" ещё делала пушки, а молодые Сергей Королёв и Михаил Тихонравов везли свою ракету в трамвае испытывать в подмосковном лесу:

9.


Последний дом от вокзала и первый (1926) по времени постройки:

10.


Через Сиреневый сквер он глядит широким фасадом на местную площадь Ленина. Она невзрачна на местности, но очень живописна на карте - на север и юг с неё уходит улица Ленина, на восток, в городские кварталы, тризубец Октябрьской, Кирова и Коминтерна, а на запад, за спину "Ильича, машущего руками" (так его назвал кто-то из группы, с которой я ходил в музей РКК "Энергия") - широкий бульвар к увенчанной ракетой "энергетической" проходной. Розовое здание поодаль - это фабрика-кухня (1930-31) завода имени Калинина, ныне занятая всякой всячиной, а за теми новостройками - ЦНИИмаш:

11.


Чуть ближе к заводу - пожарное депо (1926):

12.


А в грязном тупике параллельной улицы Гагарина и вовсе сохранилось старейшее здание Подлипок - жилой дом "Бекоса" (1916), построенный видимо для английских специалистов. По изначальному проекту здесь планировалось делать "военные самоходы", то есть штабные автомобили и броневики, у которых, как известно, "срез похож на срез грибницы".

13.


На улице Ленина ближе к ЦНИИмашу среди прущих новостроек каким-то чудом уцелело 3 деревянных домика самого начала 1920-х годов:

14.


И они ещё борются за звание дома высокой культуры быта!

14а.


Скорее всего, эти дома экстренно строились после эвакуации в Подлипки петроградского "Арсенала", объединение с которым и превратило "Бекос" в артиллерийский завод. Как бы то ни было, в эпицентре застройки стоять им явно осталось недолго:

15.


Итак, пока мы шли вдоль завода "Энергии", и в призаводских кварталах хорошо видны метания становления предприятия. Теперь будем от него отдаляться - от "Ленина, размахивающего руками" по Октябрьской улице всего квартал до Центральной площади. Наверное, в те времена, когда город был Калининградом, она называлась площадью Калинина, а вот площадью Королёва почему-то так и не стала. Над ней довлеет огромный городской Дворец культуры имени Калинина (1963). А назвали бы его ДК им. Королёва - и в городе был бы самый настоящий Королевский дворец:

16.


Но пожалуй интереснее фасада - задний дворик, где свалены в кучу с грузовиками и пушками ЗиКа спускаемые аппараты "Союзов". Королёв такой Королёв...

17.


Дворик с техникой глядит на Старый клуб ЗиКа (1927-29), ныне занятый детской музыкальной школой, а дальше начинается обширный Центральный парк:

18.


За школой - ещё и вот такая стела с Двуглавым орлом, не знаю, что именно здесь символизирующая:

18а.


Сама площадь являет собой довольно странное зрелище - бескрайне широкая и пустая. Она лежит в стороне от главных городских магистралей и деловых центров, и служит наверное отличным местом для народных гуляний и торжеств (особенно ярко мне здесь представляется, конечно же, торжественный митинг в 10-х числа апреля 1961 года!). Напротив дворца культуры - длинная мозаика, повествующая о пути города к статусу Космической столицы:

19.


С краю площади - Сквер Покорителей космоса и совсем новый (2017) памятник Королёву и Гагарину. Юрий Алексеевич, как известно, был метр с кепкой, а учитывая, что памятник сделан по фотографии, судя по всему и Сергей Павлович роста был не огромного.

20.


Ну а дальше на восток тянутся жилые кварталы Подлипок. Наиболее интересный архитектурный ансамбль, в основном 1950-х годов, - вдоль главной улицы Циолковского. На многих домах - мемориальные доски: тут, например, жил Василий Мишин, заместитель Королёва, главный конструктор будущей "Энергии" в 1966-74 годах. Его эпоху традиционно принято считать упадком советской космонавтики, когда была проиграна Лунная гонка и не взлетела свертяжёлая ракета Н1, да и все 4 погибших при освоении космоса (Комаров и Волков, Пацаев, Добровольский) - также пришлись на эпоху Мишина. Разумеется, могу допустить, что его сделали "козлом отпущения", но сняли Мишина в 1974 году с позором, а с назначением на его место ракетно-космического патриарха Валентина Глушко отрасль ожила на глазах. При этом все они - и Королёв, и Мишин, и Глушко - были не Министрами общего машиностроения и не руководителями каких-нибудь ещё координирующих структур, а лишь главными конструкторами "Энергии" (с поправкой на разные её названия - ОКБ-1, ЦКБЭМ и др.). Так много значило это предприятие, что его главный конструктор был просто в СССР "Главным по Космосу":

21.


Обратная сторона дома Мишина. И вот живут ведь тут люди, для которых строить космические корабли - рутинная работа, как для нормального москвича бумажки в офисе перебирать.

22.


А вот, кажется, на заводе что-то пошло не так:

22а.


Архитектура городка космических кораблестроителей очень узнаваемая, и в ней много звёзд:

23.


Дальше по улице Циолковского:

24.


24а.


А здесь жил Лев Локтев - главный конструктор ещё не "Энергии", а артиллерийского завода №8 1930-х годов. Стало быть и сам этот квартал ещё довоенный:

25.


И думаю, вы обратили внимание на ещё одну особенность Подлипок - необычайно стерильный пейзаж, во многих уголках не изменишийся с советских времён. Большая часть Королёва - вполне обычное Подмосковье, но Подлипки удивляют тем, что здесь гораздо меньше вывсеок и почти нет наружной рекламы. И это (а мы шли сюда с обратной стороны) добавляет серьёзности - сразу понимаешь, что пришёл в район, где делают что-то особенное.

26.


С запада и юга Подлипки ограничивают промзоны, с севера - железная дорога, а вот на востоке - Акуловский канал, построенный в 1932-37 годах "заключёнными каналармейцами". Вернее, официально он просто Восточный, и входит в систему Канала имени Москвы - по последнему вода из Волги поступает в Акуловское водохранилище на подмосковной реке Уча, откуда Восточный канал несёт её в Москву. Впрочем, как такового канала в черте Королёва нет - вода здесь течёт по трубам.

27.


Строить на канале, однако, всё равно нельзя, поэтому при отсутствии русла у него есть набережная - цепочках скверов, пересекающих город от Комитетского леса до Лосиного острова. О трубе под ними напоминают внушительные здания "переключателей", перебрасывающих воду между ниток канала. Расположены они каждые 2 километра, и с проспекта Циолковского тот, что на кадре выше виден по ходу нашего движения слева, а этот - справа:

28.


Ещё тут есть часовня Александра Невского (1996-99):

29.


Громадный Мемориал Славы (1985):

30.


И в глубине парка храм Владимира Киевского, построенный в 2017 году вместо деревянной времянки начала 1990-х:

31.


На всё это со стороны Старых Подлипок глядит гостиница, к которой приставлена зачем-то ракета от первого советского ракетного комплекса ПВО С-25М "Беркут" (1955). Вернее, это даже более хитрая её экспериментальная модификация "изделие 218" под ядерный заряд, если я не ошибаюсь, так и не пошедшая в серию. Зачем она именно здесь - точно не знаю:

32.


За каналом начинаются Новые Подлипки, и улицу Циолковского в цепочке преемственности сменяет проспект Королёва. Здесь же и памятник Главному, поставленный в 1988 году. Сергей Павлович тут суров и пессиместичен, словно недоволен судьбой своей отрасли.

33.


В 1960 году в состав подмосковного Калининграда включили городок Костино, оформившийся в 1940 году; в 1963 к нему добавились село Болшево и фабричные посёлки Первомайский и Текстильщик, и в итоге Калининград стал представлять собой этакий бублик с дыркой, в роли которой была деревня Куракино. На её-то месте с конца 1960-х годов и началось строительство Новых Подлипок, которые в "космической столице" не могли не стать одним из передовых районов советского градостроительства.

34.


Гордостью Новых Подлипок стали возведённые в 1968-73 годах Молодёжные жилищные комплексы, или Книжки, где давали квартиры молодым семьям передовиков-комосольцев. Вот один из таких на заднем плане, за фасадом ЗАГСа, а всего их стоит в ряд три штуки:

35.


Во дворах - ряды таких вот башен:

36.


А параллельно Книжкам тянется местная Китайская стена с библиотекой, шахматным клубом и ещё какими-то подобными заведениями на первых этажах:

37.


Мозаики Китайской стены. На заре своей истории это наверное правда был особый район, населённый красивыми и образованными людьми. Сейчас - как мне показалось, просто самая оживлённая и многолюдная часть Королёва, его современный центр.

38.


Посередине затесалась ещё и пара новостроек:

39.


В том числе 25-этажная башня "Статус", которую из-за вертикальных пропорций издали можно принять за полноценный небоскрёб:

40.


Дальше, за Коммунальной улицей, Новые Подлипки сменятся Костином, которое я оставлю до следующей части. А сейчас напоследок съездим в Юбилейный, расположенный отсюда за железной дорогой и густым Комитетским лесом. Причём прямой дороги туда из Новых Подлипок нет - автобусы ходят либо из Костина, либо от станции Подлипки. Название Комитетский лес - не от того комитета, про который можно подумать: с 1776 года здесь владел землёй и деревнями Попечительский императорский человеколюбивый комитет, на средства которого содержались приюты и больницы по всей Российской империи. Не знаю точно, когда он был упразднён, но название леса осталось, и именно его близость способствовала "дачным" перспективам. Но судьба сложилась иначе, и в 1939 году в лесу началось строительство Московского военно-инженерного училища. В 1946 году, впрочем, оно перебазировалось в Ленинград, а на площадке разместилась другая организация - НИИ-4. В своём тогдашнем виде он, наряду с НИИ-88, составлял половину будущего ЦНИИмаша - если НИИ-88 занимался ракетной техникой, то НИИ-4 как головной институт ракетных войск вырабатывал стратегию и методику того, зачем нам нужны ракеты и как их применять. И если в НИИ-88 попал Сергей Королёв, то в НИИ-4 работал Михаил Тихонравов, в 1933 году вместе с Сергеем Павловичем запускавший первые советские ракеты ГИРДа. Тихонравов ещё помнил мечты о Марсе, и к 1954 году пробил в НИИ-4 концепцию вывода в космос с помощью ракеты искусственного спутника Земли. Примерно тогда же, в 1955 году, сюда пришёл знакомый нам по прошлой части Юрий Мозжорин, создатель первого в мире координационно-вычислительного центра для полётов ракет и космических аппаратов: в НИИ-4 поступали данные с 13 наблюдательных пунктов по всему СССР от Колыма до Крыма, слагая полную картину полёта. Перейдя в 1961 году в НИИ-88, Мозжорин "перетащил" туда и немалую часть функции НИИ-4, эффективно управлять которыми просто не смог бы больше никто, и занялся там созданием ЦУП. Так НИИ-88 в 1967 году и превратился в ЦНИИмаш, мозг отечественной космонавтики, где и новые космические аппараты создают, и полётом старых управляют. КВЦ НИИ-4, впрочем, тоже никуда не делся, лишь в том же 1967 переехал в ЗАТО Голицыно-4 (нынешний Краснознаменск) как Главный центр испытаний и управления космическими средства имени Германа Титова. "Военный ЦУП" на самом деле даже влиятельнее гражданского - все команды других ЦУПов (а помимо ЦНИИмаша свои ЦУПы есть и крупнейших производителей спутников и межпланетных станций - ЦУП-Л у НПО Лавочкина в Химках и ЦУП-НХ у "Информационных спутниковых систем" в Сибири) проходят через него и дублируются, но военными спутниками и полётами межконтинентальных ракет управляет только Центр Титова. Ну а НИИ-4, потеряв свой ЦУП, остался в роли главного координирующего органа ракетных войск, где занимаются в наше время не столь железом, сколько концепциями его применения и выбором перспективных разработок.

41.


Площадка НИИ-4 скрыта за высоченным забором, но в самом удачном месте, какое только можно было придумать, какой-то исламский террорист с лопатой догадался насыпать для удобства шпионов горку спрессованного снега. Я быстро залез на неё и совершил своё чёрное дело - конечно же, сфотограифровал стратегический объект. Тут обратите внимание на длинное здание справа - на викимапии оно отмечено как Старый ЦУП. Там находился тот самый координационно-вычислительный центр Юрия Мозжорина, и не вдаваясь в технические подробности скажу лишь, что это именно отсюда вели по небу и Первый спутник, и обречённую Лайку, и Белку со Стрелкой, и Юрия Гагарина, после полёта которого Юрий Мозжорин и переместились в ЦНИИмаш, наладив новый вычислительный центр там.

42.


Разросшийся посёлок НИИ-4 в 1972-86 годах представлял собой ЗАТО Болшево-1, затем открытый военный городок, а в 1992-2014 годах - самостоятельный город Юбилейный. На момент упразднения и объединения с Королёвом в нём жило 32 тысячи человек - немногом по меркам Ближнего Подмосковья, но и не то чтобы совсем мало.

43.


И даже небоскрёб успели построить - на дальнем конце Сквера Победы, начинающегося у НИИ-4:

44.


О том, что Юбилейный ещё недавно был городом, напоминает свой, очень чёткий центр близ Сквера Победы. Например, пешеходная улица со скульптурами и инсталляциями:

45.


46.


47.


Ну а большая часть Юбилейного - это ухоженные и весьма уютные даже в зимникх сумерках, но очень уж мощные бетонные джунгли, где не из каждого двора увидишь небо. И на самом деле впечатляет, что какое-то чувство обособленности тут вообще осталось, когда вокруг - неофициальный город-миллионник Коротищи, а вокруг него - Московская агломерация с населением под 20 миллионов человек.

48.


В следующей части - про Королёв Некосмический: Костино, Болшево и Первомайку.

БЛИЖНИЙ КОСМОС МОСКВЫ-2018
Моя космическая программа. Оглавление.
О популяризаторах космонавтики (Москва и Питер).
Королёв. Общее.
Королёв. Космические предприятия и их музеи.
Королёв. Подлипки и Юбилейный.
Королёв. Костино, Болшево, Первомайка.
Пересвет. Где участ ракеты летать.
Реутов. На параллельной орбите.
Химки. Город.
Химки. НПО Лавочкина и Энергомаш.
Люберцы. Город.
Люберцы (Томилино). Завод "Звезда" и его музей.
Дзержинский и Николо-Угрешский монастырь.
Москва. Останкино.
Москва. Разное.
Москва. Институты и предприятия.
Москва. ИКИ и ИМБП.

"Молох", Космос, дорожное, Королёв, деревянное, Подмосковье

Previous post Next post
Up